Найти в Дзене
Движущиеся картинки

Брюно Дюмон о своем новом фильме «Империя» (L’Empire)

Beatrice Loayza, The Film Comment Letter, 26 февраля 2024 г. Брюно Дюмон — французский кинорежиссер и сценарист, известный своими авторскими фильмами, которые часто исследуют сложные темы человеческой природы, морали и духовности. Родился 14 октября 1958 года. Его работы отличаются медленным темпом, минималистичным стилем и глубоким психологизмом. Среди наиболее известных фильмов Дюмона — «Человечность» (1999), «Фландрия» (2006) и «Камилла Клодель, 1915» (2013). Он также создал популярный телевизионный сериал «Малыш Кенкен» (2014-2015), который сочетает в себе элементы комедии и детектива. Фильмы Брюно Дюмона всегда казались пришельцами из далекой галактики. От натуралистичных «Жизни Иисуса» и «Человечества» до барочных фарсов последних лет, он исследует странные и сакральные элементы французской повседневности. Бывший преподаватель философии, Дюмон использует кино для осмысления концептуальных кризисов человеческого существования. Что значит иметь веру? Как следовать моральному компа

Beatrice Loayza, The Film Comment Letter, 26 февраля 2024 г.

Брюно Дюмон — французский кинорежиссер и сценарист, известный своими авторскими фильмами, которые часто исследуют сложные темы человеческой природы, морали и духовности. Родился 14 октября 1958 года. Его работы отличаются медленным темпом, минималистичным стилем и глубоким психологизмом. Среди наиболее известных фильмов Дюмона — «Человечность» (1999), «Фландрия» (2006) и «Камилла Клодель, 1915» (2013). Он также создал популярный телевизионный сериал «Малыш Кенкен» (2014-2015), который сочетает в себе элементы комедии и детектива.

Фильмы Брюно Дюмона всегда казались пришельцами из далекой галактики. От натуралистичных «Жизни Иисуса» и «Человечества» до барочных фарсов последних лет, он исследует странные и сакральные элементы французской повседневности.

Бывший преподаватель философии, Дюмон использует кино для осмысления концептуальных кризисов человеческого существования. Что значит иметь веру? Как следовать моральному компасу в мире, где «добро и зло» столь же изобретательны, как сам Бог?

В своей последней ленте Дюмон неожиданно погрузился в научную фантастику с голливудским размахом. «Империя» — это одновременно пародия на «Звездные войны» и продолжение трансцендентного стиля режиссера, наполненного грубой сексуальностью и мистицизмом в духе «Твин Пикс».

Световые мечи, межгалактические путешествия, Светлая и Темная стороны — всё это воплощается в провинциальных горожанах севера Франции. На Земле невинный ребенок по имени Уэйн олицетворяет вселенское зло. Темная сторона защищает его, а джедай в бикини (Анамария Вартоломей) и её подручный с лицом воробья стремятся уничтожить.

-2

Дюмон высмеивает непримиримость враждующих фракций, устраивающих казни случайных людей. Сельская банальность Опалового побережья — с коровами, ленивыми полицейскими и эстетикой свалки — становится ареной устрашающей битвы. А автор создает юмористические параллели между низменными человеческими страстями и безбрежным космосом.

«Империя» — это космическая одиссея, где мистика встречается с сатирой, а провинциальная Франция становится ареной для эпической битвы добра и зла.

Я была удивлена, когда услышала, что вы будете снимать научно-фантастический фильм, жанр, который, кажется, не имеет ничего общего с вашим творчеством. Можете ли вы рассказать об истоках фильма и о том, что привлекло вас в этом жанре?

Мне интересно, что представляет собой кино в целом. В современном кинематографе можно выделить два противоположных направления: натуралистическое европейское кино и американское кино, особенно научную фантастику и космическую оперу. Эти два полюса вызывают у меня большой интерес. Они часто затрагивают одни и те же темы — несмотря на совершенно разные подходы.

В своих фильмах я давно стремился осмыслить природу добра и зла, но в этот раз решил подойти к данной теме через популярный американский жанр кино, который сочетает развлечение и отвлечение. Мой фильм — не сатира. Мне нравится популярное кино, и я не собираюсь указывать пальцем на американцев и говорить: «О, посмотрите, какие они глупые». У американского кино есть свои сильные и слабые стороны, как и у европейского.

Натурализм обладает своими достоинствами, но он также может быть сложным для восприятия, в то время как голливудские фильмы проще и доступнее. Они задают вопросы и упрощают ответы для зрителя, что особенно ярко проявляется в жанре космической оперы, который по своей природе затрагивает великие идеи, метафизику и трансцендентность. Это можно увидеть в «Космической одиссее 2001 года» Кубрика (1968) и в «Звездных войнах».

Вопрос бесконечности легко возникает, когда действие происходит в космосе. Это не сложно; это очевидно. То же самое касается добра и зла: здесь все передается напрямую. Но в европейской традиции — ух ты [смеется] — это совсем не так очевидно. Герой фильма «Жизнь Иисуса» [дебютный полнометражный фильм Дюмона] является примером сложного персонажа.

В пресс-релизах вы называете «Империю» приквелом к ​​«Жизни Иисуса».

Фредди, герой «Жизни Иисуса», создает много проблем, даже в контексте европейского кино. Сделать так, чтобы злой человек казался героем, может быть проблематично. Поэтому я хотел снять фильм, который объясняет, почему Фредди — зло, необычную историю о силах добра и зла, которые создали Фредди. Вот почему я обратился к американскому кино, которое подходит для самых фантастических историй. Если вы помните, маленького ребенка в «Империи» зовут Фредди [он же Уэйн]. Он — принц тьмы, но выглядит совершенно обычно.

Я помню, как читала, что отчасти причина, по которой вы выбрали Лею Сейду в фильме «Франция» (2021), была в том, что ее звездный статус позволяет ей передавать искусственность знаменитости. Какие качества ваша главная актриса Анамария Вартоломеи, по вашему мнению, привнесла в фильм?

Мне нужна была актриса, способная воплотить идею доброты и благодати. Поэтому я знал, что мне нужно найти профессиональную актрису, которая могла бы сыграть суперженщину, безупречного солдата, королевское существо, а также ту, которая могла бы становиться все более человечной на протяжении всего фильма. Ту, которая могла бы выражать противоречивые эмоции, а именно, опыт любви, который усложняет цели ее персонажа. Поэтому мне нужна была актриса, которая имела бы как человеческое, так и идеальное измерение, ту, которая могла бы быть хрупкой и которую могла бы убедительно перевернуть любовь.

Начиная с ленты «В тихом омуте» 2016 года, ваше кино стало больше соответствовать абсурду и барокко, но я также заметила, что вы отказались от сцен интуитивных сексуальных отношений, которые отличали ваши ранние работы. Секс вернулся в «Империю», что является естественным в контексте вашей фильмографии, но необычным для блокбастеров, где герои, как правило, бесполы.

Секс должен иметь идеи, кинематографические идеи. Поэтому у меня возникла идея снимать с большого расстояния. Создание этой дистанции позволило мне реализовать идею происхождения мира. Джейн [
персонаж Вартоломеи] обнаруживает свои телесные импульсы и волны желания, как некое таинственное вмешательство. Она знает, что должна с этим справиться. Мои персонажи — андроиды, но они находятся в этих человеческих телах, которые позволяют им экспериментировать, делать то, что делают люди. Поэтому я хотел показать секс как что-то свежее, новое и наивное.

Это ваш самый дорогой проект: в нем используются спецэффекты и сцены межгалактических боев.

В целом, мне нравятся космические оперы из-за их впечатляющих масштабов и изысканности эффектов. Здесь вы можете стать свидетелем того, что нового появилось в кино в технологическом плане. В то же время сам жанр может быть банальным, а подход к зрелищу часто следует знакомой схеме. Ведь так много режиссеров берут пример с Кубрика и «Звездных войн». Европейские режиссеры, в частности, одержимы спецэффектами в американском стиле, и они пытаются копировать их и всегда терпят неудачу, потому что у них нет тех же ресурсов. Мы обречены на паршивые повторения.

-3

Как и космические корабли, которые — поправьте меня, если я ошибаюсь — созданы по образцу настоящих французских архитектурных достопримечательностей.

Я использовал реальные архитектурные объекты для создания своих космических кораблей. Я поместил их в космос, чтобы передать их метафизическую силу. Когда человек идет в готический собор, он испытывает мистическое чувство. Я хотел передать это чувство в большом масштабе. И поэтому
Сент-Шапель в Париже стала прообразом космического корабля, принадлежащего Светлой стороне. Я нашел архитектора, чтобы сделать макет Сент-Шапель, а затем попросил дизайнера подправить его с помощью спецэффектов. Космический корабль Темной стороны смоделирован по образцу Версальского замка.

-4

Я хотела бы немного поговорить о персонаже Фабриса Лукини и о том, как вы создали его сверхъестественную, инопланетную игру.

Я работал с Лукини в фильме «В тихом омуте», и я написал этого персонажа специально для него. На самом деле, Лукини было немного трудно понять своего персонажа. Я считаю, что правильный костюм помогает актерской игре — это произошло с Линой Кудри и Анамарией Вартоломеи. И это, безусловно, помогли и Лукини встать в обоих случаях. В «Империи» мы нашли ему костюм, который носил [актер и театральный режиссер] Луи Жуве в постановке Дон Жуана — Жуве является одним из главных вдохновителей Лукини. Затем я добавил головной убор из «Фауста» Мурнау (1926), и это завершило образ. Это психологическая вещь, потому что после того, как он начал носить этот костюм, он нашел подходящий ключ к абсурду.

Беатрис Лоайса — писатель и редактор, сотрудничающий с The New York Times, The Criterion Collection, Artforum, 4Columns и другими изданиями.