«Космическая академия»
Ну, вот мы и подошли к главной игре. Теперь нам предстоит напрямую столкнуть между собой две главные ценности юности – любовь и призвание, любовь и мечту, любовь и романтику в выборе профессии. И в этом столкновении постараться выяснить, что же для каждого важнее.
Перехожу к экспозиции игры. Ребятушки хорошо «размялись» на любовных «треугольниках». Теперь надо засевать «распаханную почву»:
- Что для всех поколений людей 20-го и 21-го веков служило символом романтики? Конечно, космос. Космос – это мечта о невиданных космических далях, исследовании неизведанного, о возможностях контактов с иными мирами… и еще масса всего романтичного и захватывающего.
Итак, представьте, что это ваша мечта – поступить после школы в высшую «Космическую академию» и именно там получить удивительную, невероятно интересную и романтичную профессию, и тем самым осуществить свои самые заветные мечты, связанные с выбором будущей профессии.
А теперь напишите, на что вы готовы ради этой мечты? Чем, возможно, вы готовы пожертвовать ради того, чтобы ваша мечта воплотилась в жизнь…
Ребятушки пишут. Смысл – в первичном выстраивании ценностных предпочтений вокруг главной рассматриваемой нами ценности – «призвания».
После того, как детушки зафиксировали свои предпочтения, я говорю им о том, что в их жизни есть еще одна очень важная «ценность» - любимый человек. Эта ценность вполне может конкурировать с ценностью призвания и даже вступить с ней в конфликт.
- Подумайте хорошо и запишите, на что вы готовы ради любимого человека, чем ради него или нее вы готовы пожертвовать. Может быть, этот человек есть в нашем кругу. Тогда вам будет еще легче представить себе ситуацию и выстроить главные ценности в своей жизни.
Ребятушки снова пишут, теперь уже ориентируя свои предпочтения вокруг ценности любимого человека. Будет ли разница с первыми записями? Может, уже на доигровом этапе кто-то определился с главной ценностью? Давайте заглянем в записи наших детушек. Начнем с первочков, а далее пойдем «по нарастающей».
«Ради своей мечты я готова обучиться всему, чему надо. И больше ни чем.
Ради любимого человека я готова: бросить работу, ездить везде, где надо, если он посылает в магазин». Марина.
Можно подумать, что Марина пытается пошутить, но нет – он серьезна, и приоритет ее ценностей хорошо виден. Ради мечты она фактически ни чем жертвовать не собирается.
«Ради своей мечты я готова пожертвовать собой или своим здоровьем. Потому что я хочу им стать.
Я думаю, что ради любимого человека я готова не лететь в космос». Света.
Вот, с одного класса, а какие разные. У Светы, казалось бы, приоритет мечты…. Но это на первый взгляд. Посмотрите: ради любимого человека она готова пожертвовать всеми своими первоначально планируемыми жертвами. Интересно.
Забегая вперед, скажу, что есть похожая установка и у одного из старичков – Люды. У нее это, похоже, еще более осознанное предпочтение:
«Ради своей мечты я готова пожертвовать…. ни чем. Я хочу остаться на земле.
А ради любимого человека я готова оставить землю и улететь с ним в «Космическую академию».
Но вернемся к первочкам.
«Ради своей мечты я готова покинуть свой город, но иногда буду его навещать…
Ради любимого человека я готова намного меньше общаться с моими близкими друзьями». Рита.
Прямо скажем, небольшие жертвы, но очень похоже на Риту. Для ее индивидуалистической самозамкнутости даже это – достаточно большие жертвы.
Кстати, упоминание о городе в качестве «жертвы» есть и еще у одного первочка – Вани:
«Ради своей мечты я готов свой самый любимый город покинуть и забыть свою девушку.
А ради любимого человека я готов пожертвовать своим здоровьем».
У Вани тоже выделяется приоритет ценностей: ради мечты готов «забыть свою девушку», хотя и ей он может пожертвовать достаточно существенным – здоровьем. Есть, правда, сомнения в степени убежденности в способности к совершению таких жертв.
Похожее «пожертвование» у одноклассницы Вани – Лены:
«Ради своей мечты я готова найти много денег. Бросить любимых.
Ради любимого человека я готова бросить все, отдать самое дорогое».
И все-таки некоторая внутренняя противоречивость и у Вани, и вот у Лены продолжают укреплять мнение в декларативности подобных заявлений. Ну, что там, все первочки? Нет, еще Максим, Оля и Настя.
«Ради академии я готов пожертвовать всем кроме родных и любимого человека.
Ради любимого человека я бы пошел на подвиги и ради своей любимой я готов на все». Максим.
Слова о подвигах навевают ассоциации с дамами сердца, борьбой с драконами из рыцарских романов. Но в Максиме и живет этот сказочно-рыцарский дух. А вот у Оли романтичность несколько иного плана:
«Ради своей мечты я готова бросить школу и всех друзей, поступить в самую сложную школу и на самую сложную программу и сдать ее на отлично, отдать все свои деньги, готова бросить своего любимого человека.
Ради любимого человека я готова спрыгнуть с 11-го этажа или с самого высокого в мире дерева или горы, я готова спрыгнуть с самолета без парашюта».
Оля сегодня первый день в лагере. Поэтому к ней нужно проявить особое внимание. Как она воспримет все здесь происходящее? Сможет ли «догнать» всех остальных? Это не праздные вопросы. Я уже сталкивался с феноменом «безнадежно отставших», когда ребята, пропустившие по тем или иным причинам несколько дней лагеря, уже так и не смогли полноценно влиться в него.
Итак, что же Оля? Интересно, она сама осознает ясную противоречивость своих мотивов? Или у нее ценности еще настолько неосознанны, что логический сумбур не выливается в форму требующего разрешения противоречия? Посмотрим, что будет дальше. А пока – последний первочок:
«Ради своей мечты я готова пожертвовать все свои деньги и тратить их только на необходимые вещи.
Ради любимого человека я готова на все кроме собственной смерти и смерти родных людей и отречься от веры». Настя.
У Насти, пожалуй, самые глубокие и продуманные предпочтения. С критериями и гранями перехода в виде «кроме», и ей, благодаря этому реализму, веришь без доли сомнений. С верой вообще беспрецедентно. Только у одного старичка мы еще найдем упоминание о вере, лежащей в неприкосновенной области предпочтений – «кроме».
Давайте мы к ним и перейдем и начнем с того, кто и упомянул о вере. Это – Кирилл:
«Ради своей мечты я готов бросить вредные привычки, готов стать лучше, а на большее я не готов. А еще – сменить образ жизни, перестать слушать «тяжесть».
Ради любимого человека я готов на все, кроме отречься от веры (Бога) и близких. Я даже готов страдать, но не отречься».
Кстати, о «тяжести» не случайная приписка, - это достаточно серьезное заявление и жертва для Кирилла. «Хардомания» в музыке – явление типичное для подростков, но в Кирилле она приобрела уже гипертрофированный характер. Я начинаю беспокоиться не только за его музыкальные вкусы, но и за возможные психические расстройства на этой почве.
Но с верой и близкими – все достаточно глубоко продуманно, и я здесь склонен верить Кириллу.
Теперь Дима:
«Ради своей мечты я готов много тренироваться, заниматься, может быть, даже от чего-то отказаться. От разгульного времяпровождения, стараться отказаться от вредных привычек.
А ради любимого человека я готов на многое. Даже, может быть, пожертвовать собой».
Хорошо, что Дима поставил модальность «может быть», иначе у меня были бы большие сомнения в его адекватности. Дима видит эту высшую планку жертвы, пробует до нее дотянуться, но оставляет место и для сомнений в своей способности к этому. Это зрелая позиция, но все как-то без личностного оттенка. Вот у Леши он точно есть:
«Ради своей мечты я готов подрабатывать уборщиком в этой академии и устраивать в коридорах забастовку или просто хорошо учиться и готовиться к поступлению. Если не одно, так другое.
Ради любимого человека я готов полететь на край вселенной».
Есть внутренняя перекличка с позицией Люды, только не от противного, а в прямой связи с мечтой. Леша уже в который раз демонстрирует высшую степень романтизма. Раньше в этом как-то больше я замечал Диму. Ну, и последний – Муратик:
«Ради своей мечты я готов пройти все трудности, принять на себя тяжкое бремя, могу пожертвовать некоторой частью имущества.
Ради любимого человека я готов пойти на многое, но так чтобы это не касалось моих и ее друзей».
Как-то несколько мелковато для «самого благородного» человека, но, может быть, в этом проявляется большая степень адекватности Мурата, его способности очень трезво и реалистично оценить свои предпочтения и меру жертвенности ради них?
Ну, вот и все участники…. Нет, есть еще одна запись. Запись одной «ветеранши» – Насти. Она еще не успела уйти после «любовного треугольника» вслед за Женей и по моей просьбе сделала необходимую запись. Сравните уровень ветеранов!
«Ради достижения своей мечты я готова идти по головам других людей. А для счастья любимого человека я готова пожертвовать жизнью. Если бы предо мной стоял выбор между мечтой и любовью – я выбираю любовь. Пусть мне потом и будет жалко и обидно, но живу я один раз, и жизнь не будет иметь смысла, т.к. цель моей жизни – жить ради него и жить так, чтобы он гордился мной. И тогда я буду чувствовать, что я – лидер. И жизнь моя имеет смысл».
Каково? Посмотрите, насколько все отдифференцированно и продуманно! О ценностном содержании спорить не будем и разбирать его тоже не будем. Просто возьмем на заметку важность такого ценностного ориентирования и педагогическую необходимость в его организации. Чем мы, собственно, и занимаемся.
Итак, вернемся к игре.
Ребятушки написали свое предварительное ценностное ориентирование между мечтой и любовью и ждут. Говорю им о том, что их мечта близка к осуществлению – все они успешно сдали вступительные экзамены в Космическую академию, осталось пройти только последнюю медицинскую комиссию. Остался последний шаг для исполнения мечты. Шаг тем более важный и волнующий, что есть вполне реальная возможность учиться в Космической академии вместе с любимым человеком, который поступает сюда вместе с вами…
Даю ребятам вчувствоваться в новую вводную. Это же вообще идеал – учиться в академии вместе с любимым человеком. Тогда все самые заветные желания окажутся выполненными. И любимая профессия, и любимый человек – с тобой и рядом! Чего еще можно пожелать себе?
Далее прошу ребятушек выйти за дверь и подождать своего вызова на медицинскую комиссию. Выходят, настроенные на идиллию….
Однако, сами понимаете, коллеги, никакой «идиллии» в игре допустить нельзя. Наоборот, нужно постараться в максимально жесткой игровой форме столкнуть эти две ценности – призвание и любимого человека.
Долго я разрабатывал различные варианты этого «столкновения» пока не пришел, на мой взгляд, к некоторому «оптимуму». Вот примерный ход моих размышлений и действий.
Итак, каждый будет заходить на медкомиссию, и я буду поздравлять его или ее с успешным поступлением в Космическую академию – по результатам всех предварительно проведенных осмотров и тестов здоровье абитуриента вполне удовлетворяет требованиям космической профессии. Тут можно даже будет поинтересоваться, а какая специализация в самой академии больше всего привлекает: космический доктор, пилот, инженер, а может быть – специалист по внеземным цивилизациям – уфолог или планетолог? Это нужно для большего «эффекта радости». Кстати, о вариантах специализации можно сказать заранее.
И тут, когда радость достигнет «апогея» - сделать незадачливое лицо – мол, небольшая загвоздочка. К сожалению, дескать, ваш любимый человек не прошел медкомиссию и не может быть принят в космическую академию…. И вот здесь начинается это столкновение главных ценностей…. А откуда известно комиссии о любимом человеке того или иного абитуриента? Гм, гм… Можно сказать, что о каждом абитуриенте собиралась очень тщательная информация. Или нет – лучше, что, мол, каждый об этом сам писал во вступительной анкете.
Итак, тут должно наступить главное ценностное самоопределение. Я спрашиваю, готов ли абитуриент продолжить обучение в одиночку? Надо дать пару минут на «размышление вслух» и в зависимости от того, куда склоняется играющий, представлять ему альтернативу. Если склоняется к оставлению академии, то нужно сделать упор на том, что это же была давняя и главная мечта, это единственный шанс ее осуществить. Неужели, мол, вы так легко отречетесь от своей мечты и призвания? Если кто-то наоборот будет готов отречься от «партнера» ради академии, указать на сомнительную нравственную основу этого решения. Впрочем, все будет зависеть от ситуации – чего будет больше, а там – действовать «по факту».
Но любой выбор испытуемого нужно закрепить. Это важно для окончательного ценностного выбора. Разумеется, окончательного в игре. Если кто-то не соглашается начать обучение «в одиночку», то нужно сказать, что, к сожалению, придется его отчислить, и он или она подписывает «Акт об отчислении из академии». «Акт» я заготовил заранее – альбомный лист, на котором красным угрожающим маркером написана эта зловещая «шапка». Ну, а если кто-то решает начать обучение «в одиночку», то он или она тоже подписывают соответствующий лист – «Акт отречения от партнера». Это можно мотивировать необходимостью «стерильности». Мол, обучающиеся в академии не должны иметь никаких отношений с представителями противоположного пола вне учебного заведения, чтобы не занести в космос никакой «инфекции». Гм, гм?.. Конечно, надуманно. А как же мать, сестры, братья, другие родственники?.. Ну, если этот вопрос возникнет, то можно сказать, что и с ними контакты будут ограничены, но поскольку это родственники, то их «вирусная база» будет изучена заранее.
Можно начинать игру? Просить зайти по очереди и предлагать «самоопределиться»…
И все-таки я еще на этапе продумывания чувствовал, что этого самоопределения недостаточно. Чего-то не хватает в игре? Какой-то остроты, «перца», непредсказуемой напряженности, которые только и делают подобные игры настоящими играми нравственного выбора, многие из которых мы с вами рассматривали в отдельной книге. И «инсайд» наступил.
А что если после первого самоопределения между ценностями мечты и любви попробовать обострить игру следующим образом? Когда очередной «абитуриент», подписав соответствующий лист, уже поднимется со стула с таким невинным видом, мол, пустая формальность, сказать следующее:
- Простите, еще одна медицинская формальность. Дело в том, что у вашего любимого человека - и мы теперь, после того, как вы определились с выбором, можем открыть эту тайну - обнаружили вирус птичьего гриппа, причем в новой и мало еще изученной форме. Сами понимаете, что, поскольку вы были с ним особенно близки, нам нужно и вас проверить на наличие этого вируса. Представьте, какая опасность будет, если вирус проникнет в космическое пространство! Мы не можем ни допустить вас к обучению в академии, ни отпустить из нее без того, чтобы не сделать эту проверку. Об этой новой форме вируса известно, что его симптомы, прежде всего, проявляются на ягодицах. Поэтому вам сейчас нужно с представителем медкомиссии пройти за ширму, приспустить нижнее белье и показать свои ягодицы для визуального осмотра. Пройдите, пожалуйста за ширму…
Конечно, у каждого после этого предложения наступит легкий шок. Что делать в случае отказа? Если кто-то откажется, то тогда нужно предложить следующее:
- Раз вы отказываетесь подвергнуться медицинскому осмотру, то, видимо, вам есть, что скрывать, следовательно, (это в случае поступления в академию) мы вынуждены отказать вам в приеме в Космическую академию, а вашего любимого человека подвергнуть аресту и принудительному и лечению. Подпишите, пожалуйста, «Акт об аресте и принудительном лечении партнера»…
Если до этого кто-то уже отказался от обучения в академии ради любимого человека, то следует сказать о том, что, поскольку он (она) уже покинули стены академии, придется просить помощи у полиции в задержании, аресте и принудительном осмотре.
И в любом случае настоять на том, чтобы, отказавшийся от осмотра, подписал этот акт.
В таком виде игра получает дополнительное ценностное самоопределение. Причем, в виду «реализма» происходящего – может быть, решающее. Готов ли каждый своей мечты или ради любимого человека подвергнуться унизительному осмотру?
(продолжение следует... здесь)
начало - здесь