Пенсионное обеспечение военнослужащих в России имеет свои особенности и нюансы. Многие годы существовала практика, при которой военные пенсионеры могли получать только одну пенсию – либо пенсию от силового ведомства, либо гражданскую. Однако ситуация изменилась, и сегодня у военных пенсионеров имеется возможность получать дополнительное пенсионное обеспечение, но к настоящему времени условия почти невыполнимыми. Рассмотрим на примерах данную ситуацию.
Особенности пенсионного обеспечения военнослужащих
Основным законом, регулирующим пенсионное обеспечение военнослужащих, является Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Согласно этому закону, военнослужащие имеют право на получение пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности или пенсии по случаю потери кормильца. Но что делать, если военный пенсионер продолжает трудовую деятельность на гражданке после выхода на пенсию? Он может рассчитывать на дополнительное пенсионное обеспечение. Давайте разберемся в этом вопросе подробнее.
Как военнослужащие получили право на вторую гражданскую пенсию
Ключевым моментом в изменении ситуации с пенсионным обеспечением военнослужащих стало Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2006 № 187-О по жалобе гражданина Наумчика Вячеслава Викторовича. Это определение признало не соответствующими Конституции РФ положения законодательства, которые не предусматривали возможности для военных пенсионеров получать страховую часть трудовой пенсии наряду с военной пенсией.
После этого определения Конституционного Суда РФ в пенсионное законодательство были внесены изменения, которые позволили военным пенсионерам, продолжающим трудовую деятельность, участвовать в системе обязательного пенсионного страхования и получать гражданскую страховую пенсию по старости в дополнение к военной пенсии.
Важно отметить, что эта возможность распространяется только на страховую пенсию по старости, за исключением фиксированной выплаты. Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости военным пенсионерам не устанавливается, так как они уже получают пенсию по государственному пенсионному обеспечению.
Правовой основой для назначения страховой пенсии военным пенсионерам является Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Согласно статье 5 этого закона, право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, военным пенсионерам страховая пенсия по старости (за исключением фиксированной выплаты) устанавливается сверх полагающихся им выплат по государственному пенсионному обеспечению, а для отдельных граждан - двух выплат.
Условия назначения страховой пенсии военным пенсионерам
Для того чтобы военный пенсионер мог получить право на страховую пенсию по старости, он должен соответствовать следующим условиям:
- Достижение пенсионного возраста. С учетом пенсионной реформы 2018 года, пенсионный возраст постепенно повышается и к 2028 году составит 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин.
- Наличие страхового стажа. Минимальный страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости в 2024 году составляет 15 лет. Важно отметить, что в страховой стаж не включается все периоды, за которые уже назначена пенсия по Закону № 4468-1.
- Наличие необходимого количества пенсионных коэффициентов (баллов). В 2024 году для назначения страховой пенсии необходимо иметь не менее 30 пенсионных коэффициентов.
Пример: Иван Сергеевич, военный пенсионер, получающий пенсию за выслугу лет, после увольнения с военной службы работал в гражданской организации в течение 10 лет. За это время на его индивидуальный лицевой счет в ПФР были начислены страховые взносы, сформировавшие 40 пенсионных коэффициентов. По достижении 65 лет Иванов И.И. обратился в ПФР за назначением страховой пенсии по старости. Поскольку все условия (возраст, стаж, количество пенсионных коэффициентов) выполнены, ему была назначена страховая пенсия по старости (без фиксированной выплаты) в дополнение к военной пенсии.
Но так происходит не всегда. Ведь пенсионная реформа подняла не только планку возраста, но и минимальные требования к стажу и ИПК. Если раньше пенсионерам силовых ведомств достаточно было набрать 5 лет работы "на гражданке" и достичь пенсионного возраста, то теперь требования становятся почти невыполнимыми.
Битва за пенсию
Действительно, с каждым годом военнослужащим, получающим пенсию за выслугу лет, становится сложнее получить право на страховую пенсию по старости (за исключением фиксированной выплаты). Это связано с несколькими факторами:
1. Повышение пенсионного возраста:
В результате пенсионной реформы 2018 года общий пенсионный возраст постепенно повышается. К 2028 году он достигнет 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Это означает, что военным пенсионерам придется дольше ждать, прежде чем они смогут претендовать на страховую пенсию по старости.
2. Увеличение требований к страховому стажу:
Минимальный страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии, также постепенно увеличивается. В 2024 году он составляет 15 лет, и эта цифра может расти в будущем. Важно отметить, что период военной службы не учитывается в страховом стаже для назначения страховой пенсии, так как за этот период уже назначена военная пенсия. Не все пенсионеры силовых ведомств смогут столько работать "на гражданке". Следовательно их страховые взносы, уплаченные работодателем попросту "сгорят" и пойдут на выплату другим пенсионерам, если не будет права на вторую гражданскую пенсию.
3. Рост требований к количеству пенсионных коэффициентов:
Для получения права на страховую пенсию необходимо набрать определенное количество пенсионных коэффициентов (баллов). Это количество также постепенно увеличивается. В 2024 году требуется минимум 30 пенсионных коэффициентов, и эта цифра может продолжить расти.
В заключение хотелось бы отметить, что система пенсионного обеспечения военнослужащих в России продолжает развиваться и совершенствоваться. Возможность получения страховой пенсии по старости в дополнение к военной пенсии является важным шагом в направлении улучшения социальной защищенности военных пенсионеров. Однако остается еще много вопросов, требующих внимания законодателей и экспертов в области пенсионного обеспечения.
Важно помнить, что несмотря на эти сложности, возможность получения страховой пенсии по старости в дополнение к военной пенсии остается важным преимуществом для военных пенсионеров, продолжающих трудовую деятельность на гражданке.
Еще одним важным аспектом является индексация военных пенсий. В соответствии с Федеральным законом от 19.12.2023 № 611-ФЗ "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов", с 1 октября 2024 года предусмотрено увеличение военных пенсий на 5,1%.