Давненько не было статей, посвященных балетным, люблю эту тему за активность «экспертов», "знающих о балете все". Статью про Волочкову треплют, как тузик грелку, до сих пор. Про Макарову почему-то ни слова, хотя о ней тоже было на канале. Сегодня вспомним о Панове Валерии.
В заголовке его цитата. Она показалась мне достаточно ёмкой, отражающей специфические особенности его личности, которые могли остаться незамеченными. Эти слова не были сказаны в шутку. Скорее таким образом человек хотел застолбить за собой членство среди избранных, чтобы не быть просто одним из «балетных бегунков» из «тоталитарного СССР» на «благословенный запад». Это мое мнение, как и о Насте Волочковой. Оспаривать можно. Материться – нет. Тема культура (или почти), вот и будем культурными.
Итак, Валерий Панов (настоящая фамилия Шульман), воспитанник отечественной балетной школы, повторивший «подвиг» своих предшественников - Нуреева и К.
"Зажимали, не давали дышать"
Танцевал в Кировском театре, был ведущим артистом. Хотел перейти в Большой, но, якобы, КГБ «не отпустило, приказав остаться в Ленинграде») Ноу коммент. Другой версии для «бегунка» и не предполагалось.
В 1970 году ему присвоили звание заслуженного артиста РСФСР, а затем поощрили Госпремией РСФСР. Говорят, что всех сразил своей партией в балете "Горянка". Кстати, в его биографии, помимо побега, это был, пожалуй, еще один "героический" поступок. Ради партии Османа артист никого не предупредил и побрился налысо, чтобы не надевать потный и нелепый «монтюр».
Но все было плохо. Дышать не давали, есть было нечего, надеть нечего.
В 1972 году подал документы на выезд в Израиль вместе с женой. С этого начались его беды, как он рассказывал в своих воспоминаниях о мытарствах в СССР.
«Я сидел в каком-то модном костюме от Ив-Сен Лорана, среди бандюг…» - так он описывает встречу с милицейскими чинами, после чего его по сфабрикованному обвинению в хулиганстве засадили в "тюрьму", где он, чтобы сохранить балетную форму, мыл туалеты… Дам ссылку, это не автор придумал...
О друге Шемякине
С обидой Панов вспоминал бывших друзей, тех, что не уехали со скандалом, как он.
«У меня такой близкий друг был, Миша Шемякин, художник, со мной сидел там же! Так вот, в результате всех его замечательных дел он теперь числится в друзьях у Путина. Тот ему организовал фонд, галереи, выставки. Шемякин! С которым мы сражались против этих (грубое слово)…»
В черный список Панова попали Высоцкий, Лиепа, Васильев. Не простил. Про Высоцкого сказал, что тот боялся, что его самого не выпустят. Лояльность к Высоцкому со стороны властей объяснил любовью офицеров КГБ к его творчеству. «Жеглову» повезло, не то, что Осману - не помогло и бритье налысо…
Похоже, выперли
В 1974 году «невыездной» Панов каким-то образом оказался в самолете с женой. В аэропорту Вены их ссадили через люк в самолете в лимузин и привезли в посольство Израиля. Там жена увидела в вазе мандарины, впечатлилась таким изобилием:
«— А это настоящее, можно даже съесть?
— Да хоть все съешьте.
— Ну тогда вы идите, а я здесь останусь. Я ж в политике ничего не понимаю…»
Жена Валерия Панова, Лия Петровна, тоже балерина, никуда не уезжала, отказалась. Всю жизнь прожила в Питере с сыном Андреем. О какой жене пишет Панов..?
Прим. Не о Лии. Лия до такого бы не опустилась. Скорее всего речь о второй жене, балерине Галине.
«Добрая баронесса»
Человек пишет про мандарины на полном серьезе, как и про свой костюм от «лорана» в «нищем СССР» и про многое другое. С такой же наивной правдивостью сообщает о том, что за его побегом или что это было, фиг поймешь, стояла вполне конкретная личность, баронесса Ротшильд: дала денег на первое время, организовала гастроли и разумеется, многочисленные интервью, в которых он делился всем тем бредом, о котором сказано выше. Панов (Шульман) этот период называет жизнью королей по сравнению с тем, как он и его жена голодали в Питере...
Советы Ростроповича
- Улыбайся, Валерий, и бойся физического контакта с советскими провокаторами, делай вид, что тебя, все, что они говорят, не касается.
Совет понадобился, когда на запад стали просачиваться сведения о родственниках Панова, в частности о том, кем в годы войны был какой-то родственник Панова. Сведений, подтверждающих или опровергающих, что как-то не очень проявил себя во время оккупации В Минске, нет, потому ограничусь этим.
«Подарили Христа…»
Вишенка, нет, торт на вишне – диалог с премьером Израиля Голдой Меир, с которой по слова Панова, у него были приятельские отношения.
- «Я спрашивал у нее: «Скажи, почему такой лютый антисемитизм исторически сложился? Ведь мы же им Иисуса Христа подарили, в конце концов?» Она отвечала: «Валерий, это все дикое невежество… Против невежества ничего нельзя сделать».
Благодетели...
«Шноренс», как он есть
На идиш – «заколачивание деньги», проще говоря. Панов упоминал это слово, вспоминая о своей встрече в самолете с еще одним другом, Моше Даяном (министр обороны Израиля – 67-74). Тот задал вопрос, чем Панов занимался в Австралии, откуда летел.
«— Что это вы делали в Австралии?
— Танцевал много, устал, как черт, и сейчас очень нуждался в водке.
— Я это почувствовал (прим. авт. принес с собой)
— А что же вы там делали?
— А я «шноресом» занимался, последние годы только этим и занимаюсь…»
Перешел на "подножный"
Панов, отработав повестку «балетного бегунка», перешел на «подножный корм». Однако время берет свое, со «шноренсом» вскоре не заладилось (не Нуреев же, кому платили просто за появление на сцене). Панов организовал балетную труппу в городе Ашдод, где с некоторых пор поселился. К нему потянулись другие бывшие в надежде, что у маэстро что-то да получится. Местный муниципалитет его начинание поддержал. Театр Панова состоялся и началось: репетиции, гастроли, слухи и сплетни.
Балетные дерутся
Труппа балета Панова репетировала балета «Ромео и Джульетта». Балет новаторский – Ромео по сюжету – бедный араб, Джульетта – богатая еврейка или наоборот, не важно. Распределяя роли, не учли, что "экс-возлюбленный" Джульетты тоже тут и хочешь не хочешь, должен лицезреть, как его "бывшая" милуется с новым ухажером, танцующим партию Ромео. Нервы не выдержали, взял и толкнул того во время поддержки. Ничего такого, никто не упал, бывает. Но не в данном раскладе. «Ромео» недолго думая, развернулся и зарядил своему незадачливому сопернику так, что того увезли в больницу. Ибо,нефиг.
Про ждунов
В России сняли про Панова фильм, нашли "настоящего героя времени". Он об этом узнал, удивился.
"...спрашиваю друзей (видимо, ждунов):
- Россия изменилась?
Они посмеялись, сказали:
- Подожди еще..." (https://la-belaga.livejournal.com/713414.html?ysclid=lymvx8kcjo153048133)