С телефонными мошенниками лучше вообще не разговаривать, но порой далеко не сразу становится понятно, что позвонивший пытается вас обмануть. Мошенники постоянно придумывают новые схемы и уловки, нацеленные прежде всего на введение в заблуждение с целью кражи денег. Поэтому в начале разговора любой может засомневаться, а мошенник ли это звонит или настоящий сотрудник какой-нибудь организации. Тем более, что в жизни бывает всякое.
Как реагировать
В стрессе и панике критическое мышление отключаются, и люди начинают доверять всему, что говорит незнакомец, который просто представился сотрудником той или иной организации или ведомства. Поэтому во время телефонного разговора всегда нужно сохранять спокойствие, так как это всего лишь телефонный разговор.
Всё то, что говорит позвонивший, является чем-то умозрительным. Вы же ещё не увидели, не потрогали и не ощутили всё то, что авторитетно заявляется властным поставленным голосом. Но если ощутили, то знайте — это всего лишь эмоции, вызванные голосом незнакомца, которого вы даже не видите. Как и не видите всё то, о чём он вам говорит.
Поэтому не стоит паниковать, что бы незнакомец ни сказал по телефону, и тогда говорить вы будете спокойно и уверенно. Всё, что вы слышите — это просто информация. В свою очередь, телефонные мошенники применяют различные приёмы и тактики, чтобы оказывать давление и вызывать чувства неуверенности и страха перед умозрительными угрозами потерять деньги или получить проблемы с законом.
Почему многие верят
Если у потенциальной жертвы возникают сомнения в словах мошенника, то он будет всячески стараться вызвать чувство неуверенности. Таким образом, человек скорее на всякий случай поверит позвонившему мошеннику, чтобы не получить вымышленные проблемы с деньгами или законом. А в моменте и к тому же в эмоциональном состоянии всё воспринимается совсем не так, как воспринимается этот текст всеми находящимися в спокойной обстановке перед экранами своих компьютеров и смартфонов.
Телефонные мошенники делают всё, чтобы рациональная часть сознания отключилась. Чтобы человек не думал сам, а просто делал то, что от него требует голос в трубке. И это со стороны просто голос в трубке, а для потенциальной жертвы это вполне реальный человек, допустим, в погонах и при исполнении, слово которого есть закон. Это так происходит, потому что мошенники через эмоции заставляют фантазию своей жертвы работать так, как им нужно, чтобы человек представил то, что им необходимо. А следовательно поверил им.
Как разговаривать
В самом начале телефонного разговора может показаться, что это по-настоящему важный разговор, что нечто действительно могло случиться. Да и как можно понять, что позвонивший является мошенником, если не ответить на звонок? С первых слов тоже не всегда очевидно, что звонящий является обыкновенным телефонным аферистом.
Поэтому сперва с позвонившим придётся хотя бы немного поговорить и в целом послушать, что он скажет, прежде чем станет понятно, кто он на самом деле. Даже если вы наизусть знаете все их схемы и легенды, то это может не помочь, так как мошенники постоянно придумывают новые.
Когда некто позвонил, представился сотрудником какой-либо организации и начал что-то сообщать или задавать вопросы, в ответ следует уточнять детали, спрашивать подробности и внимательно наблюдать за реакцией. Например, можно переспросить ФИО и должность позвонившего. Если позвонивший представился сотрудником банка, можно попросить назвать количество открытых своих счетов в этом банке или баланс своей банковской карты.
Мошенник будет настаивать на продолжении разговора строго по его сценарию, но если вы будете настаивать на своём и вести разговор по-своему, то это как минимум выбьет мошенника из равновесия. Только мошеннику не будет нравиться, что вы задаёте ему вопросы, а не только он вам. Общайтесь на равных.
Никаких личных данных и распоряжений
Позвонивший по телефону может заявить что угодно, представиться кем угодно и потребовать тоже что угодно. Поэтому для общения по телефону действует универсальное правило не сообщать никакую личную информацию ни под каким предлогом, а также не исполнять никакие распоряжения, какими бы необходимыми, важными или безобидными они бы ни казались.
Важно всегда помнить, что только телефонные мошенники спрашивают персональные сведения, данные банковских карт, логины с паролями, коды из SMS и тому подобную информацию. Кем бы позвонивший ни представился, потому что абсолютно никто не вправе требовать от вас эту информацию.
Стратегия поведения
Если возникло сомнение, что это не мошенник, то необходимо завершить разговор и самостоятельно позвонить в ту организацию, из которой якобы звонят. В свою очередь, помните, что сотрудники государственных органов не звонят с личных мобильных номеров и через мессенджеры. Знающие люди в курсе, что это сразу выдаёт мошенников.
Также нет смысла что-то объяснять мошенникам, ставить их на место, грубить и оскорблять. Это ни к чему не приведёт и ни на что не повлияет. По большому счёту, с мошенниками говорить не о чем. И как только стало очевидно, кто позвонил на самом деле, можно сообщить звонящему, что обмануть вас не выйдет, и тут же завершить разговор. Это стоит сообщить, чтобы у мошенника было меньше мотивации вам перезванивать.
Заключение
Всё вышеизложенное можно объединить в короткий перечень универсальных советов: думать своей головой, не поддаваться на провокации и манипуляции, не верить всему, что говорят. Особенно по телефону. Звонят якобы из банка — перезвонить в банк по номеру, который указан на банковской карте или на официальном сайте банка. Звонят якобы из правоохранительных органов — сказать, чтобы пригласили на беседу повесткой, и тут же прекратить разговор.