Найти в Дзене
WEEEK

Что такое Well-being

Оглавление

Если сотрудник не любит свою работу, будет работать хуже и с меньшим энтузиазмом. Чтобы этого избегать, позаботься о своей команде — укрепи корпоративную культуру с помощью well-being

Эмоциональное выгорание — состояние, в котором нет сил работать, раздражительность повышена до кризисной точки, а в голове лишь желание уволиться. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) даже включила выгорание в список заболеваний, наряду с опасными физическими недугами.

Это лишь подтверждает, насколько опасно выгореть. Не переживай, воздушно-капельным это не передаётся или не появляется внезапно. Такие эмоции — результат систематических переработок и отсутствия проживания эмоций. Когда копишь негатив, когда-то взорвёшься.

Если заботишься о себе и понимаешь, когда пора отдохнуть — то можно избежать выгорания. Но когда управляешь командой, подчинённые вряд ли поделятся, что выгорели, — будут просто работать хуже и в итоге уволятся.

Чтобы этого избежать, придумали «well-being» программы — действия, которые помогают руководителям заботиться о ментальном и физическом здоровье сотрудников, вовремя подмечать выгорания и сплотить коллектив.

Что такое well-being

📌 Well-being (с англ. — благополучие) — это движение, которое помогает подсвечивать важные потребности людей и делать жизнь счастливее.

-2

Вспомни пирамиду Маслоу. Согласно концепции есть базовые потребности — еда и дом, и более сложные — социальные и духовные. Когда у человека удовлетворены все, он счастлив. Как раз в этом суть well-being — движение транслирует, какие потребности нужно закрыть, чтобы чувствовать себя хорошо.

В корпоративной культуре well-being — программа, которая помогает укрепить благополучие сотрудников в команде. Когда в компании тратят ресурсы на здоровье команды, те становятся лояльнее и счастливее.

По данным Gallup подчинённые, которые получают в год до 6 отзывов от руководства о своей работе, выполняют задачи эффективнее. Даже простое сопереживание и искренний интерес к делам сотрудника помогает почувствовать себя важной частью команды. Как следствие — мотивирует быть продуктивнее.

Согласно well-being благосостояние сотрудников делится на 6 элементов:

  • Физическое здоровье
  • Психологические здоровье
  • Финансовое благополучие
  • Профессиональный рост и реализация
  • Комфортная среда на работе и сплочённый коллектив

Когда страдает одна из сфер, сотрудник переживает и думает о другом — отвлекается, рабает без инициативы и усердия. Такие сотрудники рискуют выгореть и уволиться.

Преимущества well-being

Многие руководители забивают на укрепление корпоративной культуры — казалось бы, достаточно платить деньги и давать задачи. Но сотрудники не роботы, а компаниям приходится соперничать за хорошие кадры и вовлекать сотрудников в процесс. Поэтому важно обращать внимание на состояние подчинённых.

Теперь резюмируем все преимущества well-being программы:

  • Помогает избегать выгорания сотрудников — те не выпадают из рабочего процесса, не забивают на задачи и работают эффективно.
  • Мотивирует и вовлекает команду. Когда руководитель заботится о сотрудниках, те работают с бо́льшим удовольствием — чаще проявляют инициативу, стараются лучше.
  • Отлаживает рабочие процессы. Сотрудники продуктивны и вовлечены — и подходят к задачам с большим интересом и ответственностью.
  • Повышает имидж компании. Легче привлечь в команду хорошие кадры, когда компания известна в хорошем ключе — это делает её привлекательнее в глазах соискателя. Например, перед тем, как пойти на собеседование, я гуглила отзывы сотрудников и изучала репутацию.

Какие бывают программы

Не нужно внедрять каждую программу — не все подойдут по ценностям или бюджета. Для каждой потребности выделила свои активности:

Физическое здоровье

Чтобы быть продуктивным, важен хорошее физическое состояние. Когда я регулярно тренируюсь, более активна и эффективна в работе. Поэтому нельзя забывать об этой взаимосвязи организма и мозга.

Оздоровительные программы для команды в таком случае — здоровые снеки на кухне: фрукты и овощи, протеиновые батончики, вода и травяной чай, а ещё — абонементы в спортзал, медицинская страховка, компенсация больничных, транслирование ценностей здорового образа жизни.

Также это совместные активности для команды — путешествия, выездные мероприятия, мастер-классы и многое другое.

Психологическое здоровье

Крупные руководители нанимают психолога для команды или оплачивают консультации (или хотя бы часть).

Ещё в качестве психологической помощи могут выступить доступ к библиотеке на тему психологии, внимание к состояниям сотрудника, улавливание негативных эмоций и совместные активности, которые укрепляют командный дух.

Рост и реализация

Если сотрудник не видит, куда расти в компании, то теряет мотивацию. В итоге уйдёт туда, где перспектив больше. Чтобы этого избежать, вовлекать и мотивировать сотрудника, нужно помогать ему расти внутри компании.

В рамках well-being в этом помогают ревью, где руководители подсвечивают проблемные зоны в работе сотрудника.Это помогает увидеть то, на что ранее он не обращал внимание, и исправить.

Ещё из таких активностей — оплачиваемое обучение, бесплатные уроки для сотрудников, оплачиваемые стажировки, тимбилдинги и тренинги, творческие мастер-классы и т. д.

Финансовое благополучие

Ну и не забываем, что сотрудники работают не за еду — деньги очень мотивируют работать продуктивно. Поэтому не забывай о премиях и бонусах, а также сюда подойдут — скидки от партнёров, бесплатное питание и обсуждение заработных перспектив.

Комфортная рабочая среда

Чтобы создать команду, которую потом в вакансиях назовёшь «дружелюбным коллективом» — сплочай и повышай лояльность подчинённых. Тут скорее нужно подытожить вышесказанное — всё это помогает вовлечь каждого, а работу в команде делает комфортнее.

Как внедрить well-being программу

Я собрала шесть шагов, которые помогут тебе внедрить программу в корпоративную культуру команды:

Проведи опрос

Чтобы узнать, чего не хватает команде — просто спроси. Но не каждый готов лично высказать недовольство или рассказать о выгорании. Советую создать в Яндексе или Гугле форму — составь список вопросов, ответы на которые помогут изучить команду. Не забудь сделать анкету анонимной, чтобы узнать реальное положение дел.

Примеры хороших вопросов:

  • На сколько по шкале от 0 до 10 ты оцениваешь свою работу, задачи, процессы, командную работу?
  • Что тебе нравится и не нравится в работе?
  • Что хотелось бы улучшить в наших процессах?
  • По шкале от 0 до 10, насколько тебе комфортно работать с коллегами?
  • Справляешься ли ты с задачами или частенько чувствуешь, что делаешь слишком много?
  • Как можно улучшить твою работу?
  • Есть ли у тебя предложения касательно внерабочих мероприятий?

Проанализируй вакансии

Чтобы сделать компанию привлекательнее для новых сотрудников, эйчары или руководители в вакансиях рассказывают, как заботятся о сотрудниках. Например, тренажёры в офисе, оплачиваемые уроки английского, безлимитные снеки и т. д. Собери идеи — возможно найдёшь интересное.

Проанализируй бюджеты

Руководители не внедряют well-being по ряду причин:

  • Не хотят тратить время и силы.
  • Видят сотрудников лишь руками, выполняющими указания. В таком случае не понимают ценности в укреплении корпоративной культуры.
  • Нет на это финансов.

Последняя причина распространённая, но можно обойтись и без огромных бюджетов для укрепления корпоративного духа. Например, раз в 2–3 месяца провести вечеринку забавных презентаций, приготовить шаурму или поиграть в «Знание — сила».

Поэтому проанализируй, какие бюджеты готов инвестировать в команду — даже провести раз в год вечеринку уже круто!

Выбери активности

Не забывай, что программа должна транслировать ценности компании. Например, если заботишься о планете, организовывай путешествия или экскурсии, поставь в офисе урны для раздельного сбора мусора, устрой лекции об экологии и т. д.

Тоже самое для тех, кто популяризирует спорт, здоровый образ жизни и многое другое. Так что проанализируй, какие ценности тебе и сотрудникам близки (потому что заставлять их соблюдать твои тоже кощунство), и выбери активности, которые это транслируют.

Замерь результат

Попробуй поставить цели, которых добьёшься с помощью программы — мотивация сотрудников, больше позитивных отзывов на ревью, вовлечённость в задачи или снижение текучки кадров. А потом оцени, насколько удалось этого достичь.

Помни, чтобы интегрировать в рабочий процесс программу заботы, необязательны алгоритмы и инструкции. Главное, чаще обращать внимание на сотрудников и их переживания, уделять внимание и проявлять эмпатию. И увидишь результат в качестве вовлечённой и мотивированной команды.