Найти тему
Точка тишины

Курение как путь к просветлению

Я полностью отказалась от курения 11 лет назад. Часто вспоминаю те времена и думаю, что начала курить для того, чтобы бросить.

Помню, как я начинала. Мне хотелось курить, хотя я никогда не пробовала. Мне снилось, что я курю. Я постепенно привыкала к дыму. Училась курить в себя. Целенаправленно стремилась к этому. Это был путь. Мне он нравился. Мне всегда было приятно курить.

И 10 лет спустя я также целенаправленно закончила курить. И это тоже был путь. Мой путь, может быть, не к просветлению, но к большим осознаниям. Может быть это был микрошаг в сторону просветления. Я полностью отказалась от курения не сразу. Я много раз бросала и начинала вновь. Это было похоже на американские горки. В голове было миллион мыслей. Меня постоянно одолевали сомнения. То мне казалось, что бросить курить очень сложно, то я вдруг осознавала, что это очень легко.

Долгое время у меня в соцсетях висела в статусе цитата Марка Твена: "Нет ничего проще, чем бросить курить. Я делал это 1000 раз")))

Есть в отказе от зависимости некий парадокс. Изнутри этот процесс ощущается очень интересно. Если достаточно глубоко его прочувствовать, приходит какое-то очень ценное осознание, которое сложно выразить словами.

И вот сейчас, спустя 11 лет с момента, когда я выкурила свою последнюю сигарету, я читаю книгу буддийского монаха Аджана Сумедхо "4 благородные истины". Читаю как будто про себя. Очень созвучно то, что описывает он, с тем опытом, который прожила я.

Вот что он пишет в главе ОТПУСКАНИЕ (здесь имеется в виду отпускание жажды):

Если мы наблюдаем желания и прислушиваемся к ним, мы, в самом деле, больше не привязываемся к ним, мы просто позволяем им быть самими собой. Затем мы понимаем, что источник страдания — жажду, можно оставить и отпустить.
Что значит что-либо отпустить? Это значит, что вы оставляете вещи такими, какие они есть. Это не значит, что вы уничтожаете или выбрасываете их. Скорее это отложить их или позволить им быть. Посредством практики отпускания мы осознаем, что существует источник страдания, а именно привязанность к желанию, и понимаем, что нам нужно отпустить эти три вида жажды. Затем мы осознаем, что мы отпустили эти желания, и что привязанности к ним больше нет.
Когда вы замечаете, что привязаны к чему-либо, помните, что «отпускать» — это не значит «избавляться» или «выбрасывать». Если я держу эти часы, а вы говорите «отпусти их», то это не означает «выброси их». Я мог бы подумать, что мне надо их выбросить, потому что я к ним привязан, но это было бы просто желанием избавиться. Обычно мы думаем, что избавиться от предмета — это способ избавиться от привязанности. Но если я способен видеть привязанность — цепляние за часы, я понимаю, что избавляться от них нет смысла: это хорошие часы, они идут точно и их не тяжело носить. Проблема не в часах. Проблема в цеплянии к часам. Так что же мне делать? Отпустить их, отложить в сторону, спокойно положить их без всякого отвращения. Когда понадобится, я могу снова взять их, узнать который час и опять отложить.
Вы можете применить это понимание отпускания к жажде чувственного удовольствия. Предположим, вам хочется развлечься, как следует. Как оставить это желание без неприязни? Просто распознайте желание, никак не оценивая его. Вы можете ощутить стремление избавиться от него, из-за чувства вины от того, что у вас есть такое дурацкое желание, но просто отложите его в сторону. И затем, когда вы увидите его таким, какое оно есть, вы осознаете, что это всего лишь желание, и вы больше не привязаны к нему.
То есть, всегда надо работать с повседневными ситуациями. Когда вы подавлены и недовольны, именно тот момент, когда вы отказываетесь следовать этим настроениям — это опыт просветления. Если вы понимаете это, вам не обязательно погружаться в море уныния и отчаяния, и барахтаться в нем. Вы можете остановиться, научившись не придавать вещам слишком большого значения.
Вам нужно узнать это все на практике, чтобы понять, как отпускать источник страдания.
Можно ли отпустить жажду посредством желания отпустить?
Что есть то, что действительно отпускает в данный момент?
Вам необходимо наблюдать опыт отпускания, по-настоящему исследовать и изучать его, до тех пор, пока не придет понимание. Занимайтесь этим, пока не настанет понимание: «Ага, отпускание, да — теперь я понимаю. Отпускается жажда». Это не значит, что ваше отпускание будет непрерывным, но в какой-то миг вы действительно отпускаете жажду, и делаете это с полным осознанием. Это и есть прозрение. Это то, что называется знанием прозрения. На пали это называется ñanadassana или глубокое понимание.
Мое первое прозрение в отпускание было у меня в первый год медитации. Умом я дошел, что нужно все отпустить, и я задумался: «А как отпускать?». Отпустить что-либо не представлялось возможным. Я продолжал размышлять: «Как отпускать?». Потом я сказал себе: «Чтобы отпустить — нужно отпустить. Ну что ж, отпускаю!». Пошли такие мысли: «Я уже отпустил?» и «Как именно отпускать?», «Ну, просто отпускай!». Я продолжал в таком духе, ощущая все большее раздражение. Но со временем стало понятно, что происходит. Если вы пытаетесь анализировать отпускание в деталях, вы в этом застреваете, потому что все усложняете. Это не есть нечто, что понимается через слова, это то, что вы действительно делаете. И вот, на мгновение, я просто отпустил и все.
Что касается личных трудностей и вовлеченности, отпускать их — это то же самое. Тут нужно не анализировать и бесконечно раздувать вокруг них проблемы, а осваивать это состояние оставления и отпускания. На первых порах, вы отпускаете, но позднее хватаетесь снова, потому что привычка цепляться очень сильна. Но, по крайней мере, у вас уже есть представление. Даже после того первого опыта отпускания, на мгновение оставив, я снова принялся цепляться, думая: «Я не могу, у меня так много дурных привычек!». Но не верьте этому ноющему и уничижительному голосу внутри вас. Он совершенно не заслуживает доверия. Все дело только в практике отпускания. Чем лучше вы понимаете, как это делается, тем дольше у вас получается поддерживать состояние непривязанности.
  • Важно избавиться не от самого факта покупки сигарет. Не от внешнего проявления привычки, а от внутреннего аспекта — от своей привязанности, от жажды.
  • Проблема не в самом курении, а в нашем цеплянии к курению. Нам кажется, что мы без этого не можем, что нам это необходимо. Такое цепляние порождает внутреннее напряжение, буквально сжатие. Мы как бы сами себе перекрываем воздух. Мы находимся в состоянии дефицита. И бросив одну вредную привычку, рискуем перескочить на другую. Поэтому я рекомендую работать с внутренним состоянием.
  • Просто распознайте желание, никак не оценивая его. Вы можете ощутить стремление избавиться от него, из-за чувства вины от того, что у вас есть такое дурацкое желание, но просто отложите его в сторону.
  • Вы можете остановиться, научившись не придавать вещам слишком большого значения.
  • Вам необходимо наблюдать опыт отпускания, по-настоящему исследовать и изучать его, до тех пор, пока не придет понимание. В какой-то момент придёт полное осознание, что жажды нет. Курить больше не хочется. Появилась свобода от привычки. Когда это ощущение приходит впервые, появляется эйфория, которая таит в себе ловушку. Поэтому осознавайте. Продолжайте наблюдать своё состояние, свои мысли. Часто в такие моменты голос в голове начинает нашёптывать, что можно ещё немного покурить. Ведь бросить так легко.

Подводя итог, скажу — не создавайте проблемы вокруг курения. Вместо этого просто ощущайте. Станьте наблюдателем. Представьте, что вы знакомитесь с собой впервые. Будьте открытыми и непосредственными.

Медитация осознанности поможет вам выработать привычку быть в состоянии наблюдателя и научиться отпускать. Я являюсь дипломированным преподавателем и предлагаю вам для знакомства с практикой бесплатный марафон.

Желаю вам лёгкости и радости в жизни!

Если статья была вам полезна, вы можете поддержать автора донатом ❤️