Найти тему
СМК для чайников

Ю3. Вселенная СМК. Женский взгляд. О лидерстве (часть 1)

Иллюстрация автора статьи
Иллюстрация автора статьи

Оглавление канала

Всем привет! Предлагаю сегодня продолжить и обсудить одну из тем, которой мы с вами коснулись в предыдущем разговоре, и я обещала вернуться к ней позже.

Поговорим о лидерстве. Ему не просто так посвящен один из первых разделов ИСО 9001.

Без этого самого лидерства все остальное практически бессмысленно, но не стоит опускать руки сразу, надежда, как говорится, умирает последней. Другое дело – надо оценить свои силы, желание и возможности).

Если руководители высшего звена являются лидерами, то считайте, что вам повезло. Но, как показывает практика, зачастую со стороны руководства Организации лидерства в части продвижения СМК нет, поэтому надо быть готовыми к тому, что путь будет тернист.

Природа людей такова, что все, что навязывается нам кем-то, встречает внутреннее сопротивление. Это можно увидеть даже по маленьким детям, когда чтобы бы вы им не сказали, они сразу против. Просто дети не могут прятать свои эмоции и чувства, они их демонстрируют сразу, а взрослый человек зачастую уже контролирует себя и свои эмоции и внешне может оставаться спокоен, хоть внутри и не согласен.

Человек так устроен, что все, что ему неизвестно его вгоняет в стресс и он опасается этого. Это абсолютно нормальная реакция, просто чувство самосохранения в природе дает шансы на выживание.

Вы никогда не задумывались почему люди боятся собак? И тут не всегда важно: большие они или маленькие, охотники или ищейки. Ответ все так же прост: не все неизведанное нас пугает, а как следствие и вызывает чувство сопротивления.

Против природы «не попрешь», поэтому так важно уметь продемонстрировать пользу и взрастить у коллектива/ команды чувство, что им это нужно и принесёт пользу, и это их собственный выбор. Чтобы команда перестроилась и приняла нововведения лидеру нужно транслировать свою уверенность и заинтересованность в развитии направления, обучать и показывать преимущества. Только личный пример и никак иначе. Если слова расходятся с делом, то толку не будет.

Хочу заметить, что речь о лидерстве в целом, а не только в области СМК. Что бы мы не задумали, что бы не захотели внедрить в организации, нам нужен лидер! Без этого любое начинание останется только на бумаге. И формально вроде можно сказать, что что-то уже «работает», раз документировано и свидетельства бумажные есть, но фактически как раз ничего не работает и не внедрено, но цель же была не увеличить количество документации организации до немыслимого.

Поэтому любая идея, чтобы она была принята и при этом быстро заработала, должна идти сверху и от лидера. В противном случае это может занять намного больше времени.

Если все же руководитель не является лидером, то это печально, но не смертельно.

Что же делать, если руководитель и/или команда не разделяет Ваших взглядов или просто не считают это ценным? Я бы начала с самого банального в этом случае, с обучения. Все зависит от возможностей, но желательно обучить качеству и руководителей Организации. Не всегда руководитель является лидером, он просто может выполнять административные функции, а лидером может быть специалист, к мнению и советам которого прислушиваются коллеги.

Можно взять роль лидера на себя и повести коллег за собой: Попытаться организовать/ создать внутреннее обучение: рассказать о пользе инструментов, какие плюсы и минусы каждого инструмента, как это повлияет на работу.

Например: наличие внутреннего стандарта с описанием процедуры, регламента, поможет каждому не тратить время на бесполезную работу, отвечать на одни и те же вопросы от коллег, если в стандарте это уже все описано. Или, когда приходит новенький работник не обязательно с ним носиться и все рассказывать, показывать, можно дать документ/инструкцию, а потом просто ответить на возникшие у него вопросы. И при необходимости переделать ЛНД, если вопросов будет много. Раздел 10 ИСО 9001 никто не отменял )))

Владимир (автор данного блога) как-то мне предложил использовать в качестве примера рецепт торта. Давайте рассмотрим.
Итак, увидела я красивую картинку торта.
Думаю, что сейчас без рецепта сделаю сама такой. Взяла ингредиенты, смешала и поставила запекать бисквит. Получилось непонятное месиво, которое и бисквитом нельзя назвать: сухое, твердое нечто, безобразное на вкус. Смазала сметаной коржи, но получился не торт, а несъедобная гадость.
Но если я возьму рецепт и сделаю все, как там написано, то с какой вероятностью я получу ожидаемый результат? Правильно, с вероятностью 90%. Почему не 100%? А все просто: у меня может быть мука не той, яйца по весу другие, или духовка по-другому печет. Но в целом будет вкусно. Дальше я уже опытным путем могу довести рецепт до совершенства под свои условия и продукты.
Если я второй раз буду делать этот же торт, но уже без рецепта, я опять могу где-то ошибиться и получится опять не то, что хотелось бы. Документирование процесса, процедуры и правил избавит от ненужных поисков информации и брака. Польза документирования очевидна, только после того, как примешь этот факт, тут главное начать)

Что-то я отвлеклась на примеры. Вернемся к лидерству. Лидерство формирует корпоративную культуру организации, это ответственность, которую на себя принимает лидер (заметьте, не руководитель, хотя в идеале конечно так, а именно лидер, т.е. этом может быть любой работник) за принятие решений, за последствия выбора, за действие или бездействие. Лидерство, а также корпоративную культуру не навязать, не утвердить приказом или бумажкой с названием «Политика в области…».

Лидерство - это модель управления, транслируемые ценности, которые формируют стиль жизни Организации, ее корпоративную культуру, а значит без этого никак.

На днях обсуждали рабочие вопросы с коллегами из различных организаций, и у меня в какой- то момент возникло ощущение, что мы по-разному смотрим на СМК. Кто- то видит в ней отдельную систему на ряду со многими другими системами организации, я же воспринимаю ее как почву для всех остальных систем. Т.е. СМК не может существовать как отдельная сущность, это неправильно. Она как часть каждой из применяемых систем и от нее зависит как будут работать эти системы.

Может сложиться ошибочное мнение, что я думаю, будто без СМК не будет других систем, но это не так. Они будут, может даже будут успешными, но с хорошей, правильной и, как бы комично не звучало, качественной, СМК, как с плодородной почвой или удобрениями растения, а в нашем случае другие системы, растут и развиваются лучше.
А значит и прибыль будет больше. Напомню, что цель любого бизнеса - получить прибыль.

Организация без СМК, как корабль с командой, но без капитана.
Команда есть, корабль есть и даже держится на плаву, но только не движется быстро к цели, не лавирует, боится каждого ветра, не только шторма. Но если есть капитан, то правильный курс, слаженные действия команды, умение лавировать выведут судно из многих передряг.

Лидерство – это не только пример как надо делать. Это еще и способность убедить окружающих, что это им нужно, что это правильно и т.д.

К хорошему сильному лидеру (напомню, что это роль, а не должность) будут прислушиваться, даже если он говорит шепотом.

Лидерство влияет на вовлеченность персонала, которая в свою очередь сильно влияет на продуктивность, эффективность и в конечном итоге на расходы/доходы.

Так что же делать, если пока лидера нет? Ответы на поверхности: либо стать им, либо сменить команду.
Продолжение следует…