Собрали список «красных флагов», которые могут говорить о возможном мошенничестве.
Бывает так, что потенциальный клиент вызывает у риелтора подозрения: странно себя ведёт, не может ответить на вопрос или предоставить документы. Есть риск, что это мошенник или просто недобросовестный человек — сделка с его участием может принести ущерб и риелтору, и другим клиентам.
Рассказываем о признаках в поведении клиента, которые должны заставить риелтора насторожиться.
🚩 Противоречивые сведения
Обычно клиенты дают максимум информации о себе и своих запросах, чтобы риелтору было проще оказать им услугу. Если же человек умалчивает детали о себе, не может ответить на вопросы вида «по какой причине продаёте квартиру?» или сперва говорит одно, а затем другое — это подозрительный признак.
Совет: в разговоре не всегда получается заметить очевидные несостыковки, но может возникнуть размытое ощущение, будто что-то не так. Не игнорируйте его — внимательнее проверьте документы и сведения о квартире.
🚩 Проблемы с документами
Документы могут быть не в порядке по разным причинам: сложное наследственное дело или долгая история собственности. Но есть настораживающие признаки, на которые стоит обратить внимание в первую очередь:
- документы выглядят не так, как должны, — это может оказаться подделка
- клиент показывает только копии документов и отказывается предоставить оригиналы — даже нотариальное заверение можно подделать
- реальная планировка квартиры не совпадает с указанной в документах — это может говорить о несогласованной перепланировке
- согласно выписке из домовой книги, у жилья каждые несколько лет менялись собственники — а клиент не может дать пояснения по этому поводу
Совет: если документы вызывают сомнение, перепроверьте их. Можете связаться с нотариусом, который заверял копии, или сверить данные клиента со свидетельством о государственной регистрации права собственности из Росреестра.
🚩 Неоправданная срочность
Клиент может хотеть поскорее выйти на сделку по разным причинам: переезд, смена работы, скорое рождение ребёнка. Не всегда срочность — признак недобросовестности. Насторожиться стоит, если клиент:
- давит на другую сторону, например говорит, что на квартиру уже есть несколько претендентов
- не может подтвердить причину, по которой сделку нужно заключить срочно
- предлагает сократить время проверки недвижимости
- настойчиво просит вторую сторону поскорее внести аванс или задаток
Совет: попробуйте проверить причины спешки, о которых сказал клиент. Если это невозможно, сосредоточьтесь на других аспектах сделки, например посмотрите, точно ли нет проблем с документами.
🚩 Нереалистичная цена
Если продавец предлагает квартиру по цене серьёзно ниже рыночной, возможно, у недвижимости есть какие-то скрытые недостатки. С покупателями и арендаторами ситуация обратная: они могут сразу согласиться на любой, даже невыгодный вариант и не задавать вопросов. Иногда такое поведение просто говорит о срочности, но порой так действуют мошенники.
Совет: спросите, в чём причина таких условий. Вряд ли вам сразу ответят про скрытые дефекты, но иногда по поведению клиента можно понять, что он вводит вас в заблуждение.
🚩 Желание провести сделку наличными
Безналичные расчёты при сделках с недвижимостью безопаснее и лучше защищают как продавца, так и покупателя. Это один из критериев для признания покупателя добросовестным. Так что, если какая-то из сторон настаивает на наличном расчёте, это вызывает подозрения.
Совет: расскажите клиенту о плюсах безналичного расчёта на случай, если тот просто о них не знает. Если и после этого он продолжит отказываться — вероятно, лучше не иметь с ним дела.
Чтобы защитить клиента от скрытых рисков при купле-продаже недвижимости, оформите Защиту сделки от М2. Наши специалисты проверят квартиру и документы, дадут рекомендации по сделке, а если понадобится — защитят интересы клиента в суде.