Найти в Дзене
Люблю читать, люблю писать

Задания по пунктуации в формате ЕГЭ по русскому языку (по мотивам "Героя нашего времени")

"Вчера я приехал в Пятигорск и нанял квартиру на краю города". Для меня это, пожалуй, самая волнующая строчка в романе. А может быть, и во всей русской литературе. Потому что Пятигорск - это место, куда хочется возвращаться снова и снова. Не удивительно, что в условиях моего нынешнего "невыездного" лета я обратилась к роману Лермонтова в поисках предложений для заданий по пунктуации. А в предложениях, богатых на знаки препинания, там, прямо скажем, нет недостатка. Помню, что по возвращении из Пятигорска в 1988 году, мы с подругой сразу же оказались на школьной практике: "с корабля на бал", как говорится. И каждый урок русского языка (по-моему, нам достался 8-й класс) мы начинали (для разминки) с синтаксического разбора какого-нибудь предложения из "Княжны Мери", а потом уже переходили к основной теме урока. Так мы создавали иллюзию, переносившую нас из дождливого сентябрьского Красноярска в солнечный августовский Пятигорск. Вот и сейчас, перечитывая роман Лермонтова, я вместе с героям
Оглавление

"Вчера я приехал в Пятигорск и нанял квартиру на краю города". Для меня это, пожалуй, самая волнующая строчка в романе. А может быть, и во всей русской литературе. Потому что Пятигорск - это место, куда хочется возвращаться снова и снова.

Не удивительно, что в условиях моего нынешнего "невыездного" лета я обратилась к роману Лермонтова в поисках предложений для заданий по пунктуации. А в предложениях, богатых на знаки препинания, там, прямо скажем, нет недостатка. Помню, что по возвращении из Пятигорска в 1988 году, мы с подругой сразу же оказались на школьной практике: "с корабля на бал", как говорится. И каждый урок русского языка (по-моему, нам достался 8-й класс) мы начинали (для разминки) с синтаксического разбора какого-нибудь предложения из "Княжны Мери", а потом уже переходили к основной теме урока. Так мы создавали иллюзию, переносившую нас из дождливого сентябрьского Красноярска в солнечный августовский Пятигорск.

Солнечный Пятигорск. Фото из личного архива автора
Солнечный Пятигорск. Фото из личного архива автора

Вот и сейчас, перечитывая роман Лермонтова, я вместе с героями поднимаюсь то к Елизаветинскому источнику, то к Провалу. И сидя рядышком с Григорием Александровичем, вижу как вдалеке "амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом".

Переходим от лирики к практической части

Предложения для заданий 16-21 брала из "Бэлы", "Максима Максимовича" и, конечно, "Княжны Мери". Фрагмент из "Княжны Мери" пришлось нещадно упрощать в угоду современным требованиям однолинейности ответа в 21-м задании. А ещё у меня получился первый текст для 21-го задания, где в качестве одного правила идут деепричастные обороты и сравнительные обороты. Как я поняла, в новом учебном году такое будет сплошь и рядом.

Кавказ. Цейское ущелье. Фото из личного архива автора
Кавказ. Цейское ущелье. Фото из личного архива автора

Задание 16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Ни один сухой листок не шевелился и весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякиванье русского колокольчика.

2) Мы приютились у огня закурили трубки и скоро чайник зашипел приветливо.

3) Печорин в задумчивости не сводил с неё глаз и она частенько исподлобья на него посматривала.

4) С полчаса гулял я по виноградным аллеям по известчатым скалам и висящим между них кустарникам.

5) Её легкая походка имела в себе что-то девственное ускользающее от определения но понятное взору.

Ответ: ____________________

Задание 17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Со всех сторон красноватые скалы (1) обвешанные зелёным плющом (2) и (3) увенчанные купами чинар (4) жёлтые обрывы (5) исчерченные промоинами (6) а внизу Арагва (7) обнявшись с другой безыменной речкой (8) шумно вырывающейся из чёрного ущелья (9) тянется серебряною нитью и сверкает своею чешуёю.

Ответ: ____________________

Задание 18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Бывало (1) по целым часам (2) слова от него не добьешься, зато уж (3) иногда (4) как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха... Да-с, с большими был странностями, и (5) должно быть (6) богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц!

Ответ: ____________________

Задание 19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Грустно видеть (1) когда юноша теряет (2) лучшие свои надежды и мечты (3) когда пред ним отдергивается розовый флёр (4) сквозь который (5) он смотрел на дела и чувства человеческие (6) хотя (7) есть надежда (8) что он заменит старые заблуждения (9) новыми.

Ответ: ____________________

Задание 20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я остановился в гостинице (1) где останавливаются все проезжие (2) и (3) где между тем некому велеть зажарить фазана и сварить щей (4) ибо три инвалида (5) которым она поручена (6) так глупы или так пьяны (7) что от них никакого толка нельзя добиться.

Ответ: ____________________

Задание 21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Вчера я приехал в Пятигорск и нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. (2)Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растуших в скромном палисаднике. (3)Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. (4)Вид с трех сторон у меня чудесный. (5)На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури». (6)На север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона. (7)На восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа. (8)Дальше амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее. (9)А на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльборусом.

Ответ: ____________________

Ответы можно разместить в комментариях.

Задания совсем иного рода, созданные по "Герою нашего времени", можно найти здесь:

Игра "корректор" по мотивам "Героя нашего времени" для развития орфографической и пунктуационной зоркости
Люблю читать, люблю писать17 августа 2020
Игра "корректор" для развития орфографической и пунктуационной зоркости (часть 2)
Люблю читать, люблю писать20 августа 2020