Найти в Дзене

Последний монастырь Российской империи.

В конце XIX века в Тобольской губернии произошло событие, важное не только для истории Тюменской области, но и для истории России.

«Тобольские епархиальные ведомости» в ноябре 1911 года так писали об этом событии: «В небольшом расстоянии от села Большаковского, Ялуторовского уезда, близь деревни Суклём, находиться церковь во имя Святой Троицы. Так как богослужение здесь отправляется монашествующей братией Абалакского монастыря, то в просторечии эта церковь называется общиною Суклёмской. Началом своим община обязана старцу Никону, о первоначальной жизни которого, к сожалению, мы не имеем точных сведений. В летнее время он иногда пас скот. В одни из таких дней старец пошел в лес, чтобы приискать себе место более удобное для пастбища. Любуясь первобытною красотою местности, старец пришел в неизъяснимый восторг. С тех пор какая-то сила влекла его сюда, и он все чаще и чаще стал посещать найденное им место. Однажды старец, утомившись от дневных работ, прилег и заснул. И видит он во сне: множество икон, сопровождаемых невыразимо дивным пением, спускаются на это место; и до слуха его доноситься тихий стройный звон колоколов».

В 1899 году старец Никон, житель деревни Суклём Ялуторовского уезда, испрашивает разрешение от местных властей и поселяется в том месте, где ему было ведение. Летом 1900 года к нему присоединяется православный странник Михаил Косьмич Ершов. Уроженец Иркутской губернии, Удинского уезда, села Нижне - Острожного. Так начиналась история Суклёмской православной общины, в народе именуемая «Коврижка».

Под холмом, где старцу было ведение, по форме напоминающим коврижку хлеба, отшельники вырыли пещеры, связав их переходами, где проживали, занимаясь молитвой и разными работами, как в обустройстве своей жизни, так и работой для пропитания. Через короткое время малая община «Коврижки» выросла до пяти человек. В 1903 году на вершине холма отшельниками была построена часовня.

Единственное сохранившееся фото Суклёмского Троицкого мужского монастыря 1910 года.
Единственное сохранившееся фото Суклёмского Троицкого мужского монастыря 1910 года.

В 1911 году в своем письме товарищу обер-прокурора Святейшего Синода Тайному советнику П.С. Даманскому Правящий архиерей Тобольской и Сибирской епархии Преосвященный Евсевий (Гроздов) писал: «Странник Никон и Михаил своим образом жизни привлекли к себе расположение жителей ближайших деревень, которые еще до постройки на «Коврижке» часовни собирались сюда для слушания акафистов и жития святых, а когда в 1903 г., на собранные Никоном и Ершовым средства, была построена часовня, то на освящение ея, по донесению местнаго священика, собралось свыше трех тысяч человек».

По настойчивому ходатайству местных крестьян в 1907 году с разрешения епархиальных властей к часовне был пристроен Святой алтарь. 26 августа 1907 года на вершине холма был освящен храм в честь Святой Троицы. В этом же году Знаменский Абалакский монастырь командирует своего представителя-иеромонаха Никиту для окормления общинников.

К 1910 году Суклёмская община приобретает новый статус - «Суклёмская мужская община Знаменского Абалакского мужского монастыря Тобольской епархии». Во главе общины встает командированный прежде Абалакским монастырем иеромонах Никита.

Иеромонах Никита, в миру Николай Федоров - уроженец города Ямбурга Петербургской губернии (ныне город Кингисепп). С молодых лет он хотел стать монахом Валаамского монастыря. Однако судьба распорядилась иначе. В 1893 году он стал послушником Валаамского монастыря, где проходил различные монастырские послушания. В начале XX века его переводят в Тобольскую епархию. В Знаменском Абалакском мужском монастыре послушник Николай Федоров в декабре 1901 года принимает монашеский постриг с именем Никита. Возведенный в 1904 году в сан иеромонаха, Никита исполняет келарское послушание в должности казначея Знаменского Абалакского монастыря. По предложению Преосвященнейшего Антония (Каржавин), епископа Тобольского и Сибирского, иеромонах Никита в 1910 году становится настоятелем Суклёмской мужской общины Абалакского Знаменского монастыря с формулировкой в Указе Духовной Консистории о его назначении: «для устройства при ней (Суклёмской общины) правильного образа иноческой жизни».

Назначение нового руководителя в Суклёмскую общину, получившего свой первый опыт монашеской жизни в древнем Валаамском монастыре, существенно изменил ход жизни общины. Иеромонах Никита выполнил поставленную перед ним задачу по устройству правильного образа иноческой жизни общины. Вот что писал в своем рапорте в Тобольскую Духовную Консисторию иеромонах Никита по этому поводу: «В сей церкви ежедневно совершается богослужение с должным благоговением по чиноположению Валаамского Спаса - Преображенского мужского монастыря. При таком введении богослужения приток богомольцев постепенно начал ежегодно увеличиваться».

Настоятелем монастыря иеромонах Никита останется до конца существования Суклёмского Троицкого мужского монастыря.

Архимандрит Никита (Федоров) фото 1932 года.
Архимандрит Никита (Федоров) фото 1932 года.

К 1912 году в Суклёмской общине Абалакского монастыря насчитывалось пять человек монашествующих братии, два рясофорных послушника и двадцать восемь человек временных послушников.

В 1914 году произошло знаменательное событие не только для Суклёмской мужской общины Абалакского монастыря, но и для Тобольской епархии. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 14 сентября 1914 года Суклёмской общине присваивают статус монастыря с названием «Суклёмский Троицкий мужской монастырь».

Суклёмский Троицкий мужской монастырь просуществовал недолго - всего девять лет. Эти годы вместили в себя Первую мировую войну 1915 года, революцию 1917 года, Гражданскую войну 1919 года, прокатившуюся по Сибири большой бедой, не менее кровавым крестьянским восстанием в Сибири 1920-1922 годов.

22 августа 1922 года отрядом Ялуторовского ЧОН (часть особого назначения) было совершено вооруженное нападение на монастырь. Это событие стало последним днем Суклёмского Троицкого мужского монастыря. Монашествующие и послушники монастыря разбрелись по разным дорогам. Настоятель монастыря иеромонах Никита позже будет возведен в сан архимандрита Русской Православной Церкви и, как многие священнослужители тех времен, будет осужден новой властью и сослан в один из ГУЛАГов Средней Азии, где его следы окончательно затеряются. Имущество монастыря будет конфисковано. На его базе будет создана первая коммуна «свободных» крестьян в Ялуторовском уезде. Храм на вершине холма будет разрушен. Вся церковная утварь вывезена в неизвестном направлении. Так закончит свою историю последний монастырь, созданный в Российской империи.

Ежегодный семикилометровый Крестный ход от села Пятково Упоровского района до "Коврижки".
Ежегодный семикилометровый Крестный ход от села Пятково Упоровского района до "Коврижки".
Водосвятный молебен на холме в месте, где стояла Троицкая церковь «Суклёмского Троицкого мужского монастыря». Июнь 2024 года.
Водосвятный молебен на холме в месте, где стояла Троицкая церковь «Суклёмского Троицкого мужского монастыря». Июнь 2024 года.

Ежегодно в день Святого Духа в память о Суклёмском Троицком мужском монастыре проходит Крестный ход. В нем участвуют жители близлежащих деревень и паломники из Тюменской области.