Если вы видите как мать ругает ребенка, не спрашивайте у нее, как она смеет, спросите лучше, когда она в последний раз вкусно ела. Ела не то, что полезно для ребенка; не то, что покупается в "самокате", потому что готовить нет сил; не то, что приготовила мужу, потому что ему нужны калории; а то, что сделано для нее, с любовью и вдумчивостью. То, что можно есть не спеша, с оттяжкой, наслаждаясь каждой ложечкой. Спросите у нее, она вообще может себе позволить есть не спеша?
Если вы видите как мать кривит лицо и затыкает уши, когда ее ребенок плачет, не спрашивайте ее: "Как ты можешь быть такой равнодушной?!". Спросите лучше, когда она последний раз хорошо и полноценно спала. Не урывками между пробуждениями ребенка; не в мучительном беспокойстве от мыслей, тяжело ворочающихся по кругу; не в мутном забытьи после тошнотворного листания ленты; а глубоко и свободно, плавно переходя из крепкого сна в легкую сладкую дремоту, как малыш, уткнувшийся щекой в большую папину ладонь. Спросите - у нее вообще есть чья-то ладонь, в которую можно уткнуться?
Если вы видите как мать не выдерживает крика ребенка и сует ему планшет, чтобы только он отстал, не говорите ей "Какое попустительство!". Спросите лучше, что именно она не выдерживает; кто ей помогает ухаживать за ребенком; есть ли люди, которые вместе с ней изобретают способы найти ключ к характеру ребенка; интересуется ли кто-то тем, как ей дается родительство; вбирает ли кто-то в себя ее переживания, чтобы она была могла вбирать в себя переживания ребенка. Или она один на один со своим материнством, пока все остальные заняты жизнью.
Если вы видите как мать в гневе швыряет школьную тетрадь, в которой опять двойка, хлопает дверью и уходит, не читайте ей нотации про то, что она должна быть терпеливой и доброжелательной. Почитайте ей лучше книгу, ту, которую она давно хотела, но никак не находит на это времени. Ту, которая унесет ее в прекрасный фантазийный мир. Ту, которая подарит приключение, вдохновение и радость. Ту, от которой она вздохнет свободно, всей грудью и снова захочет – жить.
И спросите ее, обязательно спросите - когда она последний раз слышала, что она хорошая мать? Кто рядом с ней ценит ее маленький материнский подвиг? Кто замечает и говорит ей, как много она делает для своего ребенка? Кто помогает ей сохранять свою устойчивость, когда учителя говорят о ее ребенке, как о досадном недоразумении, мешающем гордиться классом, а родительский комитет ставит ей в пример своих вышколенных победоносных дочерей и сыновей?
Если вы видите, что мать ведет себя как равнодушная, сердитая или истеричная мать, не спрашивайте ее ни о чем, спросите лучше себя – что вы можете сделать, чтобы ее отогреть, успокоить и поддержать. И знаете, если вам это удастся, завтра вы ее увидите совсем другой матерью.
Текст: психолог Галина Соколенко