Найти тему
Покажи как | Рязань

Рязанский художественный музей: "Плат узорный до бровей", "Страшный суд", "Шедевры мастеров парижской школы"

Оглавление

Информационный проект "Покажи как" возвращается с обзором на актуальные выставки, которые прямо сейчас можно увидеть в Художественном музее им. И.П. Пожалостина.

"Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина – одна из российских сокровищниц изобразительного искусства. В настоящее время коллекция музея насчитывает около 12000 произведений отечественного и западноевропейского искусства XV – XX веков разных видов и жанров. Наиболее значительной частью собрания остается раздел русского искусства, в который входят икона и деревянная скульптура XV-XVIII веков, живопись, графика и скульптура русских художников XVIII-XIX и ХХ столетий. Среди прославленных имен мастеров отечественного искусства - В.Л. Боровиковский, В.А. Тропинин, А.Г. Венецианов, И.К. Айвазовский. А.К. Саврасов, И.И Левитан, И.И. Шишкин, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.А. Серов, К.А. Коровин, скульпторы С.Т. Коненков, А.С. Голубкина и многие другие".

В Художественном музее можно увидеть довольно занимательные выставки, и сейчас мы бы хотели кратко остановиться на некоторых из них.

"Страшный суд"

27 июня открылась камерная выставка религиозного искусства из фондов музея с привлекающим названием "Страшный суд". Сразу хотелось бы отметить подход к созданию экспозиционного пространства: видно, что бюджет у выставки действительно небольшой, но при этом все выдержано в едином стиле, композиция из рам и раскладка в витрине приятны глазу, этикетаж без лишней информации, легко читается. Отдельно стоит обратить внимание на экспликацию: это простой и понятный для посетителя текст об истории бытования иконы "Страшный суд" и тематически связанной с ней иконы «Воскресение. Сошествие во ад», а также реставрационном процессе (интересно, что в рамы были помещены некоторые части реставрационных паспортов - документов, позволяющих посмотреть на важнейшие этапы восстановления иконы). Также отметим, что выставка дополнена разнообразными по технике исполнения, времени и месту создания произведениями, которые охватывают период от XVIII до конца XX века. Можно встретить даже русский лубок XIX века. Приведем в пример полюбившийся нам - "Крестьянин и смерть".

Лубок "Крестьянин и смерть", 1850-е
Лубок "Крестьянин и смерть", 1850-е

Помнится, что к выставке должны были сделать дополнительные буклеты-путеводители с информацией как о выставке в целом, так и об иконографии. Пока ничего подобного мы не нашли, но с нетерпением ждем, ведь Художественный музей уже показывал отличный путеводитель для детей (и не только) к выставке "Семейный альбом".

Резюмируем, что выставка "Страшный суд" наполнена смыслами и исследованием образа. Рекомендуем ее к обязательному посещению, особенно с учетом того, что она входит в посещение основной экспозиции. Выставка открыта для посещения до 31 августа.

"Шедевры мастеров Парижской школы"

"Шедевры" - наиболее спорная выставка в нашей сегодняшней подборке. Мы прекрасно понимаем, что она коммерческая (читать как гастролирующая), но, заплатив 400 рублей за один билет, ожидаешь чего-то более содержательного.

Основные претензии сводятся к тому, что выставка представлена простой схемой "парочка работ - краткая информационная справка о персоналиях в стиле Википедии - следующий раздел". Важно отметить, что проект занял два зала, в одном из которых на телевизоре включили озвученную презентацию, выполненную в стиле видеороликов из начала 2000-х. Мы не делаем заявлений, но насмотрелись подобных проектов в Москве и Санкт-Петербурге, когда за большие (а для Рязани это действительно немало) деньги показывают сомнительной подлинности предметы. Выставка явно отражает почерк "от бизнеса до искусства" и подобные якобы громкие, но пустые проекты, к сожалению, встают для нас в один ряд с выставками динозавров. Также отметим, что "французский дух" на выставке дополняется воспроизведенной с ноутбука музыкой (пусть он и спрятан за цветком).

Посетить "Шедевры мастеров парижской школы" можно до 18 августа.

"Плат узорный до бровей"

Следующая выставка заслуживает упоминания в отдельной статье, но сегодня мы обозначим ее в нескольких тезисах.

Персональная выставка московского художника Милы Маркеловой представлена довольно большим объемом ярких и запоминающихся произведений. На полотнах художника можно увидеть рязанцев и множество проявлений их состояний, чувств и душ. Фотографический почерк Милы Маркеловой напоминает творчество австрийской художницы Ксении Хауснер, но погружает нас в истинно русскую реальность с ее радостями и печалями, сложными духовными состояниями и знакомыми с детства каждому атрибутами.

Выставка "Плат узорный до бровей" открыта до 25 августа.

Серия работ Милы Маркеловой. Выставка "Плат узорный до бровей". Рязань, 2024
Серия работ Милы Маркеловой. Выставка "Плат узорный до бровей". Рязань, 2024

Подробности о проекте мы расскажем и покажем в отдельной статье уже совсем скоро, а пока предлагаем вам посетить выставки и поделиться своим мнением в комментариях.