Есть мнение, что в строках «Изумрудной скрижали» содержится самая суть бытия, и сформулированы законы, на которых построено мироздание. И каждому следует изучить этот текст самостоятельно, – без моей помощи. Во-всяком случае так комментатора можно понять. Под «идиотами» он явно меня ввиду имеет.
Появилось же данное мнение, как реакция на публикацию, в которой текст «Изумрудной скрижали» приводился полностью. Благо, он короткий. И я нахожу, что это действительно бессмысленный набор слов. Герметики, веками извлекавшие из Скрижали бездны смыслов, правда, иного мнения. Но я же их мнение не оспариваю.
Из того, что в Скрижали нет смысла, не следует что оттуда его нельзя извлечь, – как кролика из шляпы. Но все же понимают, что кролик в шляпе не самозарождается? Прежде чем достать, его придётся в цилиндр засунуть.
А для этого, прежде всего, кролика нужно иметь. Если у фокусника кролика нет, из шляпы что-то другое доставать придётся.
...То есть, в строках Скрижали нет смысла, – какого-то «своего» смысла. Но его в них можно вложить. Что это будет за смысл, – неважно. Смысл может оказаться любым. Полный иносказаний язык надписи ничем вкладывающего не ограничивает. Ограничен он только собственными способностями. Ведь смыслы ему придётся извлекать из себя.
Глубокий ли это будет смысл? Это зависит от глубины читателя скрижали. Вполне возможно, что великий философ-герметик сможет узреть в скупых строках и отражения законов мироздания… Хотя, лично мне непонятно, зачем бы, даже постигнув эти законы, заталкивать их в столь тесную и пыльную шляпу. Тут что-то по-новее и по-просторнее можно найти.
...И да. Герметик для выполнения фокуса, как минимум, должен владеть языком надписи – греческим. Со всеми нюансами последнего. И быть знатоком античности, чтобы иносказания толковать в культурном контексте.
Людям же формулирующим свои мысли на уровне «законы, на которых устроено мироздание», разумнее времени на Скрижаль не тратить в любом случае. В них точно нет смыслов, заслуживающих быть начертанными на изумруде.