Найти тему
Внук Эзопа

Стоицизм. «Письма от стоика» и мудрость Сенеки

Философ и римский государственный деятель Луций Сенека был приговорён к смертной казни двумя сменявшими друг друга императорами — Калигулой в 37 году нашей эры и Клавдием в 41 году нашей эры. Сумев избежать обоих смертных приговоров, он затем провёл 8 лет в изгнании на острове Корсика. Считается, что причиной изгнания стал роман с сестрой императора Калигулы.

Но на этом бурная жизнь Сенеки не закончилась. В 65 году нашей эры он был вовлечён в неудавшийся заговор против императора Нерона, который, по мнению некоторых, сделал бы его императором. После неудавшегося государственного переворота Сенека был вынужден покончить жизнь самоубийством, перерезав себе артерии в горячей паровой бане.

Несмотря на свою полную интриг политическую жизнь и частые проблемы со здоровьем, Сенека сумел зарекомендовать себя как выдающийся философ-стоик. Сегодня он наиболее известен своей работой «Письма от стоика», состоящей из серии писем, адресованных молодому начинающему стоику.

Центральным в философской школе стоиков является идея жизни «в согласии с природой». Это включает в себя использование разума для различения принципов, действующих в мире природы, и для приведения наших мыслей, эмоций и действий в соответствие с этими экзистенциальными «данностями» или «законами природы».

Для стоика принятие судьбы — основополагающий принцип жизни в согласии с природой. Это требует от нас признания того, что, хотя у нас есть некоторая сила влиять на ход нашей жизни, в конечном счёте наша судьба находится вне нашего контроля: «Ничто не вечно, будь то для отдельного человека или для общества; судьбы людей и городов одинаково устремляются вперёд. Террор поражает в самой спокойной обстановке, и без каких-либо помех на заднем плане, которые могли бы породить его, бедствия приходят с наименее ожидаемой стороны».

Судьба накладывает одинаковые ограничения как на «низших, так и на высших»
Судьба накладывает одинаковые ограничения как на «низших, так и на высших»

✅ Большинство людей возмущаются судьбой, когда она прерывает их жизнь суровыми невзгодами. Сенека считал такой ответ бесполезным. Судьба накладывает одинаковые ограничения как на «низших, так и на высших», она «обладает одинаковой властью над всеми». Каждый человек должен переносить страдания, болезни, потерю близких и справляться со знанием о своей неминуемой смерти.

Разумный ответ на этот факт — принять свой жребий в жизни, примириться с судьбой и мужественно смотреть в лицо всему, что она нам преподносит: «Ибо единственная безопасная гавань в бушующем, неспокойном море этой жизни — это не беспокоиться о том, что принесёт будущее, и быть готовым и уверенным в себе, готовясь принять, не прячась и не дрогнув, всё, что бросает нам судьба».

Большинство людей не верят, что способны мужественно принимать всё, что бросает им судьба, а вместо этого съеживаются от страданий, болезней, потерь и смерти.

Сенека же верил, что мы более чем способны вынести любые невзгоды: нам просто нужно заглянуть внутрь себя, чтобы найти необходимые силы и внутренние ресурсы, и не обращать внимания на часто бесполезные мнения большинства:

«Но вам не нужно верить болтовне окружающих вас людей: во всём этом нет ничего злого, невыносимого или даже тяжёлого. Эти люди боятся этих вещей по некоему общему согласию… У моего друга Деметрия есть хороший способ изложить вещи, когда он говорит… что для него высказывания непросвещённых подобны звукам, исходящим из живота. „Какая мне разница, — спрашивает он, — откуда доносится их ропот, сверху или снизу?“»

Многие люди испытывают беспокойство из-за того, что уделяют слишком много внимания болтовне непросвещённого большинства, позволяя мнениям масс влиять на их образ жизни. Такие люди обычно тратят огромное количество времени на доработку своей внешности, стремясь в первую очередь хорошо выглядеть в глазах окружающих.

Но, как указывал Сенека, внешность часто обманчива и довольно часто используется как фасад, чтобы скрыть «я», поражённое слабостью, страхом и неуверенностью в себе.

Поэтому мы должны судить других не по их социальному положению, внешности или тому, чем они владеют, а по их внутреннему характеру: «Человек, который рассматривает седло и уздечку, а не само животное, когда он собирается купить лошадь, глуп; точно так же только абсолютный дурак оценивает человека по его одежде или по его социальному положению, которое, в конце концов, является всего лишь тем, что мы носим как одежду».

Следуйте своему счастью

Внук Эзопа