Найти тему
VK Play

Мнение: что не так с FC 24 и футбольной франшизой EA

Авторская колонка — мнение автора может не совпадать с мнением редакции, а может и совпадать

Я вообще не люблю ругаться. Особенно когда речь касается видеоигр. Игры — это когда смешно, весело, задорно. Когда от напряжения геймпад поскрипывает в руках, а руки мысленно тянутся к полотенцу. Игры — про впечатления, эмоции, ощущения и страсть, а не брюзжание с вечным причитанием про оттенки травы и искореженные временем воспоминания о жизни, которой больше нет.

Однако в случае с FC 24 от Electronic Arts, которая в прошлом 30 лет выпускала футбольные симуляторы по франшизе FIFA, больше ничего не остается, кроме как зычно материться, краснеть от злости и искать помощь у психолога (я не шучу). Мой счетчик в Steam показывает 772 часа. И хотя половина накручена фоновыми включениями, она легко компенсируется временем, проведенным в веб-приложении игры, где я перекладывал карточки футболистов из одной кучки в другую, чтобы получить новые, и так по кругу.

Важно подчеркнуть: мне действительно нравилась игра, в которой со временем я стал значительно лучше (стабильно 1 дивизион в Rivals и 11-13 побед в Weekend League). Но эти моменты счастья я ощущал только тогда, когда соединение с серверами было стабильным, геймплей не преподносил сюрпризов, а мой оппонент вел себя по-джентльменски. В остальные дни я пребывал в абьюзивных отношениях. Этот текст — попытка переосмыслить опыт, накопившийся за 8 месяцев, разобраться без лишних эмоций, как устроена FC 24, а также рассказать, как футбольный симулятор страдает от противоречий и манипулирует геймерами.

Контекст: что такое Ultimate Team и чем режим с картами стал для EA

Идея по разработке Ultimate Team принадлежит продюсеру EA Мэтью Прайору (сейчас директор по дизайну пользовательского опыта). В середине 2000-х он вместе с небольшой командой сделал для UEFA Champions League 2006–2007 новый режим. В нем пользователь открывал специальные наборы, составлял команду из карточек футболистов, а затем пробовал превзойти оппонентов в онлайне. После матчей он мог обмениваться карточками с другими участниками и пополнять коллекцию, приобретая за монеты новые наборы. Учитывая ограниченность наград и редкость особенно популярных звезд, подобный подход вынуждал экспериментировать, а заодно не бросать игру и продолжать до тех пор, пока альбом полностью не заполнится.

Многие события в Ultimate Team привязываются к результатам в реальных матчах. Карточки получают постоянную прибавку к характеристикам за победы команды, голы в матчах и выходы на поле (актуально в период Чемпионата Европы)
Многие события в Ultimate Team привязываются к результатам в реальных матчах. Карточки получают постоянную прибавку к характеристикам за победы команды, голы в матчах и выходы на поле (актуально в период Чемпионата Европы)

В улучшенной версии, которая появилась в FIFA 2009 уже для трех платформ (Xbox 360, PC и PlayStation 3), Ultimate Team избавился от части функционала, но сохранил идею и структуру. Смысл формата заключался в коллекционировании, планировании, тактике и чувстве превосходства на поле. В последующих частях авторы докрутили каждый из этих компонентов благодаря дополнительным надстройкам, будь то система сезонов и наград, новые режимы или уникальные события.

Новый формат позволил EA построить игру-сервис, которая на протяжении 15 лет приносит огромные деньги и привлекает миллионы пользователей. Важную роль в ней выполняют коллаборации с реальными футболистами и клубами, масштабные события вроде голосования за «Команду года» и контент, который выпускают под крупные турниры: Чемпионат Европы, Чемпионат мира и Кубок Америки.

Как EA заменила FIFA на FC и к чему это привело

За счет накопленного влияния и ресурсов канадская студия способна покупать любые лицензии и диктовать свои условия. Показательно то, как компания рассталась с ФИФА после 30 лет сотрудничества. По основной версии, стороны не смогли договориться из-за финансовых выплат за использование франшизы — сумма выросла до $1 млрд в год.

По версии EA, партнеры много лет ограничивали компанию в развитии продукта, а в последние годы и вовсе напирали на стремительные изменения, интеграцию спонсоров и пересмотр ключевых принципов. В результате футбольная ассоциация нашла нового подрядчика (им стала 2K Games), а EA создала свой бренд EA Sports FC (или просто FC).

С точки зрения заработка и показателей вовлеченности FC 24 считается одним из самых успешных продуктов канадской студии, если не самым-самым. Несмотря на смену бренда, новая игра не только превзошла результаты FIFA 23 на старте, но и увеличила выручку в третьем квартале: продажи FC 24 выросли на 7% по сравнению с прошлым периодом, а размер чистой прибыли составил $290 млн — на 42% больше, чем годом ранее. В четвертом квартале именно благодаря футбольному симулятору и Madden NFL компания сохранила высокие показатели прибыльности.

Парадокс в том, что по оценкам геймеров, FC 24 — одна из худших игр в истории Electronic Arts, уступающая только FIFA 18. В новой части каждый элемент страдает от противоречий, а общие впечатления от продукта зависят от состояния серверов и качества обновлений. Вдобавок в FC 24 впервые ощущается безразличие канадской студии к состоянию собственной игры (и особенно геймплею): разработчики стали совершать слишком много нетипичных ошибок, которых раньше попросту не было. И, как показали прошедшие 8 месяцев, в будущем ничего не изменится.

Что не так с FC 24?

«Примерно все», — скажет любой геймер, разобравшийся к игре, и будет подразумевать что-то свое. Чтобы ответить на вопрос, детально разберу каждый элемент: геймплей, механики, режимы, системы выстраивания наград, монетизацию, отношения внутри сообщества и техническое состояние продукта. Все эти темы тесно связаны между собой.

Визуальный баг в разделе «Эволюций». На карточку Тринити Родман наложилось изображение Самюэля Умтити. Подобные ситуации — обычное дело. Даже под конец года
Визуальный баг в разделе «Эволюций». На карточку Тринити Родман наложилось изображение Самюэля Умтити. Подобные ситуации — обычное дело. Даже под конец года

Непоследовательный геймплей в Ultimate Team

Хотя UT приносит сотни миллионов долларов, сами создатели систематически снижают планку качества и демонстрируют очень противоречивое отношение к игре. Если раньше большая часть аудитории ругала EA только за непоследовательный геймплей и строила теории вокруг этого, то в FC 24 на первые план вышли другие недостатки: оптимизация, многочисленные ошибки, связанные с интерфейсом и внутренним функционалом, критические проблемы с серверами, конфликты игровых систем, неспособность создателей быстро решать проблемы и выпускать протестированные обновления, которые бы не ломали геймплей. Так что в течение года страдали не только поклонники классических режимов, но и фанаты UT, которые критиковали компанию каждые сутки. А ругать EA им было за что.

Непоследовательный геймплей (inconsistent gameplay) — теоретическая концепция, которая существует в сообществе около 10 лет (примерно с FIFA 15) и затрагивает все элементы: дриблинг, пасы, удары, действия ИИ в обороне и атаке. Начиная с FIFA 15, блогеры начали замечать расхождения в поведении футболистов. Однако на тот момент проблемы были незначительными. Но в последние годы они стали регулярно влиять на результаты в матчах даже на киберспортивных соревнованиях.

Лучший пример проявления непоследовательного геймплея — финал турнира ePremier League, который проходил при поддержке Английской Премьер-лиги. В дополнительное время Матиас Bonanno Бонанно, выступающий за «Манчестер Сити», воспользовался тем, что два защитника из противоположной команды нелепо столкнулись друг с другом и с вратарем, и забил гол. Этот момент решил исход противостояния. И причина тому — конфликт систем.

В эпизоде сложилось три фактора. Верджил Ван Дайк (защитник «Ливерпуля») под управлением ИИ бросился выбивать мяч из штрафной — сработала анимация, обусловленная ситуацией. Однако игра не учла положение Коула Палмера (полузащитника «Челси»), который по команде Марли должен был сделать то же самое. В итоге оба футболиста боднули мяч с двух сторон, тот отскочил в сторону и пролетел мимо вратаря Петера Чеха. Впрочем, Чех тоже преждевременно сорвался с ленточки и влетел в толпу своих же игроков (тоже анимация, сработавшая по ситуации), от чего три модельки стукались друг о друга на протяжении секунды. Так мяч попал в освободившуюся зону, куда ворвался Эрлинг Хааланд (нападающий «Манчестер Сити») и поставил точку в матче.

Большинство пользователей в комментариях назвали гол «клоунским», высмеяли Electronic Arts, а заодно и киберспортивное направление, которое, по их словам, олицетворяет всю нелепость FC 24. Все-таки не может результат финала зависеть от такой ошибки, поскольку она нивелирует мастерство и выводит случайность на первое место.

Типичная ситуация, зафиксированная мной: Рольфо скидывает мяч Дзамбротте, тот на ровном месте теряет его, пытается отнять, но безуспешно. В итоге мой оппонент забивает, а я упускаю шансы на ничью и проигрываю

Такой конфликт систем возникает вне зависимости от состояния серверов. Если вы запустите FC 24 в оффлайне, есть шанс, что вы столкнетесь с похожими ситуациями. Поэтому если вы заметили, что футболисты начали двигаться, как грузовики на разбитых дорогах Сибири, совершать лишние движения из-за возникших акцентированных анимаций, пасовать или бить по воротам с задержкой в 1-2 секунды, то знайте — проблема не в вас, а в игре.

То же самое происходит, когда вы пытаетесь переключаться правым стиком между футболистами и вместо нужного выбираете находящегося за пределами экрана, где-то в Нарнии (в FC 24 функция впервые работает очень криво). Или когда вы совершаете простейший пас, а игра его не регистрирует, отчего мяч летит в другую сторону, а принимающий футболист шарахается от него, как от проказы. Или когда вы вроде бы отобрали мяч, но после воспроизведения анимации он почему-то остался у соперника (или вообще наблюдали, что он бьется о ноги, как шарик на пинбольном столе). Или ваш игрок блокирует пасы, но те все равно отлетают не к вам, а к сопернику. Или мяч отскочил как-то не так, и вы пропустили гол. Или он вообще пролетел сквозь модель футболиста после удара (да, есть и такие примеры).

Тот случай, когда даже запись и воспроизведения повторов в игре работает некорректно

Все это результат непоследовательного геймплея (есть, конечно, и другие теории, объясняющие подобные аномалии, но для них мне потребуется надеть шапочку из фольги). Самое обидное, когда подобные ошибки игры стоят вам победы в матче. Вы либо теряете мяч в нелепой ситуации и пропускаете, либо не забиваете в 100% моменте.

А если такие ошибки еще накладываются на проблему с серверами, из-за которых переключение работает еще хуже, а сами матчи заканчиваются дисконнектом, или на оптимизацию, связанную с разрешением экрана и выбором камеры, то получите двойной ужас. В такие дни просто нельзя играть.

Прохождение обороны в FC 24 напоминает Mortal Kombat. Невозможно тактически взломать оборону, поскольку ваши футболисты превращаются в болванчиков и не знают, как им открываться
Прохождение обороны в FC 24 напоминает Mortal Kombat. Невозможно тактически взломать оборону, поскольку ваши футболисты превращаются в болванчиков и не знают, как им открываться

Проблемы с выпуском контента и добычей наград

Впрочем, у разработчиков проблемы не только с геймплеем, но и со всем остальным. Студия ведет отдельный аккаунт в X (бывший Twitter), по которому можно отслеживать критические баги и ситуации. Вроде тех, когда создатели выпустили сборку для «пика» в SBC (ИПК — система, где можно тратить карты для поиска и создания новых), а тысячи людей получили ультраредкую версию Лео Месси из «Интер Майами» за 10 млн внутриигровых монет. Ошибка в коде привела к бешеному перекосу сил на всех рангах, хотя разработчики уверяли, что таких счастливчиков 0,7% от всей базы (им никто не поверил).

Или когда при выпуске иконы (а точнее Дэвида Бэкхема) авторы забыли сделать его непродаваемым, чего не происходило 15 лет. В итоге владельцы карточки не только озолотились, но и получили компенсацию от разработчиков в виде затраченных футболистов.

Блогер JFC каждый день отслеживает истории, которые разворачиваются вокруг футбольной игры EA Sports. В ролике выше он затрагивает тему компенсаций и публикует скриншоты особенно удачливых людей

Или когда некоторые продаваемые карты героев вроде Яя Туре («Манчестер Сити») по абсолютно магическим причинам сменили позицию или лигу, а самые ушлые пользователи успели вложить миллионы внутриигрового золота, чтобы приобрести их на рынке, а затем получить финансовую компенсацию от разработчиков за устранение ошибки и изъятие игроков с аккаунта. В результате некоторые геймеры при возмещении ущерба либо не заработали ни монеты, либо увидели лишь часть затрат, либо пополнили счет на суммы от 10 до 166 млн монет. При этом сотрудники EA никогда не объясняют собственные действия и не вдаются в подробности принятых решений. Однако в FC 24 они приучили всех, что если что-то идет не так — пользуйтесь этим и ждите компенсацию.

Вот такие награды в WL получали в первые часы те, кто успел отыграть 20 матчей. Затем лавочку прикрыли и до конца недели уровень карт был слишком низким. Источник: Nepenthez
Вот такие награды в WL получали в первые часы те, кто успел отыграть 20 матчей. Затем лавочку прикрыли и до конца недели уровень карт был слишком низким. Источник: Nepenthez

Или когда в период «Команды года» во французской «Лиге 1» игроки доставали футболистов ценностью в 2, 5 и 15 млн внутриигровых монет за победы в Weekend League. В итоге разработчики быстро прикрыли лавку и написали, что „такие результаты были непреднамеренными“. На следующий день пользователи в 90% случаев получали повторяющихся футболистов низкой ценности. Это вызвало волну протестов и осуждений в англоязычной среде. Хэштег #boycottEA на протяжении недели встречался в трендах X.

Починить нельзя сломать: что не так с обновлениями в FC 24

А ещё у создателей FC 24 особое отношение к патчам. Мало того, что авторы используют в текстах завуалированные фразы, из которых ничего не понятно, они также выпускают обновления с большой задержкой (первый крупный патч появился в декабре).

Ник NickRTFM Бартельс стал тем, кто объединил вокруг себя сообщество. К нему присоединились многие крупные блогеры, такие как BorasLegend и Auziomf, которые пообещали не покупать FC Points, пока разработчики не изменят отношения к игре

На старте FC 24 ломалась от каждого чиха (то вылетит, то интерфейс зажует, то вообще не запустится). Механика бесконечного прессинга превращала любой матч или в пинг-понг, или в уличную поножовщину без правил, где вас просто затаптывали в газон. При этом футболисты с чертами «Игра шведой+» и «Меткий удар+» лупили с 40 метров, и ни один голкипер не доставал до мяча.

Прошло почти три месяца, прежде чем разработчики сбалансировали механики. Ещё два им понадобилось, чтобы вытащить FC 24 из состояния «раннего доступа». Правда, потом авторы выкатили весеннее обновление, которое уже никто не просил, и снова все поломали из-за добавления новых анимаций (как будто недостаточно того, что игра задыхалась от старых). А затем было еще техническое обновление серверов, затянувшееся на сутки, от чего сотни тысяч геймеров не смогли завершить цепочки заданий и получить ценные награды. Правда, тут уже никто ничего не объяснил и не компенсировал.

Нарезка геймплея после весеннего патча от InceptionFC

Так что, когда пользователи пишут гневные обзоры в Steam, комментарии на сайте Futbin или посты на Reddit, у них есть все основания злиться на компанию, которая на протяжении года серьезно ошибалась десятки раз и не пыталась даже идти навстречу своей аудитории. Впрочем, проблемы на одном геймплее в FC 24 не заканчиваются.

Как разработчики выстраивают заблуждения и манипуляции вокруг карт

Карточки футболистов — основной элемент Ultimate Team. Он объединяет удовольствие от распаковки наборов Panini и ролевую составляющую в виде цифр и характеристик. Однако система крайне многослойна.

От журналов с наклейками разработчики взяли систему редкости и выстроили вокруг нее рейтинговые метрики. На старте максимальная планка достигает показателя в 91. По ходу сезонов граница вырастает до 99. Однако внутри каждого числа есть дополнительные градации уникальности.

Вот пример того, как это работает: вероятность достать золотую карту с показателем 91 очень мала, а сам процент шанса зависит от качества и ценности набора. Внутри 91 рейтинга есть дополнительные границы редкости, которые распространяются на 4 карты: Кевина Де Брюйне («Манчестер Сити»), Эрлинга Холланда («Манчестер Сити»), Алексию Путельяс («Барселона») и Киллиана Мбаппе («Пари Сен-Жермен»).

Какие у них шансы на выдачу, знают только разработчики. Но доказано эмпирическим путем, что если вам повезло попасть в рейтинг 91, то с наибольшей вероятностью вы получите Кевина Де Брюйне. С меньшем шансом вам достанется Холланд. Второй по редкости будет Путельяс, а самой главной удачей — Мбаппе, который даже под конец цикла считается самым дорогим среди всех золотых версий (180-200 тыс. внутриигровых монет).

Предоставление достойных наборов за игру — самая обсуждаемая и критикуемая тема сообществом. На протяжении года разработчиков ругают за блеклый контент, отсутствие достойных наград, повторяемые неактуальные сборки в SBC и платные наборы за вклад в FC 24. Единственное адекватное решение связано с наградами в Rivals. Но и тех пришлось ждать почти полгода
Предоставление достойных наборов за игру — самая обсуждаемая и критикуемая тема сообществом. На протяжении года разработчиков ругают за блеклый контент, отсутствие достойных наград, повторяемые неактуальные сборки в SBC и платные наборы за вклад в FC 24. Единственное адекватное решение связано с наградами в Rivals. Но и тех пришлось ждать почти полгода

С тематическими промо и уникальными картами, будь то герои или иконы (они же легенды), схожая история. Только к ним добавляют дополнительные параметры редкости на выдачу, которые также подвязываются на качества и наполнение самих наборов (самые классные продаются в магазине за FC Points, и за это многие ненавидят разработчиков). Поэтому футболисты, которые не часто встречаются, на рынке стоят от 1 млн до 16 млн внутриигровых монет. А чтобы их достать из случайных наборов, потребуется вложить немало средств.

Если карта становится доступна для сборки в SBC и при этом привязана к популярной лиге, имеет уникальное сочетание стилей и редкости (например, икона уровня Мии Хэмм или Роналдо), она тоже будет недешевой. Пользователю придется тратить по 10-20 составов с высоким рейтингом, общей стоимостью в 1-2 млн внутриигровых монет (а то и больше, как в случае с Мбаппе 92 и 93, который дважды побеждал в премии «Игрок месяца» в «Лиге 1» и чьи сборки оценивались в 3,5 млн и 4,4 млн соответственно). Он может получить карты без всяких вложений, но тогда гринд растянется во времени.

Майские наборы в честь команды недели в «Бундеслиге»
Майские наборы в честь команды недели в «Бундеслиге»

Чтобы ускорить процесс, разработчики прибегают к хитрости: обещают весомую добычу при покупке наборов в магазине за 600-700 тыс. монет или 4000-5000 FC Points (примерно около $50 в официальном магазине или 5000 рублей на сером рынке). Однако все, что пользователь достанет, продается за 0 монет. Так что любые повторные карты (а их будет немало, учитывая многоуровневую классификацию по редкости) придется либо вложить в сборки в SBC (даже те, что не нужны, а это дополнительные расходы запасов). Либо положить в обмен (функционал стал доступен во второй половине года, позволяет пополнять коллекцию). Либо расстаться с ними навсегда, но на это не все готовы, учитывая страх упустить выгоду.

Хотите получать карты, которые можно продать за монеты? Такие наборы тоже есть, но шанс выпадания чего-то хорошего в них настолько ничтожный, что придется раскошелиться на $100-200 и более. И то не факт, что повезет.

Пример того, как BorasLegends получил дважды идентичный список футболистов на выбор за достижение 1 ранга в WL

Снижение «веса» добычи в период определенных промо — еще одна манипуляция. Чтобы подтолкнуть геймеров к покупке FC Points и дорогущих наборов в магазине, создатели периодически намеренно уменьшают ценность наград, предоставляемых за задания и еженедельные активности. В такой ситуации любой футболист уровня 88-90+ начнет восприниматься как большая удача. При этом в магазине вам пообещают по 20, 40, 60, 80, 100 игроков, среди которых гарантированно появятся и сезонные, и с высоким рейтингом.

Из-за постоянных махинаций с уровнями редкости, «весом» добычи и шансами выпадений новые карты игроков далеко не всегда соответствуют стоимости. Как правило, у 80% футболистов накрученный ценник из-за их дефицита, нации, популярности лиги и клуба, а также количества возможных сочетаний (например, французы Салиба из «Арсенала» и Конате из «Ливерпуля» в 10 раз дороже, чем словак Давид Ганцко из «Фейеноорда», хотя он не сильно хуже). В действительности, если опираться на стили, качества и перфоманс на поле, стоимость должна быть в несколько раз ниже. Но поскольку в FC 24 в принципе отсутствуют объективные метрики оценивания и хоть какая-то общедоступная статистика, остаётся только оперировать рыночной стоимостью и отзывами в Интернете.

С ценниками игроков срабатывают два типа заблуждений: раз карта очень редкая, значит, она невероятно крутая, а если дешевая, то бестолковая. В этой ловушке оказываются многие блогеры, которые регулярно снимают ролики, где открывают наборы или «пики» на выбор, и комментируют награды. Обычно это или W (win — с англ. победа), или L (lose — с англ. проигрыш) в зависимости от стоимости на рынке. Но по факту полезность футболиста определяется только качеством игры, ролью, инструкциями, позицией на поле, а главное — тем, насколько он подходит вашему стилю. В FC 24 я встречал немало людей, которые отдавали предпочтение менее статусным футболистам, хотя у них имелись куда более дорогие, поскольку те лучше соответствовали их потребностям.

Auziomf пример того, как можно не вестись на поводу только у стоимости (играет в игру все же). Однако и он порой попадает в ловушку в своих видео

Другое заблуждение касается параметров. Разработчики часто выпускают карты с накрученными показателями, но во время матча они могут быть незаметными на поле, терять позицию, не забивать из убойных положений, плохо пасовать и всячески не дотягивать до своих характеристик. Или наоборот — слабых игроков, которые по факту в определенных сценариях превосходят ожидания. На это также влияют схема, инструкции и мастерство самого геймера.

В сообществе даже придумали термин — «особенный соус от EA» (EA special sauce), благодаря которому слабые, странно отформатированные и просто нормальные карты демонстрируют крайне высокий уровень игры на поле. Поэтому поиск таких монстров добавляет азарта. Все-таки не обязательно побеждать самыми крутыми футболистами, всегда есть альтернативы, которые позволят добиться результата, если руки на месте.

Но большинство об этом не задумывается и играет тем, что у всех. Ведь если собрать суперкрутой состав за 30-40 млн монет, можно всех выносить ногами вперед (хотя по факту даже бюджетной командой реально попасть в ранг элиты или сделать 16 побед в WL). И это еще одно заблуждение, которое напрямую влияет на поведение: есть люди, которые искренне считают, что только они имеют право забивать голы. А если забил ты и результат стал ничейным, они сразу покинут матч — и ты за это ничего не получишь (да, FC 24 — единственная игра, в которой вам не присудят победу, если соперник вышел).

Пользователь с одним из самых дорогих составов. Примечательно то, что в том матче он уступил 1:4 и вышел, не доиграв до конца первого тайма. Источник: Alexp2h72
Пользователь с одним из самых дорогих составов. Примечательно то, что в том матче он уступил 1:4 и вышел, не доиграв до конца первого тайма. Источник: Alexp2h72

Дополнительный уровень заблуждений создают игровые стили и их улучшенные золотые версии, которые впервые появились в FC 24. Если раньше нужно было смотреть только на ключевые характеристики, будь то собранность, атакующая позиция, завершение, видение, чтение в защите и множество других в зависимости от роли, то в FC 24 разработчики пошли дальше. Все стало упираться в уникальные черты футболистов.

Например, центральным защитникам невероятно важно иметь эффекты «Предчувствия+» (повышает успех при отборе мяча с возможностью оставить его у себя) и «Перехват+» (улучшает дальность перехватов), а также дополнительные стили в их профильной категории: «Борьба», «Подкат», «Блок» и «Преследование» (особенно необходим тем, кто любит отнимать мяч вручную, а не при помощи ИИ). Любые пасующие качества тоже будут не лишними — без них крайне сложно выходить из-под прессинга и безопасно переводить мяч в свободные зоны быстро и точно.

Почему это вдруг стало важно? А потому, что стили стали привязаны к поведению ИИ. Если у игрока центральной зоны и опорного полузащитника нет «Перехвата+», он не способен выгрызать мячи — подобная анимация попросту не будет воспроизводиться. И неважно, какой у него показатель перехватов и отборов — хоть 99. То же самое относится и к остальным чертам. Вы не сможете нормально пасовать в разрез или стабильно закручивать мяч в дальнюю девятку, если нет необходимого таланта.

Пример того, как мне сначала повезло получить мяч из-за непоследовательного геймплея, а потом забить гол из-за отсутствия должного стиля у защитника напротив

Но вот в чем парадокс. Даже если у карты есть все необходимые черты, она может быть слабой. Почему? Знают только разработчики.

Другой парадокс касается карт, у которых нет черт, но они играют, как монстры. К таким можно отнести Уоррена Заира-Эмери («ПСЖ») из промо Future Stars, который без всяких стилей прекрасно отыгрывал роль бокс-ту-бокса, Килиана Мбаппе, чей ИИ безупречен в нападении даже у золотой версии, Хомарэ Сава («Йомиури Белеца»), у которой тоже не так-то много черт, но которая идеально отрабатывает в обороне, раздает пасы и действует в атаке, словно у нее их множество.

Из-за таких махинаций со стилями и поведением ИИ порой очень сложно адекватно оценивать полезность и эффективность карт. Более того, порой это и невозможно из-за проблем с геймплеем и ужасного состояния серверов. Отсюда и сомнения, которые возникают у пользователей к собственной команде. Им кажется, что их состав недостаточно хорош, что нужно вложить еще больше денег. Но по факту это просто многоуровневая манипуляция.

Если у FC 24 так много недостатков, почему люди играют?

Сложный вопрос, на который нет простого ответа. Во-первых, у футбольных болельщиков нет достойных альтернатив, а те, что есть, подходят далеко не всем. eFootball — все еще нишевая игра, а Football Manager — бесконечное приключение по эксель-табличкам, пускай и очень захватывающее. Electronic Arts предлагает фанатам следить за футболом в течение года и развлекает их при первой же возможности.

Во-вторых, когда Марс все же зашел за Юпитер, игра работает, а напротив вас достойный оппонент, FC 24 способна дарить удовольствие на 200%. Но даже если нестабильность серверов и непоследовательный геймплей вас преследуют, а вы все равно побеждаете, то вас точно переполнят удовлетворение от результата и роста мастерства, поскольку вы не только справились с достойным соперником, но и с проблемами игры. Втройне приятно, если вы добиваетесь желаемого с любимыми футболистами, которые находятся вне метагейма, да еще над людьми, чьи составы в 2, 5, 10, 20 раз дороже вашего.

К маю я собрал две команды: основную для продвижения по рангам и женскую — чисто для себя. С тех пор я ни разу не запустил игру
К маю я собрал две команды: основную для продвижения по рангам и женскую — чисто для себя. С тех пор я ни разу не запустил игру
-10

Для меня сезон 2023/2024 — время открытий. Я искренне влюбился в женскую команду «Арсенала» и женский футбол в принципе (он не менее захватывающий и техничный, чем мужской, — Вадим Лукомский не даст соврать), проникся идеями тренера «Байера» Хаби Алонсо, с восторгом наблюдал за преображением „Штутгарта“ и „Айнтрахта“ в „Бундеслиге“, а также следил за невероятной чемпионской гонкой в Английской Премьер-лиге (за „Ювентус“ только обидно, но что есть, то есть). Так что когда в игру добавляли карты или эволюции, которые касались симпатичных мне команд или футболистов, я с радостью их использовал.

В-третьих, в FC 24 достаточно простора для тактики, стратегии и планирования. Если не злоупотреблять механиками и не следовать исключительно за метой, схемами в 5 защитников и бесконечным владением ради владения, а пытаться играть в яркий атакующий футбол в 5 разных формациях, наслаждение однажды посетит вас. Мне очень нравится готовиться к матчам, пробовать новые сочетания и постоянно экспериментировать.

Но я также понимаю, что футбольные игры от Electronic Arts — сплошное разочарование, сотканное из противоречий. И очень жаль, потому что сообщество заслуживает гораздо большего.

Спорт
278,1K интересуются