На этом изделии из золота изображена роза с её стеблем и листьями. Оно настолько соответствует природе, что кажется, будто его изготовили вчера, но история этой золотой розы восходит к средневековью.
Шедевр готического ювелирного дела
Золотая роза в музее Клюни - самая старая из дошедших до нас. Золотая роза была создана по заказу папы Иоанна XXII в 1330 году сиенским ювелиром Минуччио, чье имя известно благодаря папским архивам в Авиньоне. Ювелир изобразил ветвь розового куста с пятью стеблями, несущими бутоны и распустившиеся цветы, без шипов, выполненную из сусального золота.
Его зубчатые листья иногда симметрично соединены. Не стремясь к ботанической точности, Минуччио демонстрирует новый подход к природе. Ранее, в римском искусстве, художники следовали системе условностей и знаков, которые побуждали их не столько верно изображать природу, сколько раскрывать ее суть. В своих работах они стремились воссоздать духовный мир и его сверхъестественный порядок.
Символика розы впервые была связана с возвещением Воскресения Христа и весенним обновлением природы. Давайте также вспомним, что в христианской символике роза ассоциируется с образом Девы Марии, олицетворяющей чистоту.
Для святого Бернарда Дева Мария - это мистическая роза, роза без шипов.
Начиная с 13-го века, с новым открытием физики Аристотеля, которая приводит к пониманию совершенства Творения через его составные части, появляется более натуралистичный художественный подход, основанный на наблюдении и внимании к деталям.
Дар папы
Папа Римский преподнес эту розу графу Родольфу III Невшательскому. У папы, духовного лидера и главы государства, был ценный союзник в его борьбе против императора Баварии Людовика IV. С 1305 года папы бежали из Рима и от беспорядков, царивших тогда на Итальянском полуострове, и поселились в Авиньоне вместе со всем своим двором.
Людовик IV Баварский, возглавлявший Священную Римскую империю, воспользовался этим, чтобы заявить о своих правах на Италию. Затем Родольф III присоединился к папе и начал войну против Людовика IV, который в конце концов был изгнан из Италии в 1330 году.
В знак благодарности за оказанную услугу счастливый обладатель этого драгоценного предмета украсил серебряную ножку, на которой была закреплена роза, своим гербом и филигранным узелком.
Поскольку эта семья была связана с собором в Бале, роза была преподнесена туда примерно в 1389 году, после смерти Родольфа III. В 1854 году работа поступила в музей Клюни в измененном виде из-за замены оригинального сапфира цветным стеклом и потери девяти листочков.
Дарение золотой розы - это папская традиция, впервые упомянутая в 11 веке и продолжающаяся по сей день. В четвертое воскресенье Великого поста папа благословлял розу, которую окропляли бальзамом и мускусом. Затем он произносил свою проповедь с розой в руке.
В конце церемонии процессия несла розу в резиденцию папы римского, где она в конечном итоге вручалась в качестве подарка конкретному лицу или, реже, учреждению.
Выбор получателя может быть основан на политических критериях, в то время как духовная власть папы римского находится в противоречии с мирской властью императоров и королей. Недавно, в 2011 году, папа Бенедикт XVI подарил золотую розу собору Нотр-Дам-де-Монтегю в Бельгии. Впоследствии Папа Франциск трижды дарил золотую розу марианскому святилищу: Нотр-Дам-де-Ченстохова (Польша) в июле 2016 года, Нотр-Дам-де-Гваделупе (Мексика) в феврале 2016 года и Нотр-Дам-дель-Кобре (Куба) в сентябре 2015 года.
И дар не означает что Золотая роза остается навсегда одаряемому - это переходящий кубок, точнее признание каких то заслуг за которые папа может "вручить" приз.
Подписка или лайк - читатель сам решает чем отблагодарить автора !