Найти тему
Строительный мир

Первый и единственный в регионе: в России с нуля построят международный аэропорт

Стоимость этого крупного проекта, к реализации которого приступят уже в текущем году, составит порядка 28 млрд руб. Ввод объекта в эксплуатацию ожидается в 2028-м. Соглашение, в рамках которого предполагается проектирование, строительство и эксплуатация новой воздушной гавани, стороны подписали 15 июля 2024-го. Договор в присутствии вице-премьера РФ Александра Новака заключили власти Карачаево-Черкесии и УК «Аэропорты Регионов».

© Управление пресс-службы и информационной политики  Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики / kchr.ru (По словам Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Александра Новака, реализация данного проекта является важнейшим событием не только для Карачаево-Черкесии, но и для всей России)
© Управление пресс-службы и информационной политики Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики / kchr.ru (По словам Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Александра Новака, реализация данного проекта является важнейшим событием не только для Карачаево-Черкесии, но и для всей России)

Сегодня упомянутая республика остается единственным субъектом Северо-Кавказского федерального округа, который не имеет собственного аэропорта. Данный вопрос приобрел особую актуальность после 2013-го, когда в Зеленчукском районе открылся всесезонный курорт «Архыз». Однако из-за отсутствия должной инфраструктуры туристам приходится добираться до места через международный аэропорт Минеральные Воды (Ставропольский край), расположенный примерно в 210 км от Архыза.

Ожидается, что к концу десятилетия ежегодный турпоток в республику будет на уровне 4 млн человек, то есть в два раза больше, чем сегодня. В развитие «Архыза» намерены вложить большие средства и сделать его главным федеральным курортом России. В перспективе к нему протянут и автодорогу, о чем можно прочитать по ссылке в конце статьи.

Что касается будущего международного аэропорта, то он сможет обслуживать до 2 млн пассажиров в год. Площадь терминала, который построят из экологически чистых материалов с зеленой кровлей, составит 24 тыс. кв. м. Протяженность взлетно-посадочной полосы — чуть более 3 км при ширине 45 м. На стоянке единовременно сможет разместиться до десяти воздушных судов (в дальнейшем перрон расширят более чем в два раза). Здесь смогут садиться и взлетать современные типы среднемагистральных и дальнемагистральных самолетов.

Данный проект будет реализован в формате государственно-частного партнерства. Основные объекты построит инвестор. На деньги местной казны проложат подъездную автодорогу и обустроят внешние коммуникации. За счет федерального бюджета создадут объекты аэронавигации.

© pxhere.com (Иллюстрированное фото)
© pxhere.com (Иллюстрированное фото)

Для УК «Аэропорты Регионов» это одна из двух крупнейших инициатив, воплощение которых планируется в ближайшее время. Аналогичный объект за 43 млрд руб. компания в сотрудничестве с Росавиацией и местными властями намерена построить в районе Омска.

Новый аэропорт заменит действующий, расположенный в черте города. Соответствующее концессионное соглашение стороны подписали в июне текущего года. Примечательно, что к реализации этого сибирского проекта приступали еще при СССР, однако объект так и не был достроен.

Что касается аэропорта в Карачаево-Черкесии, то, как отметил в комментарии нашему каналу российский ученый, экономист, к.э.н., техноброкер Сергей Гатауллин, построение транспортно-мощного государства сегодня является безусловной стратегической целью геопространственного развития России. Однако, по мнению эксперта, крупные инфраструктурные проекты, реализуемые в рамках концессионных соглашений, требуют самых детальных технико-экономических обоснований.

«На сегодня экономическая целесообразность строительства нового аэропорта в Карачаево-Черкессии основана на прогнозных оценках удвоения туристического пассажиропотока в регион к 2030 году и ожиданиях мультипликативного эффекта. Но это лишь один из возможных сценариев развития, по большей части сформированный при отсутствии зарубежных туристических альтернатив в прогнозном периоде. Остается надеяться, что ожидаемый и эффективный для заявленного предварительного объема инвестиций пассажиропоток аэропорта будет достигнут».