Найти тему

Про психологов, закон и здравый смысл.

Из Яндекс картинки
Из Яндекс картинки

С огромным изумлением наблюдаю, как в академических кругах и на круглых столах посвященных разработке закона о «Психологической помощи» стремительно распространяется тезис про то, что 80% психологов частной практики не имеют высшего психологического образования.

И дальше про то, что эти 80% не оказывают эффективную психологическую помощь.

У меня масса вопросов к уважаемым профессорам, которые почему-то им никто не задает. Совершенно не понятно, откуда эти цифры?

По какой методике и как считали? Что было взято за критерии эффективности и как это было доказано с научной точки зрения?

Много лет в ведущих университетах нашей страны работают дорогостоящие факультеты профессиональной переподготовки психологов.

Они выпускают неквалифицированных и неэффективных специалистов?

Астролог-эзотерик с высшим психологическим образованием более эффективен, чем врач или педагог с профессиональной переподготовкой?

И еще раз, чем мерять будем эту самую эффективность?

Второй тезис, который активно продвигается - это сравнение с медициной. "Мы же не можем представить себе хирурга с гуманитарным образованием и переподготовкой за один год".

Абсолютно не корректное сравнение с моей точки зрения , как человека с базовым медицинским образованием и хирургической специальностью в ординатуре.

Медицина другая отрасль знаний и практического применения. Психология наука гуманитарная на стыке с естественно-научной.

Лечебное дело сугубо практическая область деятельности.

У психолога всегда есть время и возможность перепроверить свою гипотезу и тактику у супервизора, в личной терапии, отправить человека с суицидальными мыслями к врачу психиатру.

Врачебная ошибка имеет совсем другие последствия, иногда мгновенные.

И есть ли массовая судебная практика про ошибки психолога приведшие к тяжелым последствиям для здоровья?

В общем, очень хочется, что бы утверждения уважаемых ученых были подкреплены их же научными инструментами, а не выглядели бы как голословные дискриминационные утверждения.

Выступая на круглом столе конгресса ООПЛ, как представитель Гильдии психотерапии и тренинга в 2023 году я пытался донести до коллег следующие мысли по поводу ранее опубликованного текста в «Психологической газете»:

«Что касается вопроса защиты профессиональных прав психологов. Координационный совет Гильдии принял активное участие в не так давно развернувшейся дискуссии про текст законопроекта о «Психологической помощи».

Нами было направлено письмо в ГД , в котором в частности особо отмечалось:

«Диплом о высшем психологическом образовании не гарантия, что клиент получит квалифицированную психологическую помощь. Профессия психолога - это профессия второй половины жизни. Когда профессионализм и компетенция складываются из жизненного и практического опыта специалиста, и он равнозначен по ценности с профессиональными навыками и теоретическими знаниями. Без этого, как и без повышения квалификации, регулярного общения в профессиональных сообществах в различных форматах, супервизии и личной терапии, оказывать квалифицированную психологическую помощь невозможно»

Данный законопроект «игнорирует и дискриминирует в проекте тех психологов, кто прошел профессиональную переподготовку, получил диплом в государственном или частном учебном заведении, имеющем лицензию на ведение образовательной деятельности. Также не учтено, что огромное количество психологов имеют высшее медицинское или педагогическое образование, прошли профессиональную переподготовку по психологическому консультированию и психокоррекции»

В настоящее время чрезвычайно важно устанавливать более тесные связи между различными профессиональными объединениями и вырабатывать совместную стратегию по выработке единообразных этических норм и мер по защите профессиональных прав всех практикующих психологов не допуская дискриминации и профессиональной сегрегации. Первоочередными мерами, для улучшения психологической помощи в РФ, о которых стоит говорить – это ревизия процесса профессиональной переподготовки и повышения квалификации. В обязательном порядке соблюдая принцип отсутствия обратной силы любых изменений в законодательстве»

В дальнейшем выяснилось, что текст «законопроекта» опубликованный в «Психологической газете» оказался фейком и был дезавуирован всеми сторонами обсуждения.

Предполагаю, что активная и скоординированная реакция профессионального сообщества остудила «горячие головы» и процесс вернулся в стадию круглых столов и дискуссий.

Теперь нам предлагают создать некий федеральный реестр психологов.

Проводить аккредитации психологов как у медиков.

Возможно, у моих читателей сейчас возник вопрос, а что же в действительности надо делать?

Для начала необходимо провести валидное с научной точки зрения социологическое исследование рынка психологических услуг, рынка коммерческого обучения по специальности психологическое консультирование и потом делать выводы.

Зачем тратить деньги на реестр, когда в РФ есть действующий реестр дипломов!

ФРДО - Федеральный реестр сведений документов об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении.

И не надо изобретать велосипед, все легитимные дипломы по психологии лежат в свободном доступе!

В РФ есть несколько крупных профессиональных ассоциаций психологов с этическими комитетами и большинство профессионалов в них состоят.

Достаточно создать рамочный закон с определением кто такой психолог (с перечислением всех законных форм образования, включая профессиональную переподготовку), и чем он занимается, что такое психологическая тайна.

Такой закон можно делать по образцу ФЗ 193 "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)".

Ввести ОКВЕД для ИП и ООО.

Оставить этот вид деятельности доступным для самозанятости.

Дискуссионным для меня остаётся вопрос обязанности для психолога состоять в профессиональных объединениях.

С моей точки зрения, это было бы полезно. Как и прописать роль таких объединений в законе, не устраивая монополию одной или двух ассоциаций.

И дальше уже регулировать закон об образовании в части профессиональной переподготовки и повышения квалификации именно для психологов.

В случае другого сценария «закручивание гаек» приведет к парадоксальной ситуации. А именно к ухудшению качества и возможностям оказания психологической помощи гражданам РФ.

И конечно многие профессионалы будут вынуждены уйти в тень, переименовываться и работать на «сарафане». А к толковому специалисту «не зарастет народная тропа»

Как известно для работы психологу достаточно двух стульев или гаджета с камерой и интернетом.

В более мягком варианте психологам надо будет еще и покупать право на работу. Что сразу скажется на стоимости работы психолога для обычного человека.

А коллегам, мечтающим, что бы их «отрегулировали на государственном уровне» желаю чаще тестировать реальность.

P.S. 13 февраля 2025 года был опубликован текст законопроекта, готовящегося к внесению на рассмотрение в Государственную Думу. Этот документ вызвал значительный резонанс среди профессионального сообщества психологов-практиков, особенно в связи с рядом спорных положений, которые демонстрируют юридическую и логическую несостоятельность.
Коллеги просим поддержать эту петицию и сделать максимальный перепост!
Текст петиции по ссылке
vk.com/petition#p=85776

С уважением, Дурнов Олег Васильевич

Психолог в интегративном психодинамическом подходе, семейный психолог, медиатор. Действительный член координационного совета Гильдии психотерапии и тренинга.
Действительный член Российской психотерапевтической ассоциации.

👉 Психологический центр "Семейная Симфония".

🙌 Буду рад видеть Вас в подписчиках своего канала. Приветствуются комментарии, замечания, отклики, делитесь своим опытом!

Благодаря вашим лайкам и комментариям эту статью смогут прочитать больше людей!

При копировании данного текста ссылка на источник и автора обязательна.