Найти тему
Чтец смыслов

"Я служитель Божий"

16 июля Русская Православная Церковь празднует память священномученика Антония (Быстрова), архиепископа Архангельского.

В 1929 году в стране началась кампания по закрытию и разру­шению храмов, и в Архагельске было разрушено тогда большин­ство церквей. «Церковь Рождества Христова, в которой обычно служит епископ Антоний (Быстров), пока не закрыта, но судьба ее уже решена <...>, – писал современник тех событий. – В сочельник вече­ром в городе была инсценирована антирелигиозная демонстра­ция. Все фабричные рабочие были обязаны принять в ней уча­стие. Людская толпа медленно выступает из тумана. Во главе ее под громкие выкрики марширует колонна коммунистической молодежи с горящими факелами. Часть ее собирается перед до­мом, в котором живет епископ. <...> Он скоро выходит, одетый в темную рясу, с монашеской скуфьей на голове, видна только его белая борода. Он садится в сани, которые ждали его на ули­це. Юные коммунисты вдруг зажигают свои факелы и с гром­ким криком окружают сани. Лошадь пугается, дергается и опрокидывает сани. <...> Епископ молча тяжело поднимается с земли и неверными шагами идет по тротуару. Его сопровожда­ют насмешки и комья снега. Он идет в церковь, как будто ниче­го не слыша и не видя. Коммунистическая молодежь заполняет церковный двор до ворот. Из церкви глухо доносится пение. Чтобы заглушить его, юные коммунисты поют похабные песни и громко кричат: „Религия есть средство угнетения трудящих­ся!.. Долой попов!.. Мы требуем закрытия церквей!“ Некоторые из них выходят из колонны и с шапками на головах врываются в церковь, где начинают громко свистеть. На них не обращают внимания, как будто их тут нет, и постепенно они исчезают один за другим».

Священномученик Антоний родился в 1858 году в Нюбском погосте Сольвычегодского уезда Вологодской губернии в семье священника Михаила Быстрова. и его супруги Марии и в крещении был наречен Николаем. В 1879 году Николай окончил Вологодскую духовную семинарию и был назначен псаломщиком в один из храмов города Вологды. В 1882 году Николай был рукоположен во священника.

В 1888 году отец Николай был пострижен в монашество с именем Антоний и назначен настоятелем Кадниковского Григориево-Пельшемского Лопотова монастыря и вскоре возведен в сан игумена. В 1906 году он был возведен в сан архимандрита и через год назначен настоятелем Свято-Духова монастыря в городе Вологде.

В 1910 году архимандрит Антоний был хиротонисан во епископа Вельского, викария Вологодской епархии. В 1922 году Патриарх Тихон назначил его на Архангельскую кафедру.

В 1922 году Архангельское ГПУ постано­вило выслать епископа Антония «в административном порядке из пределов Архангельской губернии. По окончании ссылки, в 1926 году епископ Антоний вернулся к исполнению архипастырских обязанностей в Архангельск.

Последнюю службу владыка отслужил в 1931 году на Богоявле­ние. Церковная паперть в этот день представляла собой небыва­лое зрелище – на ней выстроился длинный ряд людей в старых потрепанных скуфейках, протягивавших к прихожанам руки за милостыней. Это были священники и монахи, сосланные сюда из разных концов России и оставшиеся здесь без средств к существо­ванию. Совершал богослужение архиепископ Антоний в сослужении нескольких священников. За службой ему с горечью при­шлось объявить, что обычный, каждогодный крестный ход на иордань не состоится, так как советская власть не разрешила освящение воды на реке.

Вскоре после этого, 23 января 1931 года, архиепископ Анто­ний был арестован. Во время обыска, продолжавшегося едва ли не всю ночь, ничего не нашли, так как владыка давно уже не хра­нил никакой переписки. В конце обыска один из сотрудников ОГПУ взял дароносицу со Святыми Дарами и стал ее переворачи­вать и трясти, и архиепископ строго заметил ему, что Церковь запрещает мирянам прикасаться к Святым Дарам. Тот засмеялся, выбросил Святые Дары на пол и стал топтать их ногами. Архиепи­скоп Антоний бросился на пол, закрывая их своим телом, и в тот же миг потерял сознание. Только после того, как он пришел в себя, его смогли отвезти в тюрьму, где от него потребовали, чтобы он снял крест и панагию.

– Я служитель Божий, – сказал в ответ архиепископ, – и не смею снимать с себя крест!

– Если вы не смеете, – заявили ему, – то мы это сделаем сами.

И с архиепископа сорвали крест.

Камера, куда был помещен архипастырь, была очень маленькая, и заключено туда было семь человек, в основном уголовники, а коек на всех было три. Один из уголовников хотел было продать койку архиепископу, но, узнав, что у него ничего нет, разрешил пользоваться даром.

Архиепископ Антоний был вызван на допрос. Угрожая расправой, следователь потребовал от него, чтобы он признал себя виновным, а затем с усмешкой сказал: «Ваше Высокопреосвященство будет сидеть здесь до тех пор, пока не признает себя виновным».

Архиепископу Антонию было предложено стать секретным сотрудником ОГПУ и в случае согласия обещаны свобода и возможность вернуться к управлению епархией. Владыка с возмущением отверг предложение.

После допроса архиепископа перевели в другой, только что отстроенный, с еще сырыми стенами корпус тюрьмы. В маленькую камеру вместе с ним поместили пятерых крестьян с Украины, арестованных за попытку побега из ссылки. Заключенных почти не кормили, два раза в день давали по стакану воды, и они настолько ослабели, что уже не имели сил разговаривать. Молча часами они сидели, прислонившись к стене. Их одежда превратилась в лохмотья и кишела вшами.

Архиепископ Антоний скончался 16 июля 1931 года, и известие о его кончине быстро распространилось по городу. Прихожане дежурили у тюремных ворот и однажды увидели, как из тюрьмы вывезли тело архиепископа. Он был погребен без гроба на одном из кладбищ Архангельска.

Полный текст жития читайте на сайте Фонда "Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви"