Из предыдущих публикаций мы видели, что последняя русская императрица Александра Федоровна, а в девичестве - немецкая принцесса Алиса, была далеко не в восторге от перспективы менять протестантизм на православие. В этой статье я расскажу о том дне, когда Алиса приняла решение принять Православие. Расскажу об обстоятельствах этого дня, и о том, что последовало после.
Итак, много лет Алиса, влюбленная в Никки (Николая), с болью в сердце отказывала ему в руке и сердце - из-за того, что ей пришлось бы поменять религию, чтобы сделаться его женой. Особого напряжения их переписка достигает в период 1891-1894-го годов. Алиса не оставляет Никки никакой надежды на то, что она станет православной. Многократно она объясняет ему те причины, по которым она не может этого сделать.
Но вот, неожиданно, как гром среди ясного неба, 7 апреля 1894-го года Алиса решилась на этот огромный шаг. Что подвигло ее? Что произошло? Я говорил уже о том, что как родственники Николая, так и родственники Алисы (которые были протестанты) не видели никаких препятствий к ее переходу в Православие, и даже поощряли ее к этому. Но это не помогало. И вот, 7 апреля в Кобурге состоялась свадьба ее двоюродной сестры Виктории Федоровны (известной в переписки как Даки) и Эрнеста Гессенского (Йорни). На эту свадьбу съехалась большая Семья, приехала и сама королева Виктория, бабушка Алисы.
Среди собравшихся родственников была и великая княгиня Мария Павловна, жена великого князя Владимира, родного дяди Николая. Мария Павловна, поскольку не находилась в прямой линии престолонаследия, хотя была замужем за великим православным князем оставалась протестанткой. Она была большим авторитетом для Алисы, и она прекрасно знала изнутри оба мира - и протестантский, и православный. Мария Павловна объясняла Алисе, что она сможет быть православной, но при этом хранить верность своей вере. Но Алиса не была убеждена. Она колебалась.
Но вот, 7-го апреля, сразу после свадьбы, Алиса приняла решение - она станет православной. В связи с чем было принято это решение? Желанием выйти замуж - глядя на счастье своей сестры? Возможно, это тоже послужило принятию ею решения. Но не это, согласно самой Алисе, явилось главной причиной. Что же было главной причиной?
В своем письме, которое она написала тогда Никки - и которое сделало его самым счастливым человеком на земле - она говорит об этом. Как ни странно, ее решение принять православие было результатом проповеди одного из самых возлюбленных ею протестантских проповедников. Дело в том, что на проповеди Даки и Йорни Алиса услышала из уст этого пастора (к сожалению, не смог пока найти его имя) слова, которые и решили исход дела. Они сняли тяжесть с ее души.
Что же это были за слова? Они, к сожалению, не дошли до нас, и как я ни пытался из разрозненных писем и дневников царицы восстановить содержание этой проповеди - я не смог этого сделать. Николай, который тоже присутствовал на этой проповеди, тоже записал тогда в своем дневнике (независимо от Аликс, конечно), что "проповедь тронула за самое живое, тронула за сердце".
Я сам - милостью Божией 30 лет пастор, и много молодоженов я сочетал, и могу сказать, что есть в каждой протестантской проповеди, произнесенной на сочетании. Это напоминание о завете с Богом, и о завете с человеком - который заключается во время бракосочетания с любимым человеком. Опять-таки, не буду гадать, что именно сказал пастор на том памятном бракосочетании, но его слова дали Алисе понять, что ей не придется идти на компромис, или на сделку с совестью.
Она отдаст всю себя своему мужу, его церкви, его стране. Она - в подчинении мужа. И она знает - за годы знакомства у нее была возможность в этом убедиться - что Николай не только не встанет между ней и Богом, но что и сам он - богоискатель, и что вместе они станут ближе к Богу, чем порознь! Вот, могу сказать с уверенностью (хотя доказать не могу), что эта мысль (возможно, она была навеяна той памятной проповедью) - и стала решающей в принятии ею решения.
"Они оставили нас вдвоем, - пишет Николай в своем дневнике за тот день. - Первое, что она сказала мне... это то, что она согласна! О, Боже, что со мной тогда произошло! Я расплакался, как ребенок, и она тоже, но лик ее как бы сразу весь изменился: ее лицо просияло и обрело выражение глубочайшего мира".
Тут много я мог бы написать о том удивительном, что тогда произошло. Но вот что приметно с самого начала: она искренна и бескомпромисна в своих отношениях с Богом. А с людскими обычиями и традициями ей суждено будет жить во многой скорби, воздыхая о многом. Она пишет Николаю спустя где-то месяц после принятия ею решения:
"Прости, что я тебе рассказываю об этом, но мне легче, когда я поделюсь с тем, кто меня любит и понимает. Я думаю, да, милый, ты сейчас знаешь свою невесту и поможешь ей, не так ли? – потому что сначала это совсем не просто. Ты должен быть снисходительным – всему свое время. А сейчас, мой дорогой, я должна попрощаться, так как мне нужно еще кое-что выучить к приезду старого священника, который приезжает сегодня, а Шнайдерляйн должна мне помочь.
Много раз тебя нежно целую, сердечно благословляю, остаюсь, мой любимый Ники, твоя любящая и нежно обожающая девочка, Аликс.
P.S. Какая забота, чья тяжесть сильна, Сон твой сладкий прогоняет она? К Спасителю в горе своем обратись, Чтобы помог Он тебе, молись."
Она признает, что поменять веру ей будет не просто. Но она решила, что сделает все, чтобы понять и принять своего возлюбленного, и его народ, и его религию. И поняла и приняла - но по своему, к раздражению церковных иерархов, и к славе Небес. И слово последнее осталось за нею - за святой великомученицей, а не за лоснящимися церковными котами, промотавшими Россию в своей полной слепоте, которую они принимали за "православие". Они сузили его тогда - да и теперь пытаются - до узкой шовинистской секты, которая отсекала от себя все живое, все, что противелось курсу, который взяла эта иерархическая секта: на агрессию и разрушение России.
А царица расширила понятие православия до уровня святости. А святость выдается не по бумажке, и не по трехперстному крещению, и даже не по богатым пожертвованиям богатым церковным начальникам. Святостью Господь наделяет ищущих святости - то есть, ищущих Его. А всякий человек, ищущий Господа, неизбежно должен на каком-то этапе выйти - открыто или сокрыто - за пределы формального религиозного фарисейства и узкой сиюминутной догмы. Это возможно только через большое страдание. И тогда такой человек непременно становится - как сделалась наша царица - изгоем, которого преследуют богатые первосвященники.
В решении Алисы принять православие нет и тени компромиса. Тем принципам, которые Алиса с детства черпала из Слова, она решила остаться верна - и осталась верна до конца. И гарантом тому, что она сможет это сделать стал Никки. Он поможет расти ей - а она поможет расти ему. Он откроет ей то, что было прежде сокрыто от нее. А она откроет ему тоже - целый мир Слова Божьего, которого, увы, Россия прежде еще не знала.
Это взаимное приятие и обогощение и сделали обоих святыми, и возвели на ступень мучентчества. А так и писал Григорий Ефимович, так и учил: русские должны с немцами не воевать, а пережиниться. Он говорил, что русские дадут много немцам, а немцы - много русским дадут.
На уровне царской семьи этот совет материализовался семью царственными святыми великомучениками. Более высокой награды не бывает, и Господь решил, как бы бросая вызов гордому русскому фарисейству, показать, что союз русских с немцами - лучше, чем война. Такой союз, в котором люди преодолевают свою слепящую гордость, ведет к святости, а ненависть ведет к проклятию. Не смогли церковные начальники в ту пору поступиться своими амбициями, но начали сеять семена ненависти и войны. И пожали бурю в 1914-1922 и 1941-го.
Чтобы не пропускать новые статьи на разные темы, подпишитесь на мои каналы на Дзен:
"Открытая Семинария",
Заходите на мой сайт "Духовный миллионщик". Там много интересного.
Не мало интересного вы найдёте на моём YouTube канале «Открытая семинария».
А на YouTube канале «Солёное радио» мы проводим прямы эфиры на разные темы.
Вступайте в группу "Открытая семинария" в ВК.