Сагу можно любить или ненавидеть, но не игнорировать. Спойлеров не будет.
Почему этот сериал настолько интересен, если в массовой культуре жанр фэнтези уже давно рискует превратиться в набор штампов? Ответ: именно поэтому. Книги Джорджа Мартина, как и сериал, изначально были построены на отказе от устоявшихся жанровых элементов. В частности, здесь нет деления персонажей на хороших и плохих, сюжет не строится по модели квеста и нет неизбежного счастливого конца.
Первый сезон начинает историю довольно медленно, но он нужен для знакомства с персонажами. Под конец 1 сезона зритель начинает вникать в политику, в дома и в детали персонажей. Появляется первая любовь и первая ненависть.
Зритель перестал верить в счастливый финал после просмотра первого сезона. И в этом весь интерес. Массовая культура в течение десятилетий была уверена: зритель не любит разочарований, поэтому ему нужен счастливый конец любой ценой. В результате сюжеты фильмов стали одинаковыми: главные герои выживали при любых обстоятельствах, а злодеи обязательно наказывались. В сериале ты не знаешь кто хороший, а кто плохой.
Кто умрет следующий?
Никогда не знаешь, кто может умереть следующий. Ведь в сериале люди умирают, как мухи и в любых обстоятельствах. В финале шестого эпизода «Игры престолов» нет победителей. Как сказал Тирион Ланнистер, «Все недовольны. Наверное, это и есть компромисс».
На запретные темы наконец заговорили откровенно
Джордж Мартин, и команда HBO сумели показать многообразие человеческих эмоций, причём сделали это, зачастую выходя за рамки 16+. Благодаря этому зрители смогли увидеть алгоритмы знакомых им отношений. Между героями и наблюдателями разница не так уж велика, что, возможно, и помогло некоторым зрителям увидеть себя со стороны.
Одновременно с этим и автор книги, и создатели сериала не испугались показать нам не только привычно приличные отношения, но и девиантные модели, с которыми героям, как и обычным людям, приходится иметь дело.
Одно из неоспоримых достоинств сериала:
сложное общественно-политическое устройство вселенной «Игры престолов». Обычно мир фэнтези причудлив и нереален, и в этом состоит его главная привлекательность для массового зрителя.
Но в книге и сериале акцент сделан не на магию, а на историю и политику. Мы видим рабовладельческий строй городов-государств Астапора, Миэрина и Юнкая, видим Браавос - аналог независимой Венеции, кочевые племена дотракийцев, а также Вестерос, весьма напоминающий то Высокое Средневековье, то Европу эпохи Тридцатилетней войны. Фэнтезийный сериал стал отражением европейской истории и поводом переосмыслить её.
Интрига вокруг концовки держала в напряжении до последнего
Что в итоге случится с железным троном? Начиная с седьмого сезона это заботило всех зрителей. Я не уставал говорить, что железный трон останется пустым. Или же расплавится в огне последнего дракона последней из Таргариенов — так же, как когда-то и был создан по велению её предка Эйгона Завоевателя.
Финал, где король становится избираемой фигурой, пожалуй, был совершенно непредсказуем. Создателям сериала удалось сохранить интригу до конца.
В результате мы получили уникальное явление: во-первых, сериал, сюжет которого буквально развивался на наших глазах, во-вторых, формально фэнтезийный сериал, который говорил со взрослыми на языке взрослых, и наконец, сериал с открытым финалом. Потому что так до сих пор и неизвестно, что будет дальше с Вестеросом.