Найти тему

Как поменялся особенный ребенок, которого все боялись

Оглавление

Ну, ладно, не так уж прямо все, но очень многие. Как дети, так и некоторые сотрудники нашего социального спецучреждения для детей с особенностями развития, куда этот мальчик приезжал пару раз полежать в стационаре.

Так же как и все ребята, он получал по целому комплексу и медицинских, и психологических, и педагогических услуг, несмотря на то, что не имел особого желания их получать и в целом общаться с окружающими.

И детей, и взрослых, и сотрудников, и мамочек других ребят из стационара - всех этот мальчик категорически презирал и всегда норовил задеть, обидеть, сделать кому-то больно. А "режимные моменты" учреждения и просьбы воспитателей - обкладывал грубыми выражениями, размахивая руками и ногами.

Если что - мальчик был вполне смышленый и развитый для своего возраста (и "ментального" диагноза).

Как ни хихикнула судьба по отношению к окружению этого мальчика, звали его красивым и светлым именем Добролюб. И немудрено, что и дети из стационара, и их мамочки, и даже сотрудники - все его за глаза называли Злолюб!

Об этом мальчике у меня есть публикация двухлетней давности. Там я подробно описывала его поведение, его отношение к людям...

Кстати, тогда еще осудили меня некоторые читатели! Мол, позволили педагоги другим ребятам обзывать ребенка Злолюбом, а значит - сами его обидели, оскорбили, расстроили. И это мы, педагоги, виноваты, что Добролюб стал Злолюбом! А то, что он ДО этого вытворял (еще не получив "говорящее" прозвище) - так это ерунда, мальчишечка просто "прощупывал границы", как любят говорить некоторые защитники...

Ну и ладно, прощупывал - так прощупывал. Видимо, это НОРМАЛЬНО прощупывать так, чтобы всем-всем окружающим было неприятно, некомфортно и обидно.

В общем, кто о Добролюбе-Злюлюбе не читал - ссылочка на 2 абзаца выше.

Однако

Наряду с защитниками особенного мальчика, среди гостей встречались также сторонники жестких мер воспитания и еще люди с довольно интересным мнением.

Они не осуждали ни Добролюба (с его вопиющим поведением), ни еще одного серьезного мальчика, который давал ему отпор, ни педагогов, которые разрешали другим ребятам давать ему этот самый отпор...

Они просто предлагали иной и очень оптимистичный вариант дальнейшего развития событий: мол, мальчик повзрослеет, израстется - и все его "заморочки" уйдут сами собой.

Как же мне нравилась эта версия, вселяющая оптимизм! Не только ради самого Добролюба, а хотя бы даже из-за чисто эгоистических побуждений! Всё-таки, мы ведем творческие кружковые занятия в учреждении... а какому педагогу приятно, когда у него на уроке ребенок грубит и дерется, а?

И вот он снова в стационаре!

Да, уже в этом году! А ведь уже больше двух лет он к нам в учреждение не приезжал...

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

И далеко не все педагоги, у которых он тогда занимался, помнят его. А больше половины нынешних педагогов - вообще его не знают (те, прежние - уволились, а новеньким - еще только предстояло с ним познакомиться).

Ай-вай! А я-то отлично помню и поведение Добролюба у себя на занятиях, и жалобы воспитателей на него, уууу!

И я пошла к заведующей отделом с личной просьбой:

Готова взять больше занятий с другими детьми, только, пожалуйста, не ставьте Добролюба ко мне на занятия!

Все-таки, она-то, как более "новый" человек в отделе, этого мальчика не знает, а я - знаю очень хорошо! И знаю, что если он у меня на занятии начнет "барагозить" - то моей "зашитой послеоперационной голове" придет хана... Да, вот такой я нерадивый специалист, честно боюсь! К тому же, мальчик и раньше был довольно крупный и сильный, выше и шире меня, а сейчас - он вырос еще больше!

В кабинете сидела начмед. Она меня спросила:

- Настён, а почему ты так уверена, что Добрынюшка будет тебя обижать? Это в ТВОЕЙ компетенции - не давать ему повода так делать! Да и много времени прошло, мальчик мог стать другим, а ты уже заранее на него наговариваешь.

- Да-да, - подтвердила заведующая, - ну не можем же мы просто БАЦ - и указать ему на дверь! Или сказать его маме, что педагог не возьмет ее сына на занятие, потому что боится, что он побьет её. Это будет выглядеть как минимум странно.

И... что-то меня дернуло за язык... Нет, я - ни разу не хамка, не скандалистка, и смелости у меня - с кофейную чашечку, не умею я бороться с начальством нахрапом, а тут говорю начмеду:

- Хорошо! Я поставлю ему пробное занятие! Но только если ВЫ лично будете сопровождать его и будете присутствовать на этом занятии. И если ВЫ гарантируете, что Добролюб меня не тронет...

Видимо, подействовало!

Начмед не дала мне договорить! Она похлопала по плечу нашу заведующую, сказав ей:

- Ладно, я с его матерью поговорю. Не ставьте.

Ну, право! Начмед-то, в отличие от заведующей отделом, уже сто лет тут работает, еще с рядового врача начинала, с тех времен, когда я сама еще подростком была! Через нее не только кучи пациентов прошли, но уже даже и их дети!

И Добролюба она хорошо помнила!

Нынешний Добролюб

В стационаре он лежал - без мамы, т.е. на попечении воспитателей. Ну, вполне ожидаемо, он-то обслуживать себя умеет, и мысли свои выражать словами - тоже. Да и вообще, большой мальчик!

На первой неделе смены...

Когда у него по расписанию должен был быть урок (ИЗО) с моей соседкой по кабинету, к нам зашла воспитательница из стационара:

- Предупреждаю, Добролюб сегодня на урок не придет. Я не могу его уговорить, да и вам тоже не стоит его нервировать.

- А что не так? Плохо себя чувствует? - спрашивает коллега.

- Ээээ... нууу... Короче, он послал меня! Не хочу даже нарываться. В общем, поставьте галочку, что он у вас был.

- А если врач-куратор будет о нём спрашивать, что ЕЙ тогда говорить? - интересуется соседка.

- Врач? Тсссс, дык он её тоже послал! Уже! Да, вот прям так!

Обалдеть!

Конечно, коллега облегченно выдыхает, да и я сама за нее в душе радуюсь, но, блин-блинский, а с какой вообще тогда целью этот мальчик в стационаре лежит, мммм?

Ах, да! Еще выяснилось, что Добролюб в первый же вечер пребывания в стационаре уже успел сцепиться с мамой мальчика из соседней палаты, да так, что сломал ей очки.

А когда медсестра проходила с "аптечным сундучком" по коридору (раздавала таблетки по палатам), наш "герой" разбежался и с криком "ука!" ударил снизу вверх по сундучку рукой... естественно, выбил!

Хороший сундучок у медсестры, надежный, с замочком! Ничего не растеряли, а то бы и у медсестры проблемы случились!

Насчет столовой

Тоже раз от разу воспитателям приходилось уговаривать его спускаться вместе со всеми в столовую по расписанию. Здесь Добролюб был непредсказуем: то пойдет, то пошлёт, то пойдет, то пошлёт...

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Заведующая стационаром (еще одна заведующая) - тоже решила не провоцировать никого и не заставлять воспитателей каждый раз Добролюба уговаривать, а распорядилась так:

Включить Добролюба в список детей, которым работники кухни приносят еду лично в палату (среди них обычно "маломобильные" ребятки или совсем тяжелые умственно, которым сложно даже по этажу ходить без поддержки и подсказки).

Конечно, некрасиво это по отношению к другим ребятам и родителям, но... зато у сотрудников душа спокойнее! Никто не скажет, что ребенка не кормят: пришли, под нос поставили - а дальше уже ЕГО дело, есть или разбрасывать. А потом, через полчаса - забрали поднос с посудой обратно. Вот как-то так.

Весело, конечно...

Но ведь... и такие ребята бывают. И ничего не поделаешь. Просто я серьезно надеялась, что такие товарищи как Добролюб - всё же могут поменяться в лучшую сторону.

Однако, как говорила одна из моих старших коллег: отрицательная динамика - это тоже динамика. И она - лишь показатель того, что работа с ребенком была неправильной. Или её вообще не было, вот!

А Вам, дорогие читатели, желаю, чтобы любая работа была в радость. И отдых - тоже!

Буду признательна за верные визиты, добрые лайки и новые подписки