Найти в Дзене
Steinvard

Чем выдают себя телефонные мошенники

Телефонные мошенники придумали многочисленные приёмы и схемы по отъёму денег у населения. Зачастую мошенники умело воздействуют на эмоции и применяют различные манипуляции, а также пользуются недостаточно высокой финансовой грамотностью людей. Но за годы существования телефонного мошенничества удалось выявить типичные фразы, легенды и поведение злоумышленников, по которым их легко опознать и не поддаться обману. Злоумышленники могут знать о вас некоторую информацию, чем будут активно пользоваться, притворяясь сотрудниками какой угодно организации — от банка до ФСБ. В приведённых ниже примерах будем исходить из того, что мошенник представляется сотрудником банка: Таким образом, разговор мошенника всегда сводится к вашим деньгам и имуществу или к получению информации, такой как паспортные данные, логины с паролями, коды из SMS и так далее. Банк сам совершает все необходимые действия, чтобы деньги клиентов оставались в безопасности. В случае подозрительной операции банк просто заблокирует
Оглавление
Фото: AMIRALI NASIRI / Unsplash
Фото: AMIRALI NASIRI / Unsplash

Телефонные мошенники придумали многочисленные приёмы и схемы по отъёму денег у населения. Зачастую мошенники умело воздействуют на эмоции и применяют различные манипуляции, а также пользуются недостаточно высокой финансовой грамотностью людей. Но за годы существования телефонного мошенничества удалось выявить типичные фразы, легенды и поведение злоумышленников, по которым их легко опознать и не поддаться обману.

Признаки того, что вам звонит мошенник

Злоумышленники могут знать о вас некоторую информацию, чем будут активно пользоваться, притворяясь сотрудниками какой угодно организации — от банка до ФСБ.

Звонок якобы из банка

В приведённых ниже примерах будем исходить из того, что мошенник представляется сотрудником банка:

  • Телефонные мошенники используют всевозможные способы давления и манипуляции, чтобы добиться от человека желаемого. Например, мошенник может заявить, что предоставление вами неверной информации приведёт к штрафу, административной или уголовной ответственности. Настоящий сотрудник банка никогда не скажет ничего подобного;
  • Телефонные мошенники зачастую требовательны и настойчивы, не принимают отказы и в целом проявляют упорство в достижении цели звонка, в то время как настоящие сотрудники банка так себя не ведут и общаются спокойно и вежливо;
  • Телефонные мошенники выдают себя в том числе тем, что торопят и не дают одуматься, убеждая человека, что вопрос необходимо решить прямо сейчас. У настоящего сотрудника банка нет ни одной причины торопить клиента;
  • Телефонные мошенники могут задавать много вопросов с целью узнать о вас как можно больше личной информации, чтобы затем воспользоваться ей. Настоящий сотрудник банка сам не позвонит, чтобы по телефону узнать ваши паспортные данные и прочую личную информацию;
  • Только телефонные мошенники просят сообщить данные банковской карты или коды из SMS. Настоящему сотруднику банка эта информация не нужна, поскольку все операции со счетами клиента банк может совершить самостоятельно;
  • Если звонящий представляется сотрудником банка и сообщает, что ваши деньги в опасности, и их нужно срочно перевести на «безопасный счёт», то это гарантированно телефонные мошенники. Настоящий сотрудник банка не будет требовать, чтобы клиент банка переводил куда-то свои деньги или брал кредит;
  • Звонок через мессенджер — ещё один явный признак того, что звонящий является мошенником. Сотрудники банка никогда не звонят клиентам банка через мессенджеры.

Таким образом, разговор мошенника всегда сводится к вашим деньгам и имуществу или к получению информации, такой как паспортные данные, логины с паролями, коды из SMS и так далее.

Банк сам совершает все необходимые действия, чтобы деньги клиентов оставались в безопасности. В случае подозрительной операции банк просто заблокирует карту, а не будет требовать от своего клиента совершать какие-либо действия.

Звонок якобы из правоохранительных органов

Поскольку телефонные мошенники могут представиться кем угодно и говорить что угодно, они нередко берут на себя роль сотрудников правоохранительных органов. Это позволяет использовать различные приёмы устрашения и внушать человеку угрозу ответственности перед законом, чтобы побуждать потенциальную жертву к подчинению голосу в телефонной трубке.

Но так как легенды и приёмы телефонных мошенников уже давно известны, можно выделить ряд типичных стратегий, которые сразу выдают злоумышленников:

  • Если звонящий устраивает допрос или даёт распоряжения от имени правоохранительных органов, то это мошенник. Что бы голос в трубке ни говорил и какие аргументы ни использовал, допросы по телефону не проводятся, а распоряжения что-либо делать со своими деньгами и имуществом не раздаются;
  • Если в случае выражения сомнений или отказа подчиняться начались угрозы, в том числе законом, то это мошенник. Он таким образом пытается напугать и вывести на эмоции, чтобы человек из-за страха подчинился звонящему и сделал всё, что он требует.

Важно знать, что нет закона, согласно которому можно проводить допросы по телефону или раздавать гражданам распоряжения. Если звонящий представляется сотрудником органов, то ему следует сразу сообщить, что по телефону вы ничего обсуждать не будете и чтобы вас вызвали повесткой, после чего можно сразу завершить разговор.

Здесь действует предельно простая логика. Вы не можете убедиться, что по телефону вы разговариваете с настоящим должностным лицом. И звонящий тоже не может быть уверен, что общается с конкретным гражданином, поскольку ответить на звонок может кто угодно.

Заключение

В случае малейшего подозрения, что вам позвонил мошенник, необходимо просто завершить разговор и перезвонить в ту организацию, из которой вам якобы позвонили, чтобы уточнить, был ли звонок оттуда на самом деле. Или сообщить, чтобы прислали повестку, и просто завершить разговор, не обращая внимание на возможные угрозы. Ведь по телефону можно сказать что угодно.