Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Господин оформитель» - фильм VS рассказ Александра Грина

Я уже писала о фильме режиссёра Олега Тепцова «Господин оформитель» (1988), но мне в комментарии предложили сравнить его с первоисточником - с рассказом Александра Грина «Серый автомобиль» (1923). Говорить о том, что фильм снят «по мотивам», это не сказать ничего, ибо от рассказа оставили самую малость – линию женщины-манекена.

Кадр из фильма «Господин оформитель» (1988). Скриншот.
Кадр из фильма «Господин оформитель» (1988). Скриншот.

У Грина всё вертится вокруг темы серого автомобиля, который, якобы, преследует главного героя. Действие разворачивается в некоей европейской стране – в типичном гриновском «где-то далеко», фамилия персонажа Сидней, а даму зовут Коррида Эль-Бассо. В фильме мы имеем дело с конкретикой – перед нами Петербург 1908 и 1914 года. В повествовании Грина это начало 1920-х годов.

Реклама автомобилей в 1920-х годах была просто роскошная. https://ru.pinterest.com/
Реклама автомобилей в 1920-х годах была просто роскошная. https://ru.pinterest.com/

Киноверсия Тепцова – это история гениального дизайнера Платон Андреевич (Виктор Авилов), который решает создать немыслимое – самую совершенную куклу-манекена, для чего знакомится с красивой девушкой Анной Белецкой (Анна Демьяненко), умирающей от чахотки. Перед самой войной Платон оформляет чертог для некоего дельца Грильо (Михаил Козаков), чья жена удивительным образом похожа на Анну, точнее на тот манекен.

Кадр из фильма «Господин оформитель» (1988). Скриншот.
Кадр из фильма «Господин оформитель» (1988). Скриншот.

В рассказе Грина тема удивительной «дышащей» женщины-куклы – второстепенна. Сидней узнаёт в Корриде Эль-Бассо ту самую восковую богиню, что видел когда-то в другом городе, а Грильо тут вообще – мулат, гений покера, но у которого Сидней выигрывает полмиллиона. Тот Грильо умирает от удара и завещает счастливому игроку ...свой серый автомобиль, от которого Сидней шарахается, как от чумы.

Манекены 1920-1930-х годов мастера Пьера Иманса. Они тоже вызывали смесь ужаса и восторга. https://ru.pinterest.com/
Манекены 1920-1930-х годов мастера Пьера Иманса. Они тоже вызывали смесь ужаса и восторга. https://ru.pinterest.com/

...Сидней влюблён в Корриду, но считает, что она должна переродиться в обычную женщину, в связи с чем он ...пытается столкнуть её в пропасть – умерев, она якобы воскреснет в тёплой плоти. Да, «кукла» Коррида описывается, как холодная красавица, любящая только предметы, вещный мир, но не выносящая растений и животных. Говорит односложно, мыслит столь же ...никак.

Кадр из фильма «Господин оформитель» (1988). Скриншот.
Кадр из фильма «Господин оформитель» (1988). Скриншот.

По результатам, Сидней попадает в сумасшедший дом, и нам до конца неясно, реальность ли всё это или бред нездорового разума. Скорее, второе. Вообще, рассказ наполнен типичными страхами 1920-х, точнее страхами пополам с восторгами. Тема – искусственный разум, машина. Главный герой, пугаясь «преследующего» серого автомобиля, рассуждает о том, что у машин есть души, глаза и чувства.

Ещё манекены Пьера Иманса 1920 и 1930-х годов. https://ru.pinterest.com/
Ещё манекены Пьера Иманса 1920 и 1930-х годов. https://ru.pinterest.com/

У них есть своя особая жизнь, а манекены в витринах – это …возлюбленные автомобилей. Отсюда желание Сиднея уничтожить (по факту) Корриду Эль-Бассо, как примету страшной и волнующей современности. В 1920-х годах везде говорили о наступившей цивилизации моторов и агрегатов. Мол, они куда как ловчее и круче хомо-сапиенсов, и человечеству придётся подстраиваться под свои машины, которые будут развиваться с огромной скоростью.

Кадр из фильма «Господин оформитель» (1988). Скриншот.
Кадр из фильма «Господин оформитель» (1988). Скриншот.

По сути, и книга, и фильм – двойной ужас перед искусственностью, наделение её демоническими качествами, и это сделалось некоей программой XX и теперь уже XXI столетия. В кинокартине тоже есть финальный серый автомобиль, но там он - эпизодичен. Сравнивать рассказ и ленту в данном случае очень трудно. Что лучше? На мой взгляд, у Грина получилось интересно и на злобу дня, а у Тепцова – гениально, атмосферно, феерически.

Zina KorZina (c)

  • Cоветский фильм 1930-х годов о восстании роботов:
  • Ещё пара отечественных ужастиков: