Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Господин оформитель» - страшно и красиво

Советский хоррор «Господин оформитель» (1988) выбивается из общей линии перестроечного кино – в тот момент декаданс эпохи Modern, переходящий в странные и - страшные грёзы, в легенды об оживающих манекенах и навязчивые мысли об адском автомобиле, давящем пространство, смотрелся неактуально и как-то вызывающе, ибо на экранах бесновались «Маленькие Веры» и «Интердевочками», утверждавшими, что «так жить нельзя». А тут - феерия красы и ужаса.

Кадр из фильма «Господин оформитель» (1988). Скриншот.
Кадр из фильма «Господин оформитель» (1988). Скриншот.

При чём здесь автомобиль? Фильм был снят Олегом Тепцовым по мистически-путанному, какому-то сумасшедшему рассказу Александра Грина «Серый автомобиль», но от рассказа не осталось практически ничего. Так, отдельные смыслы и росчерки. Это – по мотивам. Настолько «по мотивам», что лучше рассматривать эти два произведения по отдельности, а не в сравнении. Обе вещи стоят того, чтобы их знать.

Кадр из фильма «Господин оформитель» (1988). Скриншот.
Кадр из фильма «Господин оформитель» (1988). Скриншот.

Эра виньеток, истерик, большеглазых красавиц, магии, богоборчества, игры. Востребованный дизайнер витрин, художник – Платон Андреевич (прекраснейший Виктор Авилов) берётся за оформление ювелирного магазина и нанимает в качестве модели для манекена умирающую от чахотки девушку Анну Белецкую (изумительная Анна Демьяненко, я её больше не видела …и где уж там Ренате Литвиновой до такой роскоши, изысканной жестокости, тонкости лодыжек).

Лина Кавальери. Открытки из личной коллекции. Сканы.
Лина Кавальери. Открытки из личной коллекции. Сканы.

Во времена Modern были популярны этакие белль-фамм, дивы-мрамор с застывшими лицами, а знаменитых красавиц, вроде Лины Кавальери, фотографы понуждали долго мучиться при создании образа для почтовых открыток и обложек прессы. Лицо должно быть очень белым и как бы неживым, потусторонним. Ад иль рай? Серебряный век предпочитал смешивать то и это. И вот тогда все будут влюбляться – и короли, и студиозы, и циничные адвокаты.

Кадры из фильма «Господин оформитель» (1988). Скриншоты.
Кадры из фильма «Господин оформитель» (1988). Скриншоты.

1908 год… Ощущение кадров немого кино и какие-то жуткие тени в духе «Доктора Калигари» - программной ленты в истории синематографа. Платон хочет стать выше Бога и лепит своих «дев» с неистовством дьяволопоклонника – таких персонажей хватало в предреволюционном Петербурге. Тогда много вещали об искусственном человеке и – сверхчеловеке. Не 1920-е с их навязчивой идеей машинно-железного, то есть идеального человечества породили ад, но изящное начало XX века.

Открытки из личной коллекции. Справа - танцовщица Клео де Мерод. Сканы.
Открытки из личной коллекции. Справа - танцовщица Клео де Мерод. Сканы.

И вот, уже 1914-й – пограничный год. Оформитель вышел из моды; он вечно в пьяном - и не только пьяном - забвении, из которого его буквально выдёргивает загадочный посетитель – негоциант Грильо (наш советский комильфо Михаил Козаков, которому тут ничего не надо изображать). Задача Платона – дизайн огромного дома, напоминающего шкатулку с двойным дном. Роль пышного чертога сыграл особняк Фолленвейдера на Каменном острове в Питере – шедевр северного Ар Нуво.

Картины Жана Дельвиля, возникающие в кадре. Википедия.
Картины Жана Дельвиля, возникающие в кадре. Википедия.

И тут возникает божественная, точнее – адская Мария, в коей Платон узнаёт …свою модель. Анна? Вовсе не она - Белецкая давно в могиле. Коварная, манящая кукла ожила и – принялась «пожирать» людей. Она безумно хороша и столь же холодна. В результате – умирают всё, и картёжник-бонвиван Грильо, и полусумасшедший креатор-Платон. А кукла Мария-Анна продолжает свой затверженный путь. Здесь не так важен сюжет, как форма.

Браслет Жоржа Фуке для Сары Бернар по рисунку Альфонса Мухи. Википедия. Справа - кадр из фильма «Господин оформитель» (1988). Скриншот.
Браслет Жоржа Фуке для Сары Бернар по рисунку Альфонса Мухи. Википедия. Справа - кадр из фильма «Господин оформитель» (1988). Скриншот.

Все эти картины Жана Дельвиля и других мистиков Серебряного Века, штуки в стиле Жоржа Фуке и флаконы а-ля Рене Лалик, платья в духе Мариано Фортуни, бездонные очи, как у звёзд немого кино, а фоном – тревожно-пугающие мотивы Сергея Курёхина, пожалуй, самого изысканного композитора 1980-х годов. Это – фильм-драгоценность. Больше такого не делали – дорого и стильно. А ведь эстетский хоррор мог бы стать «русской фишкой»…

Zina KorZina (c)