В конце XIX века в Тобольской губернии произошло событие, важное не только для истории Тюменской области, но и для истории России.
«Тобольские епархиальные ведомости» в ноябре 1911 года так писали об этом событии: «В небольшом расстоянии от села Большаковского, Ялуторовского уезда, близь деревни Суклём, находиться церковь во имя Святой Троицы. Так как богослужение здесь отправляется монашествующей братией Абалакского монастыря, то в просторечии эта церковь называется общиною Суклёмской. Началом своим община обязана старцу Никону, о первоначальной жизни которого, к сожалению, мы не имеем точных сведений. В летнее время он иногда пас скот. В одни из таких дней старец пошел в лес, чтобы приискать себе место более удобное для пастбища. Любуясь первобытною красотою местности, старец пришел в неизъяснимый восторг. С тех пор какая-то сила влекла его сюда, и он все чаще и чаще стал посещать найденное им место. Однажды старец, утомившись от дневных работ, прилег и заснул. И видит он во сне: множество икон, сопровождаемых невыразимо дивным пением, спускаются на это место; и до слуха его доноситься тихий стройный звон колоколов».
В 1899 году старец Никон, житель деревни Суклём Ялуторовского уезда, испрашивает разрешение от местных властей и поселяется в том месте, где ему было ведение. Летом 1900 года к нему присоединяется православный странник Михаил Косьмич Ершов. Уроженец Иркутской губернии, Удинского уезда, села Нижне - Острожного. Так начиналась история Суклёмской православной общины, в народе именуемая «Коврижка».
Под холмом, где старцу было ведение, по форме напоминающим коврижку хлеба, отшельники вырыли пещеры, связав их переходами, где проживали, занимаясь молитвой и разными работами, как в обустройстве своей жизни, так и работой для пропитания. Через короткое время малая община «Коврижки» выросла до пяти человек. В 1903 году на вершине холма отшельниками была построена часовня.
В 1911 году в своем письме товарищу обер-прокурора Святейшего Синода Тайному советнику П.С. Даманскому Правящий архиерей Тобольской и Сибирской епархии Преосвященный Евсевий (Гроздов) писал: «Странник Никон и Михаил своим образом жизни привлекли к себе расположение жителей ближайших деревень, которые еще до постройки на «Коврижке» часовни собирались сюда для слушания акафистов и жития святых, а когда в 1903 г., на собранные Никоном и Ершовым средства, была построена часовня, то на освящение ея, по донесению местнаго священика, собралось свыше трех тысяч человек».
По настойчивому ходатайству местных крестьян в 1907 году с разрешения епархиальных властей к часовне был пристроен Святой алтарь. 26 августа 1907 года на вершине холма был освящен храм в честь Святой Троицы. В этом же году Знаменский Абалакский монастырь командирует своего представителя-иеромонаха Никиту для окормления общинников.
К 1910 году Суклёмская община приобретает новый статус - «Суклёмская мужская община Знаменского Абалакского мужского монастыря Тобольской епархии». Во главе общины встает командированный прежде Абалакским монастырем иеромонах Никита.
Иеромонах Никита, в миру Николай Федоров - уроженец города Ямбурга Петербургской губернии (ныне город Кингисепп). С молодых лет он хотел стать монахом Валаамского монастыря. Однако судьба распорядилась иначе. В 1893 году он стал послушником Валаамского монастыря, где проходил различные монастырские послушания. В начале XX века его переводят в Тобольскую епархию. В Знаменском Абалакском мужском монастыре послушник Николай Федоров в декабре 1901 года принимает монашеский постриг с именем Никита. Возведенный в 1904 году в сан иеромонаха, Никита исполняет келарское послушание в должности казначея Знаменского Абалакского монастыря. По предложению Преосвященнейшего Антония (Каржавин), епископа Тобольского и Сибирского, иеромонах Никита в 1910 году становится настоятелем Суклёмской мужской общины Абалакского Знаменского монастыря с формулировкой в Указе Духовной Консистории о его назначении: «для устройства при ней (Суклёмской общины) правильного образа иноческой жизни».
Назначение нового руководителя в Суклёмскую общину, получившего свой первый опыт монашеской жизни в древнем Валаамском монастыре, существенно изменил ход жизни общины. Иеромонах Никита выполнил поставленную перед ним задачу по устройству правильного образа иноческой жизни общины. Вот что писал в своем рапорте в Тобольскую Духовную Консисторию иеромонах Никита по этому поводу: «В сей церкви ежедневно совершается богослужение с должным благоговением по чиноположению Валаамского Спаса - Преображенского мужского монастыря. При таком введении богослужения приток богомольцев постепенно начал ежегодно увеличиваться».
Настоятелем монастыря иеромонах Никита останется до конца существования Суклёмского Троицкого мужского монастыря.
К 1912 году в Суклёмской общине Абалакского монастыря насчитывалось пять человек монашествующих братии, два рясофорных послушника и двадцать восемь человек временных послушников.
В 1914 году произошло знаменательное событие не только для Суклёмской мужской общины Абалакского монастыря, но и для Тобольской епархии. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 14 сентября 1914 года Суклёмской общине присваивают статус монастыря с названием «Суклёмский Троицкий мужской монастырь».
Суклёмский Троицкий мужской монастырь просуществовал недолго - всего девять лет. Эти годы вместили в себя Первую мировую войну 1915 года, революцию 1917 года, Гражданскую войну 1919 года, прокатившуюся по Сибири большой бедой, не менее кровавым крестьянским восстанием в Сибири 1920-1922 годов.
22 августа 1922 года отрядом Ялуторовского ЧОН (часть особого назначения) было совершено вооруженное нападение на монастырь. Это событие стало последним днем Суклёмского Троицкого мужского монастыря. Монашествующие и послушники монастыря разбрелись по разным дорогам. Настоятель монастыря иеромонах Никита позже будет возведен в сан архимандрита Русской Православной Церкви и, как многие священнослужители тех времен, будет осужден новой властью и сослан в один из ГУЛАГов Средней Азии, где его следы окончательно затеряются. Имущество монастыря будет конфисковано. На его базе будет создана первая коммуна «свободных» крестьян в Ялуторовском уезде. Храм на вершине холма будет разрушен. Вся церковная утварь вывезена в неизвестном направлении. Так закончит свою историю последний монастырь, созданный в Российской империи.
Ежегодно в день Святого Духа в память о Суклёмском Троицком мужском монастыре проходит Крестный ход. В нем участвуют жители близлежащих деревень и паломники из Тюменской области.