Найти тему
Открытая семинария

День памяти Царственных великомучеников

Оглавление

Сегодня, 17 июля, религиозный праздник, называющийся "День памяти Святых Царственных Страстотерпцев", но, простите, у меня язык не повернулся назвать их чем-то меньшим, чем святыми великомучениками. И я очень рад, что все более православных церквей (и не только православных!) и верующих сегодня это понимают. На днях мы были в Калуге и зашли в прекрасный городской кафедральный собор. И прямо в алтаре, под лампадой, на самом видном месте там висит икона, на которой Государь и его Семья изображены и названы святыми новомучениками! Молодцы, калужане! Так держать, вам зачтется от Бога и от грядущего государя! Это, конечно, не "по уставу", но это - правда, в этом сила, и уже во многих храмах по всей стране я вижу это! Не поворачивается больше у иконописцев рука написать "страстотерпцев" - может и отсохнуть. А вот говорящие так не боятся ведь, что язык их отсохнет! А зря.

Но не будем сосредотачиваться на словах - я думаю, что в сердцах истинно верующих русских людей не возникает вопросов: является ли государь и его Семья мучениками. За 60 лет до рождения государя Авель Вещий (Василий Васильев) вывел на своей пророческой иконе эти слова: "Святой Великомученик Николай".

-2

И это общее имя, имя великомученников, относится к последнему российскому императору Николаю II, его супруге Александре Федоровне и их пяти детям: Великому Князю Алексею, Великой Княгине Ольге, Великой Княгине Татьяне, Великой Княгине Марии и Великой Княгине Анастасии. В 1918 году они были арестованы и заключены в Царскосельском дворце, а позже перевезены в Екатеринбург, где были расстреляны в этот день - 17 июля 1918 года.

Сегодня в храмах проводятся специальные богослужения, включающие в себя часы, полунощницу и литургию. Слава Богу! В этих службах особое внимание уделяется памяти и подвигу святых царственных мучеников. Верующие возносят молитвы, чтат акафисты и псалмы. В этот день многие верующие также посещают музеи и места, связанные с жизнью и кончиной царской семьи, чтобы углубить свои знания и чувства по отношению к этому историческому событию. Также организуются лекции, выставки и конференции, посвященные жизни и наследию святых царственных страстотерпцев. Слава Богу за это! Вспомним и мы на ОС святого Государя и святую Семью.

Напомню, что будущий Император Всероссийский Николай II родился 6 (18) мая 1868 года, в день святого праведного Иова Многострадального. То есть церковное имя государя должно было быть - Иов. И в своем Дневнике государь сделает запись, что он знает из пророчеств о том, что ему предстоит разделить участь Иова. И это объясняет - что произошло с Государем, его Семьей и страной:
"И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твоё на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла" Иов 1:8.

Эти слова - о нашем Государе! Вот такого Государя послал нам Отец - и вот такого Государя мы отвергли и убили. Но Господу это было угодно - чтобы однажды, уже в эти месяцы и дни, восстановить Святую Русь и явить Белого царя - Государя, подобного возрожденного Иова.

Государь наш был старшим сыном. Императора Александра III и его супруги Императрицы Марии Феодоровны. Воспитание, полученное им под руководством отца, было строгим, почти суровым. «Мне нужны нормальные здоровые русские дети» — такое требование выдвигал Император к воспитателям своих детей. И Николай воспитывался в такой дисциплине, в которую сегодня трудно поверить. Месяцами он - будучи ребенком - спал укрывшись простой солдатской шинелькой, кушал вместе с простыми солдатами, бегал с ними, занимался физкультурой, купался с ними в речке, разделял ВСЕ тяготы простой солдатской жизни. Кто из детей-подростков сегодня такое выдержит? Да никто!

С детства он слышал от отца и матери (а потом и говорил своим детям) следующие слова:

"Помни, что ты - самый последний слуга, слуга своего народа! Ты не можешь быть счастлив, если народ не счастлив. Ты так счастлив, как самый бедный и несчастный человек в твоем царстве! Подними его, помоги ему - и радуйся с ним!"

Вот так воспитывали царей. Даже святых так не воспитывают. А вам говорили, что царь - урод кровавый, монстр, только и любит жрать до блевотины и проливать кровь народную. Фу, мерзавцы - по себе судят, что они бы делали, будь они царями, или хотя бы начальничками. Нет, это вам не ленины-сталины, ненавидевшие свой народ и убивавшие его миллионами. Это - Государь!

А государыня?! Как я люблю ее! Сколько я написал о ней! А вообще о ней надо песни слагать, ее слова золотые должны повсюду вместо реклам на нас смотреть. Императрица Александра Феодоровна (принцесса Алиса Виктория Елена Луиза Беатриса) родилась 25 мая (7 июня) 1872 года в Дармштадте, столице небольшого германского герцогства. Отцом Алисы был Великий герцог Гессен-Дармштадтский Людвиг, а матерью — принцесса Алиса Английская, третья дочь королевы Виктории. В младенчестве принцесса Алиса — дома ее звали Аликc — была веселым, живым ребенком, получив за это прозвище «Санни» (Солнышко).

Дети гессенской четы — а их было семеро — воспитывались в еще более строгих традициях, чем в России. Предложи сегодня кому-то такую жизнь - с наградой в царство - никто не согласится! Учеба, музыка, упражнения, рукоделия, Слово Божие, штопанье носков, фехтование, изучение иностранных языков, занятия музыкой, историей, углубленная учеба, мушьра... Ни одной минуты не должно было проходить без дела. Дети должны были стать лучшими слугами своего народа. Одежда и еда детей были очень простыми. Девочки сами зажигали камины, убирали свои комнаты, готовили кушать. Мать старалась с детства привить им качества, основанные на глубоко христианском подходе к жизни.

Когда Аликс было шесть лет от дифтерии в возрасте тридцати пяти лет умерла ее мать. После пережитой трагедии маленькая Аликс решила посвятить свою жизнь служению Богу и людям. Она буквально наизусть выучивает целые книги Священного Писания, она много молится, она берет уроки у лучших богословов своей эпохи. К 15 годам она сдает сложнейшие экзамены на древние языки, на историю церкви, на экзегезу, на систематическое богословие - и заслуженно получает звание Доктора богословских наук. Это - в том возрасте, в котором современные девчонки не отлипают от телефона и бранятся грубым матом. Такая вот у нас была царица, если вы еще не знали.

Такими были Никки и Алекса, когда они в первый раз встретились. С тех пор они и любили друг друга.
Такими были Никки и Алекса, когда они в первый раз встретились. С тех пор они и любили друг друга.

Первая встреча шестнадцатилетнего Наследника Цесаревича Николая Александровича и совсем юной принцессы Алисы произошла в 1884 году, когда ее старшая сестра, Елизавета, вступила в брак с Великим князем Сергеем Александровичем, дядей Цесаревича. Между молодыми людьми завязалась крепкая дружба, перешедшая затем в глубокую и все возрастающую любовь.

Вера: главное препятствие к браку

Приведу несколько писем будущей государыни, адресованных Никки (Николаю), которые были написаны еще до того, как они поженились, и даже до того, как произошла помолвка. Напомню, что принцесса Алиса (будущая Александра Федоровна) родилась и выросла в протестантском окружении. И несмотря на свою пламенную любовь к Никки не хотела и не могла оставить свою веру и перейти в Православие - как того требовал церемониал бракосочетания. Это явилось главным и единственным препятствием брака.

Удивительная вера и чистая, прозрачная душа Аликс сквозит в каждой строчке ее писем, заметна в каждом жизненном поступке. Для нее вера - это вся жизнь, и нет и не может быть ничего серьезнее, чем вера. Надо понимать, что с этого начинался ее жизненный путь, этим он и закончился. Насколько серьезно относилась Аликс к своей вере, и насколько определяющей была вера в ее жизни вы можете воочию увидеть из этих писем. Ради своей веры она готова пожертвовать и своей жизнью, и своей любовью. Взгляните, что пишет своему возлюбленному Никки эта девочка-подросток:

-4

Замок Виндзор,
12 мая 1894 года,
письмо А-13.

Доброе утро, милый, я только что пришла из церкви, где мы слышали замечательную проповедь. Она мне напомнила о старом пасторе на свадьбе Эрни. Я бы могла там сидеть часами, слушая его. Мне хотелось бы пересказать это тебе – как Господь Бог не ищет внешнюю форму, а ищет дух, как и люди, которые преданы друг другу, не судят по внешности, а их сердца и души тянутся друг к другу. Что религия бывает не только в определенном месте или в церкви, но повсюду Бог.

У нас всех есть определенные обязанности, иногда они маленькие, и мы думаем, что не нужно в них вкладывать свою душу, а это неправильно. Св. Апостол Иоанн 4,24, это был его текст, самаритянка. Бог – Дух, и те, кто Его почитает, должны почитать Его в Духе и Истине. Если мы не понимаем Духа Божия, законы Которого правят природой, мы не Его создания. Святый Дух учит нас, как всегда быть с Ним.

Выбирая между правильным и неправильным решением, твоя совесть говорит тебе, что внутри тебя есть Дух, Который невольно ведет тебя к добру. Ты не должен предугадывать последствия своего решения: не твое решение приносит тебе благодать, но Дух Святый, повинуясь Которому, ты его принял.

-5

Многие думают, что быть с Богом – значит быть в местах Его почитания, где души наши возлетают высоко вверх над миром или гармонично сплетаются, поднимаясь ввысь, голоса и звук органа, и приходит мгновенное вдохновение… но настоящий секрет, как найти Бога, – это посвятить Ему всю свою жизнь, и каждое маленькое ведерко воды, которое вам нужно пронести по долгой и тяжелой дороге к колодцу.

Христос всегда делает все как можно лучше, какую бы маленькую, незначительную работу Ему ни приходилось бы выполнять. Он преподносит Свое учение бедной женщине с ограниченным кругозором и бедным узким окружением. Ей Он говорит о величайших истинах, которые и для мудрых являются тайной. Она искала только облегчения своих земных тягот, и мы все, как часто мы жаждем избавления от страданий и забот. И это ее желание Он использовал как средство, чтобы повести ее в высшие сферы духовного развития.

Алиса и ее сестра Элла
Алиса и ее сестра Элла

Посвящение вере всей нашей жизни, выполнение мельчайших обязанностей с напряжением всех сил и с одним желанием – “сделать как можно лучше”… Ну вот, с помощью Гретхен я попыталась записать часть проповеди, боюсь, что сделала это не совсем понятно, но, по крайней мере, у тебя будет представление о нем и его проповеди.

О, Ники, милый, ты действительно не боишься, когда думаешь о том, кто тебе достанется в жены? Не сведет ли тебя с ума эта особа? Я с нетерпением ожидаю часа твоего приезда. Если погода будет хорошая, тогда мы должны хорошо провести время. Тетя Беатриса говорила, что мы должны поехать вверх по реке, и это было бы очень приятно, так как я никогда так не делала, а говорят, что это чудесно. Милый, сейчас я должна попрощаться. Да благословит тебя Бог, и святые Ангелы Его да хранят тебя.

Нежно целую много раз. Навеки глубоко любящая и преданная маленькая девочка,
Аликс.

-7

Главные различия

Аликс прекрасно, не по детски, понимает, насколько велика религиозная разница между нею и Никки. Она выросла в строжайшей пуританской атмосфере, где религия была разлита в каждой минуте бытия, в каждом поступке. У Никки, напротив, жизнь разделялась на церковную и светскую - как это обычно было в русском обществе. К тому же есть разница в понимании спасения в православии и протестантизме. В православии спасение достигается по-преимуществу в церкви, посредством церкви и обрядов, в то время как в протестантизме спасение видится как вытекающее из отношений между человеком с Богом - без посредников - что проявляется во всех аспектах жизни и бытия. Аликс писала:

Харрогейт,
4 июня 1894 года,
письмо А-36

Мой дорогой, бесценный Ники,

Сегодня утром я читала много ваших молитв, переведенных на французский язык. Некоторые из них так красивы, но, сердце мое, мне не нужен посредник для моих молитв, я все говорю Господу прямо и каюсь в своих грехах, и я знаю, что Он простит меня ради Сына Своего Иисуса Христа, Который умер, чтобы мы могли получить прощение и спасение. Я не хочу, чтобы мой Ангел-Хранитель просил за меня Бога. Моя молитва прямо возносится к Отцу Небесному.

-8

Я не могу просить через кого-то, никогда так не делала: было бы ужасно, если бы сейчас меня принуждали к этому. Я бы подумала, что совершила тяжкий грех, и не могу просить прямо. От меня такого трудно ожидать, любовь моя, не так ли? Ах, если бы ты был здесь, мне так много надо у тебя спросить о том, что я прочитала. Иметь образы Богородицы и святых и целовать их – это я хорошо понимаю. Почему также не целовать фотографии тех, кого любишь и кого больше нет, а когда смотришь на них, то вспоминаешь все хорошее, что они сделали, и стараешься брать с них пример. Но молиться им, как и молиться Богородице? Зачем, Ники?

Я могу любить, почитать и уважать Ее как Матерь Господа и как Самую чистую и лучшую Женщину из всех, что когда-либо жили, но разве это причина, чтобы Ей молиться? “Ты не должен знать другого бога, кроме Меня” (Осия 13, 4) – тогда почему это? О, если бы только ты был здесь, чтобы поговорить со мной об этом, это пугает меня. Мне нужна твоя помощь. Надеюсь, что не причиняю тебе боли тем, как я об этом говорю. Но если бы ты только знал, как я себя чувствую.

Я хочу быть хорошей христианкой, но есть вещи, которые меня шокируют, и я хочу, чтобы ты мне их объяснил. Чтение никогда не может дать ясного представления. Но ты такой истинный, добрый христианин, поможешь мне. И если есть вещи, которые я не могу делать, – как ты думаешь, мне их можно будет пропускать? Я очень надеюсь, что не огорчаю тебя, ни за что в мире я бы этого не сделала...

-9

В поисках общей веры и любви

Несмотря на твердость своих убеждений (что отличало Алису по всей жизни), она не была фанатичной и закрытой. Для большинства ее соплеменников православные были сектантами и идолопоклонниками. Ей неоднократно говорили, что ее не примут в России, и что могут даже убить. Но Алиса, хотя бы уже ради своей любви к Никки, искренне искала точки соприкосновения - но не за счет компромиса, а в счет любви. И ей повезло: я заметил из писем, что на жизненном пути принцессе Аликс попадались удивительно мудрые и духовные пасторы наставники. Я сам прослужил тридцать лет пастором, поэтому знаю, как много в жизни человека может зависить от пастора.

Так вот, к чести пасторов, которых слушала Аликс (а она слушала их с великим благоговением и интересом, несколько раз в неделю), они оказались не сектантами, а людьми глубоко духовными, понимавшими, что в вере, как и во всем, есть главное - а есть и второстепенное. Есть то, от чего отступать нельзя ни при каких обстоятельствах, и есть то, что культурно обусловлено.

Я мог бы привести интересную переписку, из которой видно, как Алиса искренно искала свой собственный путь, как углубленно она изучала Библию, как серьезно молилась, как старалась понять своего православного жениха и его церковь и принять ее. Но это заняло бы уйму времени. Приведу на сегодня всего одно письмо, из которого видно, через что проходила тогда Алиса:

-10

Осборн,
28 июля 1894 года,
письмо А-54.

Дорогой Ники,

Я только что вернулась со службы, где истово молилась за моего дорогого. Проповедь была чудесна. Мы все одна большая семья, но единство не значит однообразие. Как в любой семье братья и сестры думают по-разному, так и у каждого в жизни своя цель и свои обязанности, и все же это большая общность. Так и мы, христиане, тоже одна большая семья, и у нас один Отец. Он говорил прекрасно о том, что у всех нас есть те или иные дарования…

Пение было совершенно чудесное, псалмы прекрасные. Я полагаю, у вас на борту есть церковь или в городе, и ваше чудесное пение – как жаль, что я не смогла пойти с тобой в прошлое воскресенье… Я надеюсь, что буду понимать больше и смогу следить за службой, по крайней мере, знать, какие читают молитвы… Дорогой, ты можешь достать мне маленькую книжечку, чтобы на одной стороне текст был русский, а на другой английский или немецкий? Из Лондона мне послали на английском и греческом. Да, дорогой, я была бы более счастлива, если бы мог приехать старый пастор, потому что есть еще много вещей, объяснения которых мне хотелось бы от него услышать.

Я хотела кое о чем спросить тебя, но не смогла, я тоже боялась, что мои вопросы могут причинить тебе боль. Постепенно, с Божией помощью, все прояснится. Это главная причина, почему, мой дорогой, бесценный Ники, я не хочу, чтобы сейчас состоялась наша свадьба. Я не чувствую себя к ней готовой – дело не в самой свадьбе, а есть другая причина – ты понимаешь, о чем я говорю. Ты знаешь, что я имею в виду, правда?"

-11

Тут я, автор статьи, позволю на минутку прервать ход письма и пояснить вам то, о чем знал Никки и о чем вы, безусловно, тоже догадываетесь: Алиса считала, что свадьбы не будет потому что она не сможет выполнить единственное условие, которое ей выставлялось: сделаться православной. Н читаем дальше, со следующей уже строчки:

"С другой стороны, ты знаешь, как я мечтаю полностью принадлежать тебе – сердцем я уже совершенно твоя, и нити, которые связывают наши сердца, никогда не смогут порваться или ослабнуть. Ради тебя также мне хочется быть сильной и здоровой, и во всех твоих делах быть рядом с тобой, а не помехой, как сейчас…"

Прервемся здесь, чтобы вернуться к этой теме еще раз и внимательно посмотреть: что же произошло? Изменила Алиса своей вере, приняв православие? Сделала она это из убеждений, или как компромис? Сказала ли она в душе, как некогда Генрих Наваррский, Paris vaut bien une messe, «Париж сто́ит обедни») в связи с его решением в 1593 году принять католичество, чтобы стать королём Франции под именем Генриха IV и основать династию французских Бурбонов? Сказала она в душе: Москва и Никки стоят обедни? На эти и другие смежные вопросы я уже отвечал в ряде публикаций, также основанных на переписки Алисы и Никки (см. Православная протестантка, также Не принятая царица).

-12

Нам стоит вспомнить те мудрые слова, которые Алиса услышала от своего пастора, которого могла слушать часами:

"Мы все одна большая семья, но единство не значит однообразие. Как в любой семье братья и сестры думают по-разному, так и у каждого в жизни своя цель и свои обязанности, и все же это большая общность. Так и мы, христиане, тоже одна большая семья, и у нас один Отец."

Сделавшись русской царицей - самой лучшей за всю историю - Александра Федоровна стала во всем опорой мужу, и помогла ему во всем исполнять завещание его отца:

«Я завещаю тебе любить все, что служит ко благу, чести и достоинству России. Охраняй самодержавие, памятуя притом, что ты несешь ответственность за судьбу твоих подданных перед Престолом Всевышнего. Вера в Бога и святость твоего царского долга да будет для тебя основой твоей жизни. Будь тверд и мужествен, не проявляй никогда слабости. Выслушивай всех, в этом нет ничего позорного, но слушайся самого себя и своей совести».

Цари и Царица решили быть ближе к народу, чаще видеть его и больше доверять ему. За это их возненавидел "большой свет" - аристократия. Вместо балов, традиционного "адьюлтера", пьянок и гулянок они занялись Семьей и народом - встречались с простыми людьми не ради "рейтинга", а потому что их тянуло к простым людям. Так и простой крестьянин Григорий Ефимович сделался частью их Семьи. И вообще царь и царица мыслили о государстве в совершенно иных понятиях, чем людям тогда, да и сейчас, приходит в голову: они видели Государство как свою Семью, как свою большую Семью, которая начинается в их спальне, и заканчивается где-то на Чукотке.

Царица особенно любила слова Писания, которые она постоянно приводила супругу: «царь... заключил пред лицем Господним завет — последовать Господу и соблюдать заповеди Его и откровения Его и уставы Его всего сердца и от всей души» (4 Цар. 23, 3).

-13

Через год после свадьбы, 3 ноября 1895 года, родилась первая дочь — Великая княжна Ольга; за ней последовало появление на свет трех полных здоровья и жизни дочерей, которые составляли радость своих родителей, Великих княжон Татианы (29 мая 1897 года), Марии (14 июня 1899 года) и Анастасии (5 июня 1901 года). А 16 августа 1902 года в тайне произошло рождение Пятой дочери, во исполнение пророчества, чтобы Господь лета государя продлил в род и род (Пс. 60, 7). Так и будет, так и есть - Аллилуйя и Аминь! А через год, 12 августа 1904 года, рождается и Царевич Алексий.

Когда произошла сатанинская революция 1917 года, то государя и государыню предали и церковники, и Романовы, и аристократы, и банкиры, а вслед за мерзкой пропагандой против царя и царицы - против них обратили и народ. Но вот что писала государыня, дже когда их арестовали, посадили на солдатский паек, сорвали с государя погоны, унижали, оскорбляли, даже разрушили ледяную горку, которую царь с царицей и детьми построили в ссылке, для деток:

«Тяжело неимоверно, грустно, обидно, стыдно, но не теряйте веру в Божию милость. Он не оставит Родину погибнуть. Надо перенести все эти унижения, гадости, ужасы с покорностью (раз не в силах наших помочь). И Он спасет, долготерпелив и многомилостив — не прогневается до конца... Без веры невозможно было бы жить...

-14

Как я счастлива, что мы не за границей, а с ней [Родиной] все переживаем. Как хочется с любимым больным человеком все разделить, все пережить и с любовью и волнением за ним следить, так и с Родиной. Я чувствовала себя слишком долго ее матерью, чтобы потерять это чувство, — мы одно составляем, и делим горе и счастье. Больно она нам сделала, обидела, оклеветала... но мы ее любим все-таки глубоко и хотим видеть ее выздоровление, как больного ребенка с плохими, но и хорошими качествами, так и Родину родную...

Крепко верю, что время страданий проходит, что солнце опять будет светить над многострадальной Родиной. Ведь Господь милостив — спасет Родину... Потерпи, родная страна, и получишь венец славы, награду за все страдания... Весна придет и порадует, и высушит слезы и кровь, пролитые струями над бедной Родиной...

Много еще тяжелого впереди — больно, сколько кровопролитий, больно ужасно! Но правда должна окончательно победить...

Как же жить, если нет надежды? Надо быть бодрым, и тогда Господь даст душевный мир. Больно, досадно, обидно, стыдно, страдаешь, все болит, исколото, но тишина на душе, спокойная вера и любовь к Богу, Который Своих не оставит и молитвы усердных услышит и помилует и спасет...

...Сколько еще времени будет наша несчастная Родина терзаема и раздираема внешними и внутренними врагами? Кажется иногда, что больше терпеть нет сил, даже не знаешь, на что надеяться, чего желать? А все-таки никто как Бог! Да будет воля Его святая!»

Иов, и все, что у него было - прошло огненное, трагическое испытание. Все, что случилось с Иовом и его страной (а Иов был царь) - было не потому, что Иов бвл тупой, кровавый, ленивый или грешный. Как раз наоборот!

9 И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?
10 Не Ты ли кругом оградил его и дом его и всё, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле;
11 но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?
12 И сказал Господь сатане: вот, всё, что у него, в руке твоей; Иов 1

Вот так Бог отдал и нашего Государя в руки грешников, и наказал всю страну, и лишил нас славы, наполнил неверием, страхами, жестокостью и ужасами, которые последовали за чудовищным ритуальным убийством Государя и Семьи. И все, что было у Иова Бог отдал сатане и сказал: "вот, всё, что у него, в руке твоей". И так и было много десятилетий. Но история России, как и история Иова, заканчивается триумфом Бога в лице обновленного Иова как Белого царя, и новыми, неслыханными прежде великими благословениями, жизнью и радостью. Бог сделал Иова помазанником, а его страну - страной помазанника!

10 И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде.
11 Тогда пришли к нему все братья его и все сёстры его и все прежние знакомые его...
12 И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние...
16 После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвёртого рода;
17 и умер Иов в старости, насыщенный днями. Иов 42

Это - про нас! Примите Божию благодать!