Эта глава не о каком то конкретном полете или случае в моей жизни. Я и так уже о многом, что видел или в чем сам участвовал, рассказал в предыдущих главах своих воспоминаний. Ну так и что же это за размышления, и почему именно "у трапа самолета"? Да все очень просто - размышлять или вспомнить о чем то хорошем мне было приятно, когда перед вылетом выдавалось несколько свободных минут.
Сами представьте - все уже готово к полету, самолет заправлен, подогрет и обработан от снега, льда и инея - если это зима, а свободное время еще есть. Хоть и не совсем часто, но такое все же бывало - короткое затишье перед началом работы. Ну, прямо как в известной песне:
- Давайте ка ребята, закурим перед стартом,
У нас еще в запасе 14 минут!..
Раньше, в молодости, такого понятия как "свободное время" перед вылетом мне что то не припоминается. Видимо все это пришло с возрастом и жизненным опытом. Просто другого объяснения здесь я не вижу...
За прошедшие годы я никогда не забывал всего того, что предшествовало моей дороге в небо. Это и мечты, и авиамодельный кружок, и неудачные попытки поступления в летное училище, и работа учеником электрика в Новосибирской конторе "Горсвет", и учеба на вечерних подготовительных курсах при институте инженеров железнодорожного транспорта. Ничего удивительного здесь нет, просто у меня в жизни тогда была реальная цель. Поэтому, видимо, все так прочно и отложилось в памяти....
А потом начались мои первые шаги в авиации. Это учеба в Иркутском авиационном техническом училище гражданской авиации, работа авиатехником в Новосибирском аэропорту "Северный", полеты на планере в ДОСААФ, работа на Воронежском авиазаводе, - с переходом на летную работу бортмехаником. Затем служба в армии офицером, а после демобилизации переход на работу в Воронежский авиаотряд. И все эти этапы жизни я прекрасно помню, и ничего пока не забыл. Хотя, конечно, с годами кое что уже стало постепенно "вымываться" из памяти. Но, это естественный процесс...
И вот теперь, когда я начал писать свои воспоминания, мне снова пришлось мысленно пережить все то, что прошел по жизни. И поневоле вспомнились и многие подзабытые факты и события. Оказывается, это очень интересно и полезно, когда мысленно возвращаешься в далекое (и не всегда далекое) свое прошлое. Это, как мне кажется, похоже на неторопливое перебирание и просмотр старых "пожелтевших" фотографий из своего жизненного "альбома"...
Иногда задумывался, а будет ли это еще кому ни будь интересно?
И тут же сам себе отвечал - да какая разница, интересно это кому то или не интересно? Главное что это интересно и приятно мне, и вызывает интерес у моих близких. Да только ради одного этого уже можно смело считать не напрасным свой труд, который я и назвал воспоминания. Итак, о размышлениях у трапа...
В выпадавшие свободные минуты перед вылетом, иногда я размышлял о былОм и настоящем. Вот же прямо передо мной стоит самолет, который готов взлететь в небо. И этот самолет "мой", - я его уже принял, осмотрел, заправил, и проверил все, что мне предписывают РЛЭ (руководство по летной эксплуатации) и технология работы. В детские и юношеские годы, когда я жил только мечтой о небе и полетах - такое трудно было бы себе представить даже в самых светлых и смелых мечтах! А сейчас это стало просто обыденной реальностью.
И то, что я стою на аэродроме рядом со своей детской мечтой (с самолетом), как раз непроизвольно и вызывало в памяти прилив воспоминаний. Что же тут поделаешь? Ну не смог я за прошедшие годы в душе зачерстветь и забыть о своем пути в авиацию... Не смог - и все.
И как провожал взглядом каждый пролетающий самолет, и как тайком (когда мне уже исполнилось 13-14 лет) на велосипеде я самостоятельно ездил в аэропорт посмотреть на самолеты и полеты вблизи, тоже помню. Причем, прекрасно помню. И никогда не забуду...
В молодости,- в начале своей трудовой деятельности бортмехаником, даже будучи еще стажером, чувство эйфории охватывало меня еще дома, когда я только собирался выходить на работу. Это для меня тогда было как в сказочном сне - я собирался идти на работу, чтобы взлететь в небо!
Ведь об этом я мечтал долгие годы, начиная со школьных лет. И по ночам во сне часто "летал"! И вот уже мечты начинают воплощаются в реальность.
А что уже говорить о чувствах, которые переполняли меня, когда я занимал свое рабочее место в кабине готового к полету самолета! И пусть это был старенький "тихоход" Ли-2, но он же был воплощение моей многолетней мечты - реальный летающий самолет! И между прочим Ли-2 - не просто самолет, а ЛЕГЕНДА советской авиации. И я горжусь, что мне посчастливилось, хоть и не долго, на нем летать...
А потом начались будни летной работы... Как и весь летный состав гражданской авиации, я с головой был погружен в работу. Это полеты, полеты, полеты, иногда учеба, переучивания, тренировки и тренажеры, повышение в классе, и опять полеты, полеты , полеты... Иной раз и сильно уставал, были и волнения, и переживания, и радость. Как же без всего этого?!
В процессе долгих лет своей работы в авиации, непроизвольно иногда мысленно я задавал сам себе вопрос, смысл которого можно озвучить так :
- А помнишь, как все начиналось? А как шел к своей мечте? А как переживал при неудачах, и как радовался своим успехам? Не забыл?
Так вот, на сегодняшний день могу уверенно сказать - еще как помню! Ну, если и не все, то уж многое - точно. Да эти "Воспоминания бортмеханика" тоже тому подтверждение.
До сих пор не проходящей болью остался в памяти период, когда судьба нанесла мне "удар ниже пояса" - это когда весной 1980 года меня по состоянию здоровья списали с летной работы. Об этом периоде я уже писал в главе "Работа в службе ЭСТОП, 1980 -1981 год". Вот тогда в полной мере мне довелось прочувствовать - что я потерял! Никому такого не пожелаю...
Зато тогда, когда я волею судьбы "присел на землю", в моей душе, как и в юности, с новой силой воскресли прежние мечты о небе и полетах. На тот момент я уже прекрасно знал, что это такое - быть членом летного экипажа... Шанс восстановиться и вернуться к прежней работе у меня, конечно, был. Но надо признать - весьма и весьма призрачный. Ведь не стоит забывать, что очень серьезным барьером к этому возврату для меня снова стала ВЛЭК (врачебно-летная экспертная комиссия), которая как известно, не шутит.
В течении всего времени, когда снова оказался "на земле", я строго и скрупулезно выполнял все назначения и рекомендации врачей, чтобы восстановиться после болезни и операции. И к счастью, все тогда у меня получилось. С июня 1981 года я снова "обрел крылья", и начал летать...
Если бы кто знал, какая же буря радости и счастья бушевала в моей душе, когда после почти трехнедельного обследование ВЛЭК в Москве, я был выписан из стационара с заключением "Годен к летной работе "!
И я, такой счастливый, получив на руки свою медицинскую книжку и справку ВЛЭК, почти бегом прибежал в аэровокзал аэропорта Быково - благо это было совсем недалеко от стационара, - и ближайшим же рейсом улетел из Москвы в Воронеж. А рейсов из Москвы в Воронеж в те годы в течении суток вылетало больше десяти, так что проблемы быстро улететь не было. Тот день, когда я выписался из стационара с заключением "годен.." так навсегда и остался в памяти в числе наиболее счастливых дней моей жизни...
Но прошли годы, к началу 2000-х годов все вокруг, и в гражданской авиации в том числе, потихоньку начало меняться. И надо откровенно признать, что не в лучшую сторону...
А на горизонте моего будущего уже просматривалось скорое завершение лётной деятельности и уход на пенсию. И вот тут, как то незаметно, само по себе в душе снова воскресло уже немного подзабытое юношеское романтическое чувство - чувство радостного волнения в ожидании предстоящего полета.
Я стал ждать очередного свидания с небом так же как и в молодости. В связи со спецификой работы, в последние годы своей трудовой деятельности (а работал я тогда в Москве), я почти всегда приходил на работу гораздо раньше необходимого по технологии работы времени. Я никуда не спешил, все свои обязанности по приемке и предполетной подготовке самолета делал не спеша, получая от этого искреннее удовольствие. Как говорится - наслаждался процессом.
И вот в эти годы (2000-2006), когда я подходил к самолету, на котором мне (точнее - нашему экипажу) предстояло выполнять очередной рейс, то снова, как и вначале своей летной деятельности, стал ловить себя на мысли - да вот же она, моя детская мечта, реально стоит передо мной во всей своей красе! К ней свободно можно прикоснуться рукой! И я уже много лет почти каждый день так же подхожу к своей детской мечте - к самолету, на котором сейчас полечу. Разве же это не счастье, о котором с детства мечтал?!
Поразительно, но в полной мере ощущать всю радость осуществившейся своей детской мечты о небе и полетах я начал только теперь! Именно на "излете"! Когда понимание ухода в ближайшем будущем с летной работы уже осознанно воспринималось как неизбежность. Как же так могло получиться?!
Выходит, как то незаметно я заработался, и в бесконечном водовороте будней непроизвольно стали забываться былые переживания на пути к небу? А может просто "повзрослел" и от этого стал сентиментальным? Скорее всего, и то, и другое...
Как бы то ни было, но тогда уже каждый полет стал восприниматься мною как праздник души. Разумеется, я не пел от переполнявшей меня радости, однако где то, в глубине души, песня все же звучала.
Вот так и протекали последние годы моей летной работы - с радостной песней в душе. А в конце концов - кому какое дело, кроме меня, конечно, - до палитры чувств моего внутреннего мира?
Я никогда не выставлял своих чувств напоказ, хотя не без оснований полагал, что у многих моих друзей и коллег, как и я близких к финишу летной работы, тоже присутствовали подобные мысли и чувства. Да что там "полагал"?! Я это точно знал!
Но и они, друзья и коллеги, свои чувства и переживания тоже не афишировали. На работе мы все были просто одной командой, экипажем.
И каждый просто выполнял свои должностные обязанности.
Как же не быть романтиком, когда иной раз в полете доводилось в небе наблюдать такие фантастические по красоте и динамике картины, что просто невозможно было оставаться равнодушным! И не я один, а и все мои коллеги и друзья в душе были точно такими же. И часто мы вместе, всем экипажем, восторгались красотами, которые открывались в полетах перед нашими изумленными глазами...
Такой красоты на земле никогда не увидишь, и даже в полете из иллюминатора пассажирского салона. Во всей красе это возможно увидеть только из кабины экипажа...
А почему я здесь заговорил о своих чувствах открыто? А потому, что это события давно минувших лет, и мне сейчас как то все равно, как это воспримут читающие эти строки. Можете мне не верить и смеяться, можете задуматься, а можете и позавидовать...
Что уж кривить душой - мы все, благодаря своей работе, были самыми настоящими счастливчиками.
Прошло уже почти два десятилетия, как я ушел с летной работы, и как то поневоле, уже сейчас, размышляя и вспоминая былое, и перебирая в памяти все что довелось увидеть, пережить и прочувствовать, я прихожу к выводу, что все таки наиболее яркие чувства, которые уже иной раз просто невозможно было сдержать "в себе", проявлялись в большинстве своем у людей старшего поколения. В первую очередь сужу по себе, но и по своим коллегам, которых давно, хорошо и близко знаю. Или, к сожалению, знал...
И это романтическое чувство начинало "сиять" в душах именно у тех, кто уже заканчивал свою лётную деятельность, и имел богатый многолетний стаж работы в небе. Что в общем то вполне объяснимо, ведь не сегодня -завтра эта небесная романтика для них должна была закончиться. И закончиться, в силу возраста, здоровья и других непреодолимых причин, бесповоротно. Это знал и понимал каждый...
Да и сейчас, те кто еще летает, прекрасно понимают что оставаться "избранным" вечно не получится. И рано или поздно придется уходить с летной работы и осесть на земле. При мне кто то уходил из авиации сразу, как говорится "без оглядки", а кто то смог устроиться и еще потрудиться в аэропорту на различных наземных должностях. Что, кстати сказать, в наше не совсем простое время, тоже теперь стало осуществить очень не просто. Не буду развивать эту тему, - тут уж кому как повезет. Только хочу сказать, что я рад, что поступил мудро, и раз и навсегда бесповоротно ушел из большой авиации. Я бы уже не смог работать в аэропорту на "земле", и знаю я это абсолютно точно. Каждый день, с грустью в душе, смотреть на улетающие самолеты? Ну уж нет, это не для меня...
Теперь всю авиационную романтику я нахожу только в "малой авиации", - в авиамоделизме, с которого и начиналась моя авиационная судьба. Я уже написал в своих воспоминаниях на эту тему несколько глав, которые и собрал воедино в подборку "Воспоминания авиамоделиста". Так что теперь, но уже с радостью и гордостью, я смотрю на свои летящие авиамодели, которые являются воплощением моих "конструкторских замыслов", и созданы моим трудом и моими руками...
Хотя, конечно, и с малой авиацией сегодня в нашей стране есть достаточно много сложностей и проблем. Я не хочу их здесь перечислять. Тем более, что тема этой главы воспоминаний не об этом. Думаю, что со временем эти трудности и проблемы будут постепенно успешно решаться. Во всяком случае я очень на это надеюсь...