Найти тему
ZFCENTER – РЕМОНТ АКПП

Особенности замены масла (ATF) в вариаторах (CVT).

В настоящее время многие современные автомобили (как легковые, так и кроссоверы, а уж современные китайские автомобили – тем более) всё чаще оснащаются бесступенчатой трансмиссией вместо классического гидроавтомата. Это связано с тем, что, по мнению производителей, данный тип трансмиссии должен обеспечивать улучшенные динамические характеристики и оптимальную топливную экономичность.

Трансмиссионная жидкость в вариаторах играет не просто не менее важную, но и даже более важную роль, чем в обычных автоматических коробках передач. К тому же характер загрязнения ATF в вариаторах принципиально отличается от гидроавтоматов. Поэтому своевременная замена трансмиссионной жидкости в CVT считается ключевой процедурой технического обслуживания.

В этой статье мы рассмотрим основные особенности процедуры замены ATF в вариаторах, рекомендуемый регламент замены, а также факторы, на которые следует обратить внимание при выборе типа жидкости для вашего вариатора, ведь эти вопросы чаще всего волнуют владельцев Nissan, Mitsubishi, Renault, Subaru, Toyota и других автомобилей, оснащённых CVT.

Когда и для чего необходимо менять трансмиссионную жидкость в вариаторах?

Процедура замены жидкости в бесступенчатых трансмиссиях довольно похожа на аналогичное техническое обслуживание обычных автоматов. Однако необходимо помнить, что существуют некоторые особенности процедуры и допуски, характерные только для жидкостей CVT.

Следует подчеркнуть, что вариаторы существенно отличаются от автоматических и роботизированных трансмиссий по конструкции и принципам работы. Этот тип трансмиссии чрезвычайно чувствителен к высоким нагрузкам и качеству жидкости. На практике это означает, что вариаторы не предназначены для агрессивного вождения и тяжёлых условий эксплуатации.

-2

Что касается трансмиссионной жидкости для CVT, то со временем она теряет свои свойства (деградирует), загрязняется продуктами износа и т.д. Причём ключевым отличием характера загрязнения ATF в вариаторе является то, что она загрязняется в основном не фрикционной (мягкой целлюлозной) пылью, как в традиционных гидроавтоматах, а жёсткой стальной пудрой, производимой при трении ремня/цепи по конусам.

Эта пудра имеет гораздо более высокие абразивные свойства, значительно быстрее выводит из строя прецизионные клапаны масляного насоса и гидроблока. Иными словами, даже если производитель заявляет, что трансмиссия не требует обслуживания, в действительности это не совсем так.

Все типы автоматических трансмиссий имеют один общий компонент – гидроблок. Этот сложный и дорогостоящий узел является по сути "сердцем" коробки и одним из наиболее часто ремонтируемых элементов АКПП. Он первым выходит из строя из-за загрязнённого масла. Поэтому мы рекомендуем менять жидкость и фильтр в CVT даже чаще, чем в других типах АКПП – каждые 30 тысяч километров.

-3

В случае эксплуатации в тяжёлых условиях интервал замены жидкости сокращается ещё больше – до 20 тысяч километров. К тяжёлым условиям эксплуатации относятся следующие:

– буксировка прицепа;

– динамичные ускорения и замедления (активный стиль вождения);

– длительное нерабочее состояние (холостой ход) в жаркую погоду: при движении в пробках отсутствует приток воздуха к корпусу вариатора и радиатору охлаждения, поэтому риск перегрева значительно возрастает;

– езда по бездорожью (пробуксовка ведущих колёс с резкими переходами в состояние зацепления может быть весьма вредной для бесступенчатой трансмиссии).

Стоит также отметить, что ухудшение эксплуатационных свойств и загрязнение ATF оказывают разрушительное воздействие на другие детали вариатора (ремень, конусы, подшипники и т.д.). Учитывая, что чинить вариатор сложно и довольно дорого, к замене трансмиссионной жидкости следует подходить очень ответственно.

Как проверить состояние жидкости CVT?

Капельный тест. Нанесите небольшое количество ATF на чистую белую салфетку.

Помутнение жидкости указывает на большое количество взвеси продуктов износа, что негативно сказывается на масляных каналах и работоспособности соленоидов.

Запах гари указывает на неоднократный перегрев рабочей жидкости, который обычно возникает из-за проблем с системой охлаждения вариатора или перепадов давления в системе смазки.

В зависимости от года выпуска и модели трансмиссии в вариатор может заливаться синяя, зеленая или красная жидкость. Для правильного анализа образца капли желательно иметь образец новой трансмиссионной жидкости того же типа.

Наглядная картинка состояния трансмиссионной жидкости по цвету.
Наглядная картинка состояния трансмиссионной жидкости по цвету.

Счётчик деградации рабочей жидкости (или счётчик старения масла). Электронный блок управления многих бесступенчатых трансмиссий имеет математический алгоритм расчёта остаточного ресурса рабочей жидкости. При расчёте учитывается общее время работы гидроблока, температура жидкости и рабочие нагрузки.

Счётчик старения жидкости рассчитывает уровень деградации масла в произвольных единицах измерения. Показания счётчика зависят не только от времени работы жидкости, но и от ряда других факторов, основным из которых является температура эксплуатации.

Эти показания должны быть особенно знакомы многим владельцам автомобилей Toyota и Nissan. Например, Toyota рекомендует менять жидкость, когда счётчик достигнет 210 000 пунктов.

Для контроля состояния жидкости CVT и показаний счётчика старения жидкости, в частности, водители могут использовать программное обеспечение CVTz50.
Для контроля состояния жидкости CVT и показаний счётчика старения жидкости, в частности, водители могут использовать программное обеспечение CVTz50.

Однако два вышеперечисленных способа не всегда дают стопроцентную гарантию того, что жидкость будет заменена вовремя. Именно поэтому рекомендуется учитывать два правила:

Всегда меняйте ATF сразу после покупки подержанного автомобиля. Даже если предыдущий владелец уверяет Вас, что поменял жидкость перед продажей, лучше перестраховаться, чем потом жалеть, поскольку стоимость ремонта вариатора обычно довольно высока.

Не превышайте рекомендуемые интервалы замены жидкости, указанные в руководстве по эксплуатации автомобиля. Не исключено также, что Вам придётся пойти против рекомендаций производителя, поскольку агрессивное вождение и тяжёлые условия эксплуатации могут значительно приблизить срок замены ATF.

Пример явной безалаберности владельца при эксплуатации вариатора. В ремонте у ZFCENTER вариатор Jatco JF011. При пробеге около 200 тысяч км. масло не менялось ни разу.
Пример явной безалаберности владельца при эксплуатации вариатора. В ремонте у ZFCENTER вариатор Jatco JF011. При пробеге около 200 тысяч км. масло не менялось ни разу.

Замена жидкости в бесступенчатых трансмиссиях.

Для вариаторов рекомендуется использовать только оригинальную жидкость под маркой производителя. Использование жидкости сторонних производителей возможно только в том случае, если продукт соответствует необходимым допускам оригинальной жидкости.

Для вариаторного масла его качество и соответствие нужному допуску даже важнее, чем для ATF традиционных гидроавтоматов. Дело в том, что в отличие от традиционной ATF, вариаторное масло разработано таким образом, чтобы в диапазоне рабочих температур усиливать трение пары ремень/конус. В том числе поэтому вариатор особенно чувствителен к перегреву, т.е. к выходу из рабочего диапазона температуры.

Эксплуатационные характеристики трансмиссионных жидкостей меняются вместе с развитием технологий. Например, в вариаторы, устанавливаемые на автомобили Nissan, могут заливаться жидкости классов NS-1, NS-2 или NS-3. Перед заменой жидкости необходимо изучить руководство по эксплуатации, в котором Вы найдёте информацию о заправочном объеме и типе жидкости.

-7

Если говорить о возможных методах замены жидкости, то здесь также возможны два варианта: частичная (неполная) или полная замена жидкости.

Частичная замена жидкости в трансмиссии подразумевает так называемое обновление жидкости. Проще говоря, часть смазки сливается, после чего заливается ровно столько же жидкости, с последующим контролем уровня.

Чтобы выполнить эту процедуру, сначала необходимо прогреть трансмиссионный узел, проехав 10-15 км. Затем необходимо поднять автомобиль на подъёмнике и слить часть отработанной жидкости. Затем необходимо залить в АКПП точно такое же количество жидкости (того же производителя, свойств, допусков).

Такой подход позволит избежать возможных негативных последствий от сочетания разных типов жидкости. Важно, что при использовании этого метода Вы сможете обновить только от 1/3 до 1/2 от общего количества жидкости в коробке передач. Для достижения 100-процентного обновления жидкости эту процедуру необходимо повторить не менее 2-3 раз (с интервалом 500-700 км.). Также рекомендуется каждый раз менять фильтры автоматической трансмиссии.

Полная замена жидкости является рекомендуемой для CVT и производится с помощью специального аппарата. Эта процедура производится методом вытеснения, когда новая жидкость фактически выдавливает старую из трансмиссии.

Полная аппаратная замена АТФ в ZFCENTER.
Полная аппаратная замена АТФ в ZFCENTER.

Выводы

Часто утверждается, что автомобиль, оснащённый бесступенчатой трансмиссией, более комфортен в управлении, чем а/м с традиционным гидроавтоматом, и более надёжен по сравнению с решениями типа DSG.

Однако важно понимать, что вариаторы не предназначены для работы в тяжёлых условиях и для передачи большого крутящего момента, а также весьма чувствительны к перегреву и чистоте ATF. На практике это означает, что такой агрегат нуждается в регулярном и качественном обслуживании. При этом замена жидкости и фильтров в вариаторах считается ключевой процедурой, которую рекомендуется выполнять каждые 20-35 тысяч километров пробега.

Замену жидкости в вариаторе рекомендуется выполнять каждые 20-35 тысяч км. пробега.
Замену жидкости в вариаторе рекомендуется выполнять каждые 20-35 тысяч км. пробега.

Если Вам понравился материал – поставьте ЛАЙК и ПОДПИШИТЕСЬ на наш Блог, чтобы не пропустить новые публикации! Мы стараемся для Вас!

Если же Вам потребуется высокопрофессиональный ремонт АКПП, гидроблока, гидротрансформатора – обращайтесь! Будем рады Вам помочь.

Наш адрес: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, 31 стр.1.

Наши телефоны для связи: +7 (495) 664-41-00 голос; +7 (926) 209-26-79 голос/мессенджеры (What’s App, Viber, Telegram). Телеграм-бот для записи в сервис: t.me/ZF_Center_Bot

Наш официальный сайт: https://zfcenter.ru/