Найти в Дзене

Почему Монополия откровенно плохая настольная игра

Оглавление

Все мы знаем такую настольную игру, как Монополия. Она появилась на свет в 20м веке, и мне кажется, про эту игры слышали все. Если я когда-нибудь упоминаю, что увлекаюсь настольными играми, всем на ум первым делом приходит Монополия. А уже потом Уно, Дженга и прочие игры. Насколько я знаю, она до сих пор держит первое место по количеству проданных копий в мире. Я не эксперт в продажах, но думаю, это происходит по двум причинам:

  • Когда Монополия появилась, выбирать было особо не из чего
  • Монополию сейчас все знают, поэтому первой игрой в коллекции, как правило, становится именно она

В этой статье я вкратце расскажу историю создания игры, а дальше опишу, почему я считаю эту игру устаревшей и несбалансированной. Конечно же, все знают фразу «Критикуешь – предлагай». Расписывая недостатки Монополии, я вам предложу игры, где те же механики работают в разы лучше. Так что дочитайте до конца!

P.S. Кстати, фразу «Критикуешь – предлагай» (на самом деле фраза звучит длиннее) приписывают И.В. Сталину, но на самом деле она принадлежит известному авиаконструктору С.П. Королеву.

P.S. Я ни в коем случае не хочу задеть чувства любителей Монополии, данной статьей я просто попытаюсь донести, почему механики игры очень устарели в текущих реалиях.

Итак, берите чай, печеньки, а мы начинаем…

История создания Монополии

Прототипом игры считается другая настольная игра Игры Землевладельцев, которую Элизабет Мэги выпустила в 1903 году. Она считала, что все беды американского общества происходили из-за жадности землевладельцев, которые постоянно поднимали плату за свою землю. Эту игру она придумала для того, чтобы показать, что землевладельцы имеют преимущество перед другими предпринимателями.

В 1934 году Чарльз Дэрроу представил свою настольную игру под названием Монополия с некоторыми отличиями от Игры Землевладельцев. Он обратился к компании Parker Brothers с просьбой издать ее. Они отказали, так как нашли 52 ошибки в дизайне. По итогу он решил издать ее своими силами и продал 5000 копий в универмаге в Филадельфии. Так как спрос превысил предложение, Чарльз повторно обратился к компании, и уже в 1936 году Монополия стала самой продаваемой игрой в США. Игра была переведена на 40 языков, и было продано более 500 миллионов копий во всем мире.

На сегодняшний день существует колоссальное множество вариаций игры. Выпускают Монополию по разным вселенным, таким как «Игра престолов», «Звездные войны», «Марио» и т.д. (в галерее лишь некоторые версии Монополии)

Суть игры

Игроки по очереди бросают кубики и двигаются на указанное количество клеток. Если игрок встает на свободный актив, он может приобрести его. Если актив принадлежит другому игроку, то он обязан заплатить ему деньги. Если игрок встает на клетку с событием, он обязан выполнить условия выпавшего события. Среди событий есть «Получить деньги из банка», «Отдать часть денег в банк», «Пропустить ход» и т.д. Игроки также могут устраивать аукционы, перекупать друг у друга недвижимость. Побеждает единственный не обанкротившийся игрок.

Настольная игра Монополия
Настольная игра Монополия

Плюсы Монополии

Простые правила. В игре все просто: бросаешь кубик, двигаешься, либо покупаешь, либо платишь, либо выполняешь действие клетки.

2-6 игроков. На данный момент большинство игр (если мы не говорим о патигеймах) дают возможность играть 2-4 или 2-5 игроков. Очень много игр стало появляться с соло режимом (и они, кстати, обретают все бОльшую популярность, у меня даже есть пара видео летсплеев соло игр на канале, ссылки в конце статьи). Монополия позволяет играть вшестером, это, несомненно, ее плюс.

Минусы Монополии

А теперь перейдем к тому, ради чего Вы читаете эту статью.

Рандом / Случайность. Во многих играх есть рандом, но здесь от игрока не зависит ровным счетом НИ-ЧЕ-ГО. Что выпало на кубике, туда и идешь. Никаким образом повлиять на кубики возможности нет. Получается, что это не ты играешь в игру, а она в тебя. А во что же играть: механика броска кубов и передвижения называется Кинь-двинь. Это изначально ненадежная механика, так как игрок мало, что может решить. Можно, например, бросать два кубика и выбирать более интересный тебе результат. Есть игра «Космобаза», там бросаются два кубика (например, выпало 4 и 5). Игрок может выбрать либо 4, либо 5, либо их сумму (сколько это будет?), и следовать согласно выбранному значению. Но там никто не двигает фишки. Из Кинь-двинь игр могу порекомендовать игру Большая бродилка от GaGa Games, игра предлагает на порядок больше, чем просто кинь, двинь, выполни единственное действие клетки.

Принятие решений. Игра создает иллюзию принятия решений, но лично я считаю, что решения там довольно очевидны. Вы либо покупаете клетку, либо нет. Но если есть деньги, не вижу ни одной причины не купить клетку, ведь она будет приносить мне деньги за каждого наступившего на нее. Продавать клетки другим игрокам вижу смысл только за ОЧЕНЬ большую сумму. И то скорее всего я потрачу ее, наступая на клетки других игроков, ведь уже к середине игры все активы будут скуплены. А во что же играть: сейчас очень много игр, где игра позволяет принимать решения. Например, в игре Выше и Ниже когда вы решили спуститься в подземелье, другой игрок вам зачитывает, что с вами произошло. НО затем он дает несколько вариантов возможных действий. Вы выбираете одно из действий и получаете/теряете что-нибудь. У вас есть выбор! В большинстве современных приключенческих игр игрок вообще вправе двигаться куда захочет. И где бы он ни остановился, у него есть выбор, как взаимодействовать с локацией. Примеры таких игр: Ужас Аркхэма, Древний Ужас, Runebound и т.д.

Дипломатия. Этот пункт, по сути, тоже про принятие решений. Вы пытаетесь договориться о том, чтобы что-то купить или продать. Но опять же, не вижу смысла не покупать клетки на поле или продавать их другим игрокам. Дипломатия здесь довольно искусственная. В том же Манчкине больше дипломатии. А во что же играть: существует много классных игр на дипломатию. Первое, что приходит на ум, это Шериф Ноттингема. Вся игра построена на дипломатии. Каждый раунд один игрок становится шерифом, остальные пытаются провезти через границу свой товар (легальный или не очень). Шериф не знает, что я на самом провожу, и мы с ним пытаемся договориться. Он может либо позволить мне провезти все за бесплатно, либо за «определенную копеечку». Либо, он может меня проверить. Если я провожу незаявленный товар, он его конфискует, а я плачу ему деньги. НО если все заявлено верно, шериф платит мне, так сказать, моральный ущерб. Поэтому тут открывается простор для блефа. Дипломатия должна работать именно так.

Заключение

Подводя итог, хочу еще раз повторить, что я ни в коем случае не хотел обидеть любителей Монополии, ведь игры, это в первую очередь про эмоции. Если вам интересно играть в нее, то это главное. Я лишь попытался объяснить, почему механически эта игра плохо работает. Ведь кому-то вообще могут не выпадать нужные значения, и он будет постоянно только терять деньги. От игроков там ничего не зависит.

Ставьте лайк, если понравилась статья! Пишите в комментариях, нравится Вам Монополия или нет, и почему. Какие еще Кинь-двинь игры Вы знаете?

Следующей я думаю написать такую же статью про Мафию и, разумеется, предложить более «рабочие» аналоги данной игры.

Хорошего Вам дня и прекрасного времяпрепровождения! Играйте в игры, ведь они дарят множество положительных эмоций!

-------------------------------------------

Если какие-то слова были непонятны, прочитайте мою статью про термины настольщиков (тык-тык)

See you later! :)

Что еще посмотреть на канале: