"Смотреть" и "видеть" фильм - два совершенно разных понятия. "Смотреть" можно комедии, ужастики и другие фильмы, в которых очень мало скрытых деталей. "Остров проклятых" - это тот фильм, который необходимо именно "видеть", а именно видеть все мельчайшие детали, которые режиссер и актеры спрятали во всем сюжете данного фильма. О каких именно скрытых деталях идет речь? Именно об этом и будет данная статья.
Сюжет фильма.
Осенью 1954 года маршал США Эдвадр (Тедди) Дэниелс и его напарник Чак Оул отправляются на корабле расследовать исчезновение убийцы собственных детей Рейчел Соландо, которая по имеющейся информации сбежала из Эшклиффской больницы для душевнобольных преступников на острове Шаттер.
В лечебнице 42 пациента находятся в главном корпусе, а так же 24 особо опасных преступника - в третьем корпусе (корпус С) лечебницы. Как оказалось, Рейчел Соландо сбежала из закрытой камеры, босиком и мимо большого количества охранников. Странности на этом не заканчиваются. Сразу после исчезновения Рейчел, ее лечащий врач - доктор Лестер Шин уехал с остова в отпуск.
Сложность в расследовании исчезновения усугубляется вечными непрекращающимися головными болями Тедди. Его тяготят собственные воспоминания: о погибшей в пожаре жене Долорес и нацистском концлагере смерти Дахау, в освобождении которого в 1945 году он принимал участие.
Главный врач лечебницы доктор Коули объясняет маршалам, что Рэйчел, осуждённая после утопления в пруду троих своих детей, была убеждена, что находится не в лечебнице, а у себя дома, а сотрудники лечебницы — обычные люди из ее окружения. В палате исчезнувшей пациентки обнаруживается бумажка с надписью «Правило четырёх; кто 67-й?». Допросы пациентов и санитаров мало что дают, хотя одна из пациенток украдкой записывает в блокнот Тедди послание: «Беги!».
Оставшись в одном из моментов наедине со своим напарником Тедди рассказывается, что ищет в Эшклиффской лечебнице пироманьяка Эндрю Леддиса, виновника в смерти своей жены.
О том, что Леддис в лечебнице, ему сообщил бывший узник острова — психически больной преступник по имени Джордж Нойз.
Рэйчел Соландо обнаруживается около маяка. На следующее утро, пользуясь отключением запасного генератора электричества из-за бури на острове, маршалы пробираются в корпус С. Там Тедди обнаруживает Нойза. Искалеченный Нойз сообщает маршалу о проводящихся на острове экспериментах над людьми.
Тедди с Чаком пробираются по скалам к маяку, однако расставшись ненадолго, Тедди обнаруживает труп Чака в воде под утесом. Спустившись туда, маршал обнаруживает, что никакого трупа там нет. В пещерке на утёсах он встречает настоящую Рэйчел Соландо, никогда не возвращавшуюся в руки врачей. Рэйчел сама была одним из психиатров лечебницы, однако её попытка выдать миру правду об экспериментах по контролю за поведением людей обратила её из врача в узницу острова Шаттер. Она объясняет Тедди, что в самой лечебнице пациентов пичкают нейролептиками, а на маяке проводят операции по изменению сознания, стирающие, опустошающие память и превращающие пациентов в обезличенных призраков, способных выполнять закодированные команды. Нейролептики давали и Тедди.
Маршал пробирается на маяк и, к своему удивлению, не обнаруживает там никаких следов ужасных преступлений. Лишь на последнем этаже он находит доктора Коули, который объясняет Тедди ситуацию. Тедди был маршалом федеральных служб лишь до 1952 года; в действительности он — Эндрю Леддис, тот самый 67-й пациент клиники, находящийся в клинике уже 2 года после убийства собственной жены. «Напарник Чак Оул» был лечащим врачом Эндрю — доктором Лестером Шином. Анаграммы Edward Daniels = Andrew Laeddis и Rachel Solando = Dolores Chanal и были загадочным «правилом четырёх». Все происходящие на острове события были инсценировкой, призванной вырвать Эндрю из его выдуманного мира в настоящий. В итоге Эндрю снова переживает забытую трагедию — смерть троих детей и жены.
В конце, в присутствии обоих докторов и медсестры, игравшей «роль» Рэйчел Соландо, — герой соглашается со всем, что говорит врач. Коули сообщает ему, что это прозрение было уже не первым. Утром Эндрю, беседуя с Шином, снова обещает «напарнику» бежать с острова. Когда Шин покачиванием головы сообщает доктору Коули, что состояние пациента не улучшилось, Тедди замечает: «Что лучше: жить монстром или умереть человеком?», от чего удивлённый Шин зовёт Эндрю «Тедди», но последний не реагирует, уходя с санитарами и Нерингом для проведения лоботомии.
Скрытые детали фильма
Начало фильмы
Тедди с напарником плывут на корабле. В реальности данного плавания не было. Это ложные воспоминания Тедди. Почему?
Корабль выплывает из тумана, как будто появляется из неоткуда, что символизирует начало воспоминаний.
На этом корабле, скорее всего, два года назад привезли Эндрю Леддиса в качестве заключенного. Корабль отпечатался в сознании Леддиса и в своих ложных воспоминаниях он поместил личность Тедди.
Обратим внимание на каюту, из которой выходит маршал. Она вся увешана цепями и наручниками, что доказывает, что корабль специально оборудован для перевозки заключенных. Вряд ли настоящего маршала Тедди поместят в каюте, предназначенной для перевозки особо опасных преступников.
Еще одна странность. Тедди не знаком со своим напарником и впервые встречается и знакомится с ним при выходе на палубу. Тогда интересно, как они попали на корабль и почему не встретили раньше. Когда напарник, которого зовут Чак, угощает Тедди сигаретой, он говорит, что у него их много и что "на острове любят пострелять сигаретки". Откуда он это знает, если на остров они плывут впервые?
Видение Тедди в комнате санитаров
Тедди ложиться спать в комнате санитаров, затем мы видим вспышку и маршал видит толи сон, толи видение.
Все, что находится в данной комнате - те вещи, которые напоминают маршалу о трагедии, и которые он не хочет видеть в своем сознании. Поэтому они помещены в бессознательное. Здесь находится Долорес, одетая в платье, в котором она утопила троих детей, и которая держит в руках бутылку виски.
В данном платье она приходит к Тедди только в видениях и галлюцинациях. В воспоминаниях Долорес всегда одета в другое платье.
Этот ракурс показывает, как видит Долорес Тедди. Далее ракурс меняется, и в следующий раз, когда мы опять видим Долорес глазами Тедди бутылки виски уже нет в ее руке.
Однако руку она держит так, как будто бутылка все еще у нее в руке. Многие зрители не заметили этого, а те, кто заметил, сочли это за обычный киноляп. Однако это не так. На самом деле происходит это из-за того, что Тедди не хочет видеть бутылку виски, как и весь алкоголь, и убирает ее в свое бессознательное. Алкоголь Леддис убрал из-за своего сознания, потому что злоупотреблял им и не замечал странностей в поведении своей жены, что в последствии привело к трагедии.
Лестер Шин, лечащий врач Леддиса:
«Она была больна, у нее была склонность к самоубийству. Ты никого не слушал, напивался и ничего не предпринимал»
Образ концлагеря Дахау
Среди трупов узников возник образ его дочери.
Образ концлагеря Дахау возник из-за чувства вины, которое Тедди связал с расстрелом безоружных охранников концлагеря. Эти воспоминания олицетворяют чувства вины, которое у него осталось, несмотря на то, что он вычеркнул из сознания настоящую причину этих чувств - ответственность за убийство жены и смерть своих детей.
На самом деле Тедди не расстреливал безоружных охранников. Это вымышленное воспоминание.
Доктор Коули:
«Ты был в Дахау, но не расстреливал охранников».
Лагерь Дахау освободили в апреле 1945 года. А в воспоминаниях Тедди зима, идет снег. Однако расстрел все-таки был, но вели его два человека, и стреляли они из пулеметов. В воспоминаниях Тедди солдат больше, и стреляют они из винтовок. Эти режиссер подчеркивает, как на основе реальных событиях, слегка изменяя факты, сознание формирует вымышленные воспоминание, которые устроили личность Тедди, и сознание не стало дорабатывать их до идеала.
Захват маяка
Вся сцена на маяке - галлюцинации Тедди.
Во-первых, на маяке никогда не было охраны. Маяк - очистительные сооружения, так зачем там охрана? Охранник, которого мы видим на протяжении фильма - галлюцинация Тедди. Но если предположить, что он все же там был, то почему он с незаряженным ружьем? И очень странно, что доктор Коули оставил охранника без поддержки, особенно зная, что Тедди туда придет. При этом Коули знает, что Тедди силен физически, прошел войну, так еще и психически не здоров.
Когда Тедди врывается на маяк, где сидит Коули, то доктор задает очень странный вопрос для доктора: "Почему ты весь мокрый, милый?". Для общения доктора и пациента это достаточно странно. А если рассматривать данный фрагмент, как видение Тедди, то все становится довольно логично.
Также достаточно странный факт, что доктор Коули знает, что происходит в сознании Тедди. Например разговор Нойса и Тедди в корпусе. Мы знаем, что это видение Тедди, но если принять, что это было по-настоящему, то откуда у них запись разговора, ведь в то время сделать это было достаточно сложно.
Главным аргументом служит "Закон четырех".
Данный ребус Тедди должен был решить самостоятельно, а не услышать его от доктора, ведь тогда от него не было бы никакого смысла. А если принять, что данная сцена - галлюцинация и происходит внутри сознания Тедди, в момент, когда Тедди начинает осознавать себя Леддисоном.
Финальная сцена
В финале фильма, когда Леддисон сидел с своим доктором Шином, главный герой показывает, что образ Тедди снова вернулся. Однако это не так. Он говорит, обращаясь к напарнику Чаку: "Что по-твоему лучше: жить монстром или умереть человеком?". Это фраза показывает, что он осознает себя Леддисоном, но не может жить с этим осознанием. Так же, когда Чак обращается к своему напарнику, называя его "Тедди", тот не обращает на это внимание, показывая, что не осознает себя как Тедди Дениелс, и самостоятельно идет на лоботомию.