Найти в Дзене
Петербургский Дюма

О ГОРЯЧЕМ ЭСТОНСКОМ

Мало кто вспомнит сегодня фильм 1972 года "Возвращение к жизни", хотя его режиссёром был Владимир Басов, а банальный, но крепкий приключенческий сюжет опирался на реальные события, описанные в полуавтобиографическом романе "Записки Серого Волка".

Автор книги Леви Липпу родился на эстонском острове Сааремаа в 1931 году. Во время Второй мировой оказался в гитлеровской оккупации, в тринадцать лет был мобилизован в части аэродромного обслуживания и вывезен отступавшими немцами в Германию.
По окончании войны в 1945 году четырнадцатилетнего Леви как гражданина уже советской Эстонии, служившего у нацистов, арестовали советские оккупационные власти. Из фильтрационного концлагеря на территории СССР парнишка сбежал, в 1947-м добрался до родной Эстонии, опять попал под арест и уже как матёрый преступник был отправлен в Сибирь. Из томского лагеря Леви тоже сбежал, козьими тропами снова проник в Эстонию, а дома узнал, что отца убили сотрудники НКВД — и подался в "лесные братья".
В банде Леви Липпу состоял до тех пор, пока не узнал правду о смерти отца. Убийцами оказались как раз "лесные братья". Тогда Леви застрелил командира с подручным, сдался властям, получил новый срок и уехал в очередной лагерь.
Его помотало по системе ГУЛАГа от Калуги до Соликамска. После освобождения Леви тоже не сидел на месте: работал и на западе СССР — с геологами в горах Молдавии, и на востоке — у рыбаков на Сахалине...
...и уже тогда писал роман "Записки Серого Волка", основанный и на собственном опыте, и на событиях из блатной жизни других лагерников.

-2

"Оттепель" уже закончилась, но спрос на такую литературу ещё был, и в 1968 году роман издали. Автор скрыл своё имя под псевдонимом Ахто Леви — в честь отца. Спустя три года за экранизацию книги взялся Владимир Басов.
Ахто Леви написал ещё несколько романов и повестей. Они оказались слабее, и всё же их не только издавали в СССР, но и переводили в социалистических странах.
Остаток жизни писатель провёл в Москве. Там он и умер в 2006 году.
К достоинствам его книг относят натуралистичные описания воровского мира без блатной романтики. В 1970-х, как и сейчас, это было редкостью.