Найти тему
МотоКлассика

ХУДОЖНИК И ЕГО МОТО-ГУЦЦИ - ANTONIO LIGABUE

«Вы никогда не увидите мотоцикл, припаркованный у кабинета психиатра»

Для легендарного Outsider Art Антонио Лигабуэ мотоциклизм — как только он его открыл — стал неотъемлемой частью его самосовершенствования. Его история трагически вдохновляет, поскольку он был настоящим изгоем даже в детстве, выгнанным из своей семьи и даже из своей родной страны, измученным невзгодами, травле, одиночеством, голодом, нищетой и психическими заболеваниями, но при этом создающим удивительные рисунки, картины и скульптуры, которые сегодня считаются национальным достоянием в его приемной Италии. Хотя он в разное время жил в учреждениях, частных домах и даже в примитивной хижине на берегу реки, в конце концов его безумно созданные произведения искусства начали продаваться, и когда у него появилось достаточно денег, первым делом он купил новый Moto Guzzi... и в конечном итоге у него их стало 16. Лигабуэ не известен за пределами Европы, но в его родном городе Гуалтери есть музей, посвященный ему , а история его жизни стала предметом множества книг, телесериалов и фильмов,

включая недавнюю отмеченную наградами драму «Volevo Nascondermi» (Hidden Away, 2020) ,

Антонио Лигабуэ на своем Moto Guzzi Astore 1950-х годов. [Музей Лигабуэ]
Антонио Лигабуэ на своем Moto Guzzi Astore 1950-х годов. [Музей Лигабуэ]

Антонио Лигабуэ родился 18 декабря 1899 года в Цюрихе у незамужней матери Элизабетты Коста, которая жила во Фрауэнфельде и работала поденной рабочей. Элизабетта была итальянкой и вскоре встретила и вышла замуж за другого итальянца, Бонфильо Лаккабуэ, уроженца Гуальтьери в Реджо-Эмилии. Бонфильо усыновил Антонио, дав ему фамилию Лаккабуэ и сделав его, согласно законам того времени, гражданином Гаултери. Несмотря на союз этой пары, они были маргинализированными и бедными рабочими, живущими в тяжелом положении, поэтому, когда Антонио было 9 месяцев, они отдали на воспитание его швейцарской паре, у которой не было детей. Антонио страдал от последствий многолетнего недоедания, дефицит витаминов привел к рахиту и деформированному черепу с последующими умственными отклонениями. Он поздно научился говорить и иногда проявлял агрессивность .

В начале 1900-х годов не было никаких специальных условий для «других» людей из бедных семей, и Антонио неоднократно переводили из разных школ из-за его безумных вспышек. В 1913 году его передали швейцарской паре, Иоганнесу Валентину Гёбелю и Элизе Хансельманн, которые также были бездетными и бедными странствующими рабочими. Здоровье Антонио продолжало ухудшаться из-за недоедания, а его психическое здоровье — из-за жестокости в семье. Его последней школой руководил евангелический священник в Марбахе, но в 1915 году его исключили, потому что он постоянно богохульствовал и был неоднократно замечен за мастурбацией. Он научился читать, и нашел свое величайшее утешение в рисовании, в котором он демонстрировал поразительные способности даже в детстве. В 1917 году он пережил сильный нервный срыв и попал в больницу на три месяца.

Он изо всех сил старался подавить свой гнев на это пожизненное плохое обращение, оскорбления и болезни, но он вырвался наружу яростными вспышками; в 1919 году он напал на свою приемную мать во время ссоры, и она вызвала полицию, которая вывела его из Швейцарии прямо в Гуалтьери, несмотря на то, что он не говорил по-итальянски и никого там не знал. Она безумно сожалела о своем решении, но больше никогда его не видела. Теперь он был чужаком в чужой стране, и несколько местных жителей Гуалтьери (те, кто не издевался над ним открыто) сжалились над ним, предоставив ему еду и кров в хосписе для бедных. В 1920 году он получил работу в качестве рабочего на строительстве дороги на берегу реки По, где он переехал в заброшенный фермерский сарай, живя в очень деревенских условиях: брал воду из реки, собирал дрова для отопления, питался очень просто и жил с животными — он собирал мышей и крыс, кошек и собак, иногда коз, овец, птиц и т. д., а также различных насекомых, все они были желанными гостями в своего рода зверинце. Он внимательно изучал животных, с которыми сталкивался, и создавал тщательно изученные скульптуры из глины, вынутой из берегов реки. Многие из них сохранились до наших дней.

Антонио начал рисовать в 1928 году, когда он встретил местного художника Ренато Марино Маццакурати , который распознал его талант и научил его пользоваться масляными красками. И все в нем "перевернулось", и Лигабуэ полностью посвятил себя живописи. В 1937 году Антонио нанес себе вред в припадке самоуничтожения и был госпитализирован в Реджо-Эмилии. В 1941 году скульптор Андреа Моццали выписал его из психиатрической больницы и поселил в своем доме в Гвасталле. Во время Второй мировой войны Лигабуэ, родной язык которого был немецкий, работал в итальянской армии переводчиком для немецких войск, но в 1945 году он напал на немецкого солдата с бутылкой и был возвращен в приют на следующие три года. Он продолжал рисовать и писать в бешеном темпе, находясь в больнице.

К 1948 году его искусство было обнаружено журналистами, критиками и арт-дилерами, и внезапно у него появился вменяемый доход, чтобы купить то, о чем он всегда мечтал, — мотоцикл.

А именно, Moto Guzzi GTV 500 1937 года, на котором он колесил по сельской местности, наслаждаясь свободой и утешением тихих холмистых дорог региона Реджо-Эмилия. Он был человеком, обычно носившего картины на спине — во многих из его картин были отверстия, в которых он обматывал веревку вокруг своего тела, чтобы закрепить их. Иногда он был настолько очарован ездой, что забывал заправить бак бензином и толкал свой мотоцикл до ближайшей фермы или заправочной станции. У него не было водительских прав — это было невозможно из-за его психиатрической истории — и его много раз останавливала полиция. Но была найдена лазейка в законе, не позволяющая «сумасшедшим» людям водить машину; по бюрократическому недосмотру закон не распространялся на мотоциклы! В юности он сменил фамилию на Легабуэ, не желая связи с человеком, который его бросил, но лицензия была выдана на его настоящее имя, Лаккабуэ, поэтому он отказался ее подписывать.

Итак, Лигабуэ нашел два выхода из невзгод своей жизни: искусство и мотоциклы, пьянящее сочетание, которое знакомо многим художникам. В конце концов у него появилось 16 Moto Guzzi — и всегда красного цвета. Связь с Moto Guzzi была настолько сильна, что он включил их в два автопортрета, написанных в 1952 и 1953 годах: «Автопортрет с мотоциклом» и «Автопортрет с мотоциклом, мольбертом и пейзажем». Итальянский журналист Эдмондо Берселли, знавший Лигабуэ в тот период, рассказывал, как он любил ездить на своем мотоцикле, «потому что ревущая и горячая головка цилиндра Guzzi была единственным утешением от холода зимы и непостижимой враждебности мира».

«Автопортрет с мотоциклом» Лигабуэ, 1952 г. [Музей Лигабуэ]
«Автопортрет с мотоциклом» Лигабуэ, 1952 г. [Музей Лигабуэ]

Его работы впоследствии были включены в несколько групповых выставок, а в 1961 году у него прошла его первая персональная выставка в галерее La Barcaccia в Риме; его работы стали широко известны и жадно скупались. Он оставался измученной и одинокой душой, но успех его искусства и последующее уважение, которое он получил от местных жителей в Гуалтери, принесли ему облегчение. Позже в том же году он попал в серьезную аварию на мотоцикле и страдал от повреждения нерва, которое почти парализовало его. В 1963 году у него была большая ретроспектива в Гвасталле, организованная галеристом Винченцо Дзанарделли, которая сделала его известным по всей Европе как одного из самых важных итальянских художников 20-го века. Антонио Лигабуэ действительно добился успеха как художник, и он умер на пике своего признания в мае 1965 года в возрасте 65 лет.

Вид инсталляции из ретроспективы Ligabue 2023 года – включая его мотоциклы – в Триесте. Можно отметить масштаб его первого «Автопортрета с мотоциклом». [Музей Револьтелла]
Вид инсталляции из ретроспективы Ligabue 2023 года – включая его мотоциклы – в Триесте. Можно отметить масштаб его первого «Автопортрета с мотоциклом». [Музей Револьтелла]

История Лигабуэ была рассказана в нескольких книгах на разных языках и в двух кинопроектах: трилогии 1977 года на итальянском телевидении и фильме 2020 года «Volevo Nascondermi» (Скрытое), который получил множество наград на кинофестивалях по всей Европе.

-5