— Хочешь забрать подарки? — кротко спросила Ира. Коля насупился.
— Значит так, Ирочка, долго говорить не буду. Хочу получить назад всё, что на тебя потратил, раз мы теперь не женаты, — заявил бывший муж. — Все чеки у меня есть, но видишь, пытаюсь договориться по-хорошему. Впрочем, если ты предпочитаешь полицию…
Ира была совершенно обычной девушкой: полная семья среднего достатка, обыкновенная внешность. Страшной тайны или трагической истории в её жизни не было, как выдающихся личностей в родственниках. Жизнь она вела тихую и непримечательную, спокойную и достаточно счастливую. Работала обычным менеджером. Скромной зарплаты хватало, чтобы снимать однушку и жить пусть и не на широкую ногу, но самостоятельно.
С будущим, а впоследствии и бывшим мужем она познакомилась в кинотеатре: он случайно занял её место. Недоразумение разрешилось быстро, но Колю девушка чем-то заинтересовала.
— Скажите, вы свободны сегодня вечером? — спросил он обворожительной улыбкой.
— Как досмотрю фильм — да, свободна, — улыбнулась в ответ Ира. — Почему вы спрашиваете?
— Хотел предложить небольшую прогулку. Погода замечательная… Вы же не будете против, если я угощу вас кофе?
— При одном условии: мы перейдём на «ты», — улыбка Иры стала немного игривой.
Прогулка прошла хорошо, и пара назначила новую встречу. За ней последовала следующая. Коля очень понравился девушке: старше её, спокойный, уверенный в себе, обеспеченный. Правда, последнее обстоятельство немного давило. Коля попытался сделать достаточно дорогой подарок, но Ира решительно воспротивилась:
— Я не могу это принять. Такие дорогие подарки разве что жёнам дарят.
— Тогда выходи за меня, — предложил легко Коля. Ира посмеялась, но задумалась.
Повторное предложение о браке несколько месяцев спустя не стало для неё неожиданностью. К тому времени она познакомилась с родителями Коли, и его мама приняла её очень тепло. Коля, в свою очередь, был представлен родителям Иры. Разница в зарплатах смущала девушку, она боялась, что окружающие будут считать её нахлебницей, но чувства перевесили, и она согласилась.
***
Свадьба была пышной — такой роскошной, о какой Ира не могла и мечтать. Семейная жизнь оказалась достаточно скромной: деньгами Коля выпендриваться не любил. Впрочем, молодой жене от этого было только спокойнее. Она быстро наладила быт, приноровилась к новому распорядку дня. Муж начал дарить ей дорогие подарки — и аккуратно настаивать на одной вещи.
— Зачем тебе эта работа? Я прекрасно могу обеспечить нас обоих, — завёл он разговор в очередной раз. Рабочий день у Иры выдался тяжёлым, она очень вымоталась и, конечно, пожаловалась супругу.
— Не хочу сидеть на твоей шее, — немного виновато отозвалась девушка.
— Глупости какие, мы же одна семья.
— Знаю, но всё равно это как-то неправильно.
— Ты устаёшь, жилы рвёшь на этой работе, а я хочу, чтобы моя жена была спокойной и счастливой. Я лишь хочу, чтобы тебе стало лучше, — Коля ласково взял её за руку.
Ира тепло улыбнулась ему:
— Я знаю.
Спустя несколько месяцев мягких уговоров она сдалась и стала домохозяйкой. Это оказалось не так скучно, как казалось: освободилось много времени, которое можно было потратить на хобби. Отплатить за дорогие подарки мужу девушка могла лишь одним способом: она вязала, шила и вышивала, пополняла по мере способностей гардероб супруга. Буквально месяц свободной жизни — и девушка забеременела. Муж стал ещё внимательнее и нежнее, едва ли не на руках носил, дарил ещё больше подарков.
Жизнь Иры была размеренной, счастливой, спокойной. Счастье длилось пять лет.
***
— Я люблю другую и хочу развестись.
Ире показалось, что на неё рухнуло небо. Она сидела на диванчике в родном доме, оглушённая, растерянная, и отчаянно сжимала в руках почти довязанный шарф. Она хотела вручить подарок любимому мужу, когда непривычно тихий супруг утянул её поговорить в гостиную. Цвета для Иры померкли, звуки отдалились, всё вокруг показалось странным и чужим. Было дико осознавать, что в соседней комнате мирно спит их общий ребёнок.
— Давно вы знакомы? — спросила уже почти бывшая супруга после долгой паузы.
— Около года, но я только недавно понял, как к ней отношусь.
— Изменял?
— Я не такой человек, Ира.
— Конечно, совсем не такой… — Ира печально улыбнулась, её глаза заблестели от слёз.
Супруги помолчали немного.
— Хорошо, — сказала наконец девушка, — давай разведёмся. Малыш останется со мной?
Коля кивнул:
— Буду платить алименты и забирать на выходные. Это не значит, что Костик перестанет быть моим сыном. Мы ведь останемся друзьями?
Ира отвела взгляд.
— Попробовать можно, но сомневаюсь, что выйдет. Ты уже подал документы?
— Нет ещё, хотел сначала сказать.
— Подадим вместе?
***
Развод прошёл на удивление спокойно: имущество поделили добровольно, порядок общения с ребёнком установили. Папу Коли поступок сына возмутил.
— Помни, девочка, мы остаёмся семьёй. Звони, пожалуйста, держи меня в курсе, говори, если что понадобится.
— Конечно, Виктор Михайлович, — кивнула Ира. Она выглядела едва ли не раздавленной, но так и не проронила ни слезинки.
— Не думай, что я это только из-за внука говорю. Ты мне как дочь, Ирка…
Девушка улыбнулась печально, и снова кивнула. Свёкр всегда был очень добрым и отзывчивым человеком. Его жена этими качествами похвастаться не могла. Для своей семьи она была готова на всё — но Ира в этой семье больше не состояла. Валентина Матвеевна заняла сторону сына и практически полностью прекратила общение с его бывшей супругой. В редких разговорах держалась холодно, расстраивая собственного мужа. Ира не осуждала, но переживать подобное было больно.
Коля женился на новой избраннице. Виктор Михайлович вскоре умер: отказало сердце. С бывшим Ира связь поддерживала. Пока отец был жив, Коля вёл себя образцово: всегда был вежливым и дружелюбным, алименты платил большие и вовремя, активно участвовал в воспитании сына, помогал в критических ситуациях. После смерти Виктора Михайловича и рождения ребёнка от новой супруги Коля отдалился от Иры. Общение постепенно сошло на нет, но деньги бывший муж переводил на счёт исправно. Ира считала: деньгами можно купить не всё.
— Папа обещал прийти сегодня…
— Наверное, он занят, малыш — предположила она, с жалостью глядя на собственного сына.
— Папа больше не хочет приходить?
— Не знаю, милый, может, и так. В конце концов, сейчас у него совсем другая жизнь…
— Он же мой папа! — в голосе сына звучало неподдельное горе.
— Я знаю, милый, — Ира его обняла. — Иногда так случается.
***
Однажды Коля всё-таки показался на пороге Ириной съёмной квартиры. Была середина осени, женщина была в отпуске, так что оставалась днём дома. Ира сразу поняла, что Коля пришёл к ней, иначе он бы заглянул вечером, после школьных занятий. Сейчас сын был в школе, так что разговору ничто не могло помешать.
Бывшие супруги натянуто поздоровались, и Ира пригласила Колю войти.
— Я не буду говорить долго, — начал он хмуро. — Пока мы были женаты, я на тебя очень много потратил. Хочу получить эти вещи назад.
Заявление стало для Иры ударом. Дело было не в деньгах, а в отношении, подарки всё же не принято забирать. Коля, видимо, настолько не ценил её, что не боялся растоптать остатки светлых чувств и унизить.
— Хочешь подарки забрать, — уточнила она. Бывший муж кивнул недовольно.
— Я купил эти вещи, значит, они принадлежат мне. Чеки сохранил, знаешь ли. Хочешь, чтобы я вызвал полицию и доказывал это в суде?
Слова бывшего ранили Иру, но она старалась держаться с достоинством. Бороться за подарки она не видела смысла: символы внимания и любви были ей дороги, но если сам Коля никакими символами их не считает, лишь тратой денег, зачем их хранить? Разве теперь они будут навевать пусть и болезненные, но приятные воспоминания?
— Мне понадобится время, чтобы собрать их.
— Я заберу всё сейчас.
— Ты не понимаешь, Коля, — печально улыбнулась Ира. — Многих вещей нет здесь, они у моих родителей. Кое-что у меня на работе, а из отпуска я вернусь через несколько дней только. Подожди неделю — и всё отдам.
Мужчина одарил её долгим подозрительным взглядом.
— Хорошо, пусть будет неделя, — согласился недовольно.
— На чай остаться не предлагаю.
Собирать подарки Ире оказалось тяжело: одолевали воспоминания. Это кольцо бывший муж подарил на годовщину, а вот зеркало — покупка на замену разбитому… Женщина перебирала воспоминания, и они казались ей пропитанными болью и горечью.
Она собиралась вернуть все подарки до единого. Родители заметили сборы и от души осудили бывшего мужа. Коллеги тоже обратили внимание, но пересудов не пошло: мало ли почему человек забирает с работы часы, мелкие гаджеты и всякие безделушки. Ира скрывала сборы лишь от одного человека — от собственного сына. Ей не хотелось, чтобы он думал об отце хуже.
Костя заметил, что вещей в квартире поубавилось, но ничего не сказал: решил, что мама расстроится. Он не знал, куда всё исчезло, но понял, что маме тяжело об этом говорить и не хотел ранить её сильнее. Об отце же к тому моменту мальчик практически не вспоминал.
***
Ира вернула подарки мужу и постаралась забыть обо всём, но не прошло и недели, как ей позвонила бывшая свекровь. Женщину это очень удивило: они ведь не общались. На неожиданную просьбу встретиться из чистого любопытства ответила согласием.
Валентина Матвеевна выбрала для встречи уютное небольшое кафе. Она немного опоздала, Ира уже сидела за столиком, когда бывшая свекровь переступила порог. Женщина ожидала увидеть на лице Колиной мамы привычное высокомерное выражение, но Валентина Матвеевна выглядела почти виноватой.
— Здравствуй, Ирочка. Извини, что я так внезапно навязалась.
— Всё хорошо, Валентина Матвеевна. Что-то случилось, Коля попал в беду? Вам нужна помощь?
Вид у молодой женщины стал совсем понурый.
— Извиниться хочу, Ирочка, — отвела она взгляд. — Я была не права. Коля мой дурак дураком — да и я не лучше. Прав оказался Витя…
Валентина Матвеевна сделала заказ, явно пытаясь потянуть время. Ира растерянно смотрела на неё.
— Почему вы передумали?
Бывшая свекровь помолчала, собираясь с мыслями.
— Коля всегда был щедрым, я знаю. Подарками тебя заваливал при каждом удобном случае. Многие из них я хорошо помню.
Ира начала догадываться.
— Увидела пару дней назад кое-что. Спросила, что оно делает здесь, и Коля сказал, что потребовал подарки вернуть. Новой жене теперь передаривает. Не так мы его воспитывали…
Ира молчала.
— Когда я узнала об этом, сразу поняла, как сильно мы перед тобой виноваты. Коля был так неправ… Я просто хотела сказать — если тебе нужно что-нибудь, что угодно, ты только скажи.
Задумчиво посмотрев на бывшую свекровь, Ира глотнула кофе и улыбнулась. Она никогда не была злопамятной.
— Вы действительно можете кое-что сделать. Так вышло, что у моего сына только одна бабушка…
Валентина Матвеевна выдохнула с облегчением.
***
Вечером зазвонил телефон. Ира уже уложила сына спать и сама собиралась ложиться. Посмотрев, чьё имя высветилось на дисплее, передумала сбрасывать звонок: звонил бывший муж.
— Привет, что-то случилось?
— Случилось?! — буквально взорвался от ярости Коля. — Только не делай вид, что ты тут ни при чём! Мама мне три часа читала нотации! Вера вернула все подарки и заявила, что хочет пожить отдельно неделю! Моя жена ушла из дома и забрала мою дочь — и после этого ты говоришь «что-то случилось»?!
Раньше Ире было бы тяжело это слушать. Сейчас на её губах появилась задумчивая улыбка.
— Я тут ни при чём, — подтвердила она и положила трубку.
Как думаете, как могла бы закончиться эта история? Приняла бы Ира бывшего обратно или он получил по заслугам и остался один?