51,2K подписчиков

Какой мотоцикл был лучше: «Ява» или «Планета Спорт»

19K прочитали

Появление в СССР одновременно двух однотипных по техническим характеристикам моделей мотоциклов вызвало интерес, особенно среди молодежи.

Появление в СССР одновременно двух однотипных по техническим характеристикам моделей мотоциклов вызвало интерес, особенно среди молодежи.

И «ПС» и «Ява» вызывали массу споров, какая техника лучше и главное в чем. До появления ижевского проекта чехословацкая модель была вне конкуренции на внутреннем рынке страны.

Европейский дизайн, неплохое качество сборки, высокая, как для среднего мотоцикла скорость и другие особенности, нравилась не только молодым парням, но и людям среднего возраста.

Ажиотаж, вызванный появлением в продаже «ПС» разделил знатоков и фанатов техники на два лагеря.

Что стало причиной спора

Несмотря на то, что обе модели мотоциклов занимали по объему в 350 кубов одну позицию, технических отличий имелось много. Они как раз и стали причиной споров.

Появление в СССР одновременно двух однотипных по техническим характеристикам моделей мотоциклов вызвало интерес, особенно среди молодежи.-2

Дело в том, что в «Планете Спорт» некоторые компоненты поставлялись зарубежными производителями. Мотор, установленный на резиновых подушках для погашения вибрации, 5-и канальная продувка двигателя и японский карбюратор, впечатляли неизбалованного потребителя советского автопрома.

«Планета Спорт» не имела практически ничего общего с теми моделями, которые раньше выпускал Ижевский завод, и это тоже всем понравилось, особенно молодежи.

В противовес этим характеристикам на «Яве» двигатель был не только «оборотистее», но и сам силовой агрегат отличался сбалансированной равномерной тягой двухцилиндрового мотора.

Хотя на ижевской модели имелась надпись «Спорт», ничего общего со спортом мотоцикл не имел, так как «Планета» была с такой же посадкой, как и на «Яве».

И, тем не менее, «Планета Спорт» обладала большей мощностью, и на прямом участке асфальтированной дороге это чувствовалось сразу.

Появление в СССР одновременно двух однотипных по техническим характеристикам моделей мотоциклов вызвало интерес, особенно среди молодежи.-3

Что касалось недочетов и минусов, так здесь тоже были спорные моменты, при этом весьма существенные.

«Ява» без разницы, прогретая ранее или после отстоя, заводилась стабильно хорошо. В случае с «ПС» ушиб стопы или оторванный каблук сапога было обычным делом, так как отдача от заводной ножки была сильной и непредсказуемой.

По скорости чешская модель разгонялась «всего» до 125 км/ч, а ижевский мотоцикл мог разогнаться и до 140 км/ч.

Здесь возникает вполне разумный вопрос: где в Советском Союзе были дороги такого качества, чтобы на них можно было гонять на предельных скоростях.

Если учесть что «Ява» имела еще и более мягкую амортизацию, а ее крейсерская скорость не превышала 80 км/ч, тогда тем более не было смысла устраивать гонки.

Появление в СССР одновременно двух однотипных по техническим характеристикам моделей мотоциклов вызвало интерес, особенно среди молодежи.-4

Еще одной отличительной особенностью «Явы» являлась система сцепления. Именно чешским разработчикам принадлежит идея внедрить коробку полуавтомат, чтобы уменьшить количество рычагов.

Идея была настолько новаторской, что ее попытались своровать японцы, но как оказалось ненадолго. Чехи подали в них в международный суд, который присудил выплатить пострадавшей стороне немалые финансы.

На «ПС» переключатель скоростей был старого образца, ножной, что, собственно, не особенно напрягало их владельцев.

Появление в СССР одновременно двух однотипных по техническим характеристикам моделей мотоциклов вызвало интерес, особенно среди молодежи.-5

Двигатель «Планеты Спорт» был мощнее и уже со старта он уверенно обгонял «Яву». И все же, оставались спорные вопросы, и их было много. Огромным недостатком модели являлась жесткая подвеска и сложность в управлении на высокой скорости.

Случаев, когда мотоциклист вылетал на повороте в кювет, для обладателей «Пса», как называли в народе «Планету Спорт», было великое множество.

Мотоцикл на высокой скорости при наличии поворотов, просто не входил в них, и неопытные мотоциклисты, не зная этой особенности, в лучшем случае травмировались, в худшем же, все заканчивалось намного печальнее.

Появление в СССР одновременно двух однотипных по техническим характеристикам моделей мотоциклов вызвало интерес, особенно среди молодежи.-6

Дизайн мотоциклов также имел существенные различия. Если оставаться объективным, чешские производители немало уделили внимания при оформлении модели.

Элементы из хрома, нетипичная форма бензобака и других деталей, делали мотоцикл современным и привлекательным.

Ижевская модель внешним видом была значительно скромнее, хотя в целом, в ней также чувствовалась линия дизайна европейских стандартов.

Если сравнивать модели по цене, то «Планета Спорт» была немного дороже «Явы» и это тоже вызывало немало споров, почему европейская сборка была дешевле советской.

Появление в СССР одновременно двух однотипных по техническим характеристикам моделей мотоциклов вызвало интерес, особенно среди молодежи.-7

Именно цена, по мнению многих советских граждан того периода, стала причиной, почему «Яву» покупали охотнее ижевского мотоцикла.

Даже проблемы доставки запчастей и деталей не пугали молодежь, которая умудрялась находить способы достать нужный узел или элемент.

Фанаты обеих моделей, тем не менее, собирались на молодежные слеты, демонстрируя свою любовь к технике. На советском сленге их, по аналогу зарубежных фанатов, называли байкерами.