На перекрестке Фрунзе и Красноармейской можем наблюдать парад архитектурных стилей в созвездии имен архитекторов. Через улицу от символа самарского модерна – спроектированного Александром Зеленко дома Александры Курлиной красуется нарядный эклектично-неорусский особнячок Усениной авторства Георгия Мошкова.
По другую сторону перекрестка – занимаемое Академией культуры и искусств парадное неоклассическое здание работы Александра Щербачева и обрамляющее небольшой террасированный сквер протяженное угловое жилое здание сложной конфигурации в стиле конструктивизма, входящее в ансамбль Дома Красной Армии и возведенное по проекту Щербачева-младшего, то есть Петра Александровича.
Предшественником его был возведенный на тогдашней окраине Ковригина сада в 1858-м году мелким чиновником Павлом Ивановичем Васильевым одноэтажный деревянный на каменном цоколе дом. В 1870-м владельцем скромного углового особнячка стал тогдашний губернатор Григорий Сергеевич Аксаков – сын писателя Сергея Тимофеевича Аксакова.
Выйдя спустя два года в отставку, Аксаков с женой уехал в свое имение Страхово, а хозяйкой городской усадьбы стала его дочь Ольга.
Ольга Григорьевна сдала дом пивоваренному заводу фон Вакано под школу, а в 1899-м продала дворовое место П. С. Аржанову. Петр Аржанов возвел во дворе одноэтажный деревянный флигель, на месте снесенной беседки-ротонды поставил каретник и единолично владел усадьбой до ее национализации в 1918-м.
В начале 1930-х в квартале между площадью Куйбышева и площадью Чапаева началось возведение гигантского многофункционального комплекса для служащих РККА, занявшего почти весь квартал. Угловое дворовое место«зачистили», снеся все строения – и на пересечении Красноармейской и Фрунзе вскоре выросло протяженное сложное в плане здание переменной этажности, получившее название «Жилой дом командного состава Красной Армии .
Скомпонованное из множества объемов здание имело четко читавшуюся на фасадах секционную структуру. Два доминирующих за счет высоты 5-этажных объема с парапетными стенками на торцах выходили на улицу Красноармейскую – один главным фасадом, второй торцом. В соединительной «вставке» в уровне трех верхних этажей помещались угловые балконы.
Смещение примыкающих четырехэтажные секций с друг относительно друга создавало пластику общего объема, лаконичность фасадов оживляли небольшие балконы, вывешенные по обеим сторонам лестничных клеток со стороны секций, сдвинутых вглубь от ул Красноармейской.
Конфигурация дома предусматривала размещение на перекрестке небольшого террасированного сквера со ступенчатым каменным ограждением, подпорными стенками, лесенками и фонтанами.
Будучи неотъемлемой частью «красноармейского» конструктивистского ансамбля, здание в то же время гармонично соседствовало со зданием бывшей Земской школы сельских учительниц по Красноармейской, 12.
Среди первых жильцов был герой гражданской войны П. Е. Дыбенко, в декабре 1933-го принявший командование Приволжским военным округом. В Самару Павел Ефимович прибыл с сыном, родившимся в браке с ташкентской спортсменкой Зинаидой Ерутиной, здесь познакомился с последней (четвертой) женой - 27-летней учительницей Зинаидой Карповой, родившей еще одного сына.
Беззаветная преданность «родной коммунистической партии» не мешала командующему округом регулярно устраивать пьяные кутежи в гостиницы ресторана «Националь».
Имелись и «гражданские» жильцы: с 1932-го до марта 1937-го одну из квартир занимала семья первого секретаря крайкома ВКП(б) Владимира Петровича Шубрикова. Незаслуженно забытый руководитель, назначенный в Самару в годы второй пятилетки – времени индустриализации и коллективизации - стал для Средневолжского края подлинно рачительным хозяином.
Инициировал техническое переоснащение действующих и создание новых промышленных предприятий, дважды выезжал в «центр индустриализации» в германском Руре для изучения и дальнейшего внедрения организации работы. Для «стимуляции» коллективизации при массовом внедрении на колхозные поля сельхозтехники призвал всех членов бюро крайкома овладеть трактором – и первым записался на курсы агротехники. Несмотря на занятость, посещал занятия аккуратно и 1 января 1934-го получил квалификацию старшего тракториста.
Вообще знал не только парадную сторону жизни – мог пройтись по магазинам и посмотреть, как идет торговля, посещал катки и парки, обедал в рабочих столовых , чтобы оценить качество, общался с горожанами и знал их настроения. Уделял немалое внимание вопросам пролетарской культуры, на краевых литературных съездах призывал писателей учиться у классиков русской и даже – довольно смело – западноевропейской литературы. 9 августа 1937 года был арестован по обвинению в руководстве контрреволюционной организацией, этапирован в Москву, 30 октября 1937 года по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР расстрелян.
Угловой сквер, изначально задуманный как придомовой, несколько лет назад стал общегородским. В память о стоявшей на его месте губернаторской усадьбе получил имя Аксаковых – что, так сказать, спровоцировало тематическую реконструкцию.
Разросшиеся за 90 лет деревья остались на местах, между ними пролегли мощеные дорожки, в ограждениях появились широкие входы-лестницы. Были установлены оригинальные светильники в виде стеклянных плит с текстом сказки «Аленький цветочек».
На нижней террасе разместилось композиционное ядро – памятник семье Аксаковых работы скульптора Ивана Мельникова. Образ сидящего на скамье в тени деревьев писателя повторяет известный портрет работы Крамского,
стоящий слева сын Григорий – будущий самарский губернатор – тоже внешне вполне соответствует сохранившимся изображениям, а вот будущая хозяйка самарской усадьбы внучка Ольга, вдохновившая деда на написание книги «Детские годы Багрова-внука», почему-то выглядит карикатурно.
Использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете