Найти в Дзене

Становление одной из великих держав древности - Вавилонии

В 20 веке до н.э. земли Южной Месопотамии были полностью захвачены племенами амореев, третья династия Ура пала, вместе с ней пало государство Шумера и Аккада, начался период известный как старовавилонский, который длился на протяжении четырех столетий, а в 1600 году до н.э. был заменен средневавилонским периодом. Будущая столица одной из великих держав древности Вавилонии получила свое название от греков, которые появятся на Апеннинском полуострове только столетия спустя, сами же жители называли свой город "Баб-или", что переводится как "ворота богов". Первые упоминания об этом городке датируются 23 веком до н.э., а в 22 веке до н.э. найдены записи на глиняных табличках, говорящие о включение Баб-или в состав III династии Ура. Изначально это был маленький городок, расположенный в центре Двуречья, сильно зависящий от своих крупных соседей, но с распадом III династии Ура Вавилон на некоторое время обрел независимость, а затем попал в зависимость от амореев и ничем знаменательным не отлич

В 20 веке до н.э. земли Южной Месопотамии были полностью захвачены племенами амореев, третья династия Ура пала, вместе с ней пало государство Шумера и Аккада, начался период известный как старовавилонский, который длился на протяжении четырех столетий, а в 1600 году до н.э. был заменен средневавилонским периодом.

Вавилон в будущем
Вавилон в будущем

Будущая столица одной из великих держав древности Вавилонии получила свое название от греков, которые появятся на Апеннинском полуострове только столетия спустя, сами же жители называли свой город "Баб-или", что переводится как "ворота богов". Первые упоминания об этом городке датируются 23 веком до н.э., а в 22 веке до н.э. найдены записи на глиняных табличках, говорящие о включение Баб-или в состав III династии Ура.

Изначально это был маленький городок, расположенный в центре Двуречья, сильно зависящий от своих крупных соседей, но с распадом III династии Ура Вавилон на некоторое время обрел независимость, а затем попал в зависимость от амореев и ничем знаменательным не отличался.

В городе Исин в это же время образовалась новая династия - I династия Исина, основателем которой стал Ишби-Эрра, сумевший захватить власть после последнего царя III династии Ура Ибби-Суэна. Здесь образовалось единственное более-менее крупное государство, так как все остальные территории были захвачены амореями, более того на них царствовал голод, а в Исине хранились запасы ячменя и пшеницы.

-2

Ишби-Эрра (2018 - 1985 г.г. до н.э.) старался продолжать бывшие традиции царей: обожествлял себя, сохранял именование своего государства "Шумер и Аккад".

Имя Ишби-Эрра переводится как "насытился Эрра".
Эрра - бог чумы, мора, войны. Данным именем обычно называли младших детей, если старшие умерли от болезни или голода.

Еще до 2018 года до н.э. он захватил город Ниппур, заполучил его храмовые богатства, царскую сокровищницу, которая составлялась еще со времён правления Шульги (2093-2046 гг. до н.э.). В 1991 году до н.э. новый царь смог присоединить к своему быстро растущему царству город Ур, выгнав оттуда эламский гарнизон, оставшийся там после захвата царя Ибби-Суэна. Более того, к этому времени власть Ишби-Эрра распространяется на такие города как Киш, Казаллу, Киссура, Шурппак, Умма, Вавилон и так далее. В тех городах, где ему присягнули добровольно, он оставлял их собственных лугалей-царей, а в тех, где ему пришлось сначала повоевать, он оставлял руководить своих собственных людей.

Рядовые работники при новом царе стали мелкими пользователями государственных наделов и стали вести свое собственное самостоятельное хозяйство, начали восстанавливаться общины лично свободных людей. Ремесленные и торговые фонды также стали частными, но государство продолжало требовать от них часть прибыли в виде налога.

-3

После Ишби-Эрра власть перешла к его сыну Шуилишу (1985-1975 г.г. до н.э.), который перенес столицу в Ур и начал его масштабное облагораживание: воздвигнул монументальные ворота при входе в город, вернул, унесенную во время войны с эламитами в Элам статую бога-покровителя Ура Нанны, изготовил эмблемы для Нанны и Шамаша (бога Солнца).

После Шуилиша власть перешла к его сыну Иддин-Дагну (1975-1954 гг. до н.э.). При нем была относительная стабильность и спокойствие в царстве Исина, куда он обратно перенес столицу, не было каких-либо войн и сражений, что отражается в оде, написанной в то время:

♫ «Ты сделал безопасными дороги и тропы, позволил стране процветать, вложил справедливость в уста всех людей… Ты возвёл террасы и установил границы… о, Иддин-Даган, твой отец Шуилишу, царь страны Шумер, укрепил основы Шумера и Аккада для тебя. В выполнении повелений Ана и Энлиля ты превзошёл даже его, ты убрал всех врагов.» ♫

Следующим правителем стал сын Иддин-Дагну Ишме-Даган (1954-1935 гг. до н.э.), при котором началось создание нового свода законов. Он освободил своих людей от налога-десятины и от воинской повинности, вместо которой он постановил обязательную службу в храме. При нем большая часть войск стала состоять из амореев, а также он стал первым в своей династии, кто вернул обычай назначать верховной жрицей свою дочь, в данном случае ею стала Эн-Анатума.

-4

Но, несмотря на казалось бы положительные реформы в стране назревали волнения: на Севере Месопотамии вновь свою силу стал набирать Киш, а на Юге стали вновь устраивать набеги амореи.

Последним исинским царем, при котором Исин еще считался сильнейшим царством на территории Южной Месопотамии, был Липит-Иштар (1935-1924 гг. до н.э.). В начале своего правления он вел войны с амореями, а также пытался подавить волю бунтующих городов, а после начал уделять большее внимание хозяйственной деятельности. Новый царь завершил сборник законов, который начал составлять его отец, создавал новые каналы, облагораживал город Ур, восстанавливал там храмы.

Не смогли добиться исинские цари того же величия, что и урские, и их государство начало терять свою силу. А в это же время многие вожди аморейских племен обосновывались в различных городах и добивались контроля над ними и их территорией. Так, например, племя ямутбала захватило город Ларсу, племя ханеев город Мари, а амнану захватил город Вавилон. В итоге Месопотамия в конце XIX века до н.э. распадается на множество мелких независимых княжеств.

Наибольшего влияния смогли добиться три царства: на юге - Ларса, которая в 1794 году до н.э. полностью уничтожила и забрала себе город Исин, а также которая тесно сотрудничала с Эламом; в центре - Вавилон; на севере - Ашшур, столица ассирийского царства.

Месопотамия
Месопотамия

В это время среди обычных граждан начался резкий рост частной собственности, торговли, ростовщичества, долговой зависимости. Часто должник в качестве своего долга отдавал во временное долговое рабство членов своей семьи или самого себя. Началось масштабное социальное расслоение. Некоторые цари реагировали на разорение одной части населения другими и издавали эдикты "мишарум" = "выравнивание, справедливость", которое аннулировало кабальные соглашения и освобождало долговых рабов. В итоге в старовавилонской Месопотамии было определено три сословия:

  • Авилумы - люди, свободные общинники, которые пользовались общинным самоуправлением, но также платили подати. Если убить авилума, будешь наказан смертью.
  • Мушкенумы - люди, склоняющиеся под покровительство, они не входили в общины, отдавали себя под покровительство царя, чтобы получить надел. Некоторые группы мушкенумов несли воинскую повинность, они не могли переезжать без разрешения царя. Они были главным источником государственных доходов, так как пользовались царской землей, за что отдавали часть урожая царю.
  • Вардумы - рабы, которых продавали и покупали. Если убьешь вардума, должен просто возместить ущерб, как за какую-то вещь.
Хаммурапи
Хаммурапи

На протяжение столетия длились войны между возвышающимися царствами, пока в 1795 году до н.э. у вавилонского престола не встал царь Хаммурапи, именно с него началось возвышение Вавилона, который в будущем станет столицей одной из самых великих держав древности - Вавилонии.