Найти в Дзене
Extreme Sound

Немецкий трэш: история ярости и бескомпромиссности

В середине 80-х, когда трэш-метал начал своё победное шествие по миру, было бы легко отдать все лавры Америке. И действительно, Metallica, Slayer, Exodus, Anthrax и Megadeth стали первопроходцами этого звука и стиля. Но не они одни вершили историю.

Зарождение тьмы

В начале 80-х, за тысячи километров от Сан-Франциско, зарождалось нечто более быстрое, мрачное и злобное, чем американский трэш. Как скажет вам любой уважающий себя металлист, Германия была тем местом, где нужно было быть, если ты любишь музыку брутальную, агрессивную и грязную, как сам ад.

Destruction  1987
Destruction 1987

"Тогда мы хотели слушать всё, что угодно, кроме попсы, которая окружала нас в детстве", - говорит Милле Петроцца, вокалист и гитарист Kreator, пожалуй, самой известной и успешной трэш-группы Германии. "Первым делом я увлёкся Kiss, а потом захотел чего-то потяжелее и начал слушать Priest, Tygers Of Pan Tang, Raven и другие британские группы. Но это продлилось недолго, потому что потом мы услышали Venom, и это изменило всё. Они оказали на нас огромное влияние, и именно тогда мы стали играть экстремальный метал. Мы играли вдвое быстрее, вдвое интенсивнее и старались быть максимально брутальными. Так всё и началось".

Тройка из Германии

Метал всегда пользовался огромной популярностью в Германии, и в начале 80-х жанр переживал пик, который продлился большую часть следующего десятилетия. Будь то Priest, Maiden и Sabbath или местные герои Scorpions и Accept (последние оказали явное влияние на немецкую трэш-сцену), тяжёлая музыка была в почёте. Но никто не был готов к той невероятной мощи, с которой на сцену ворвались немецкие трэш-группы.

Kreator
Kreator

Практически одновременно с американской "Большой четвёркой" в Германии появилась своя "Нечестивая троица": грубые и примитивные Sodom из небольшого промышленного Гельзенкирхена, Kreator из более крупного, но не менее мрачного Эссена и Destruction из юго-восточного городка Лёррах. Эти три группы, наряду с такими коллективами, как свирепые Holy Moses (во главе с первой леди немецкого трэша Сабиной Классен), Tankard, Darkness, Mekong Delta, Violent Force и Living Death, быстро доказали, что трэш - это не только американское явление.

Грязнее и агрессивнее

Что ещё более важно, немцы вывели жанр на совершенно новый и куда менее приятный уровень, чем их калифорнийские и восточно-береговые коллеги. Послушайте дебютные альбомы Kreator (Endless Pain, 1985), Destruction (Infernal Overkill, 1985) и Sodom (мини-альбом In the Sign of Evil, 1985), и вы услышите уровень дикой ярости, не имеющий аналогов в славной истории трэша.

"У американцев всегда было больше коммерческих песен", - говорит Шмир, фронтмен Destruction. "В Германии главное было быть брутальным и самым тяжёлым. Речь не шла о запоминающихся мелодиях. Речь шла о злобе. Американцы пытались писать песни с хуками и красивыми гармониями. Нам было наплевать. Мы просто хотели быть грязными!"

"Когда мы записывали наш первый альбом, нам было по 16 лет", - говорит Петроцца. "Поэтому всё было очень наивно. Мы были так рады, что можем записать альбом, что просто выплёскивали чистую энергию. Мы пытались повторить это на следующих альбомах, но тот момент, когда ты впервые входишь в студию и чувствуешь магию совместного творчества, трудно повторить. Я думаю, это одна из причин, почему немецкий трэш казался таким хаотичным в начале. Мы не очень хорошо владели инструментами, но мы были сырыми, а музыка - брутальной и захватывающей".

Тяжесть рабочего класса

Учитывая, насколько жёсткой и тяжёлой была музыка, выходившая в то время в Штатах, может показаться глупым утверждать, что немецкий трэш был ещё агрессивнее. Но послушайте, например, Endless Pain от Kreator или Obsessed By Cruelty от Sodom, и вы услышите, как эти группы берут за основу Slayer и Possessed и радостно выкручивают всё на пару делений. В отличие от разухабистых песен Anthrax или техничного Megadeth, немецкий трэш был извращённой и злобной музыкальной силой с соответствующим угрожающим имиджем - чёрная кожа, заклёпки, шипы и хмурые лица. Возможно, это было отражением гнетущей среды, в которой выросли и оттачивали своё мастерство эти группы.

"Я думаю, что звучание трэша в Германии было во многом связано с городами, из которых мы были родом", - говорит Сабина Классен, вокалистка Holy Moses, выпустивших свой дебютный альбом Queen Of Siam в 1986 году на лейбле с фантастическим названием AAARRG Records. "Мы, Sodom и Kreator, все выходцы из Рурской области, а там живут очень трудолюбивые люди, рабочий класс. Том из Sodom, например, работал в угольных шахтах, как и мой отец. Если ты вырос в такой среде, то автоматически делаешь более мрачные вещи. Солнца не видно, постоянно идут дожди, долгие зимы. Это совсем не Сан-Франциско!"

"Я не знаю, насколько важна была принадлежность к рабочему классу", - размышляет Петроцца. "Но, возможно, на подсознательном уровне это делало то, что мы делали, ещё мрачнее и агрессивнее".

За железным занесом

Несмотря на то, что к середине 80-х трэш-метал стал заметным явлением в мире рока, и такие группы, как Metallica и Megadeth, могли похвастаться неплохими продажами пластинок, он по-прежнему оставался андерграундом. Для американских групп всегда существовала надежда на крупный тур или регулярные появления на MTV, которые смягчали бы удар от неизвестности, но для немецких коллективов задача достучаться до этой быстро растущей мировой аудитории была архисложной.

Tankard
Tankard

"Для нас всё было в новинку", - говорит Сабина Классен. "Самое приятное, что вокруг нас формировалась целая сеть единомышленников. Немецким группам было трудно достать хорошие инструменты, оригинальный усилитель Marshall или кожаную одежду. Мы видели, что у Slayer, например, были наряды круче, чем у нас! Я помню, как ездила в Лондон за покупками, потому что в Германии такого не было. Но это было прекрасное время, когда мы всё открывали для себя и поддерживали друг друга. Сегодня всё преподносится на блюдечке - в интернете, в журналах, магазины забиты дисками. Нам же приходилось всё узнавать самим, но это было захватывающе и научило нас верить в то, что мы делаем".

"В конце 80-х с нами подписал контракт крупный американский лейбл", - добавляет Петроцца. "Если ты не из Америки и не хочешь туда переезжать, то тебе трудно достичь уровня американских групп, потому что нужно постоянно гастролировать по Штатам, если ты хочешь быть таким же известным, как Metallica или Slayer. Американские группы ездят в туры по три раза в год, полжизни проводят в разъездах. Мы старались попасть во многие крупные туры, но нам мешала политика. Нам приходилось работать усерднее всех остальных, чтобы добиться своего".

Наследие и влияние

По мере того, как немецкий трэш набирал обороты, по всей Европе стали появляться группы-единомышленники. Такие команды, как Artillery из Дании, Coroner из Швейцарии и Sabbat из Великобритании, привнесли своё видение в трэш-метал, но ни одна из этих стран так и не смогла создать единую и сплочённую сцену, подобную той, что породила Sodom, Kreator и Destruction.

"Между Sodom и Kreator определённо существовало соперничество", - смеётся Шмир. "Они были друзьями, но всегда следили друг за другом. Мы приехали с юга, из захолустья, и видели, что они дружат, но при этом борются за то, кто лучше. Но дружба всегда была, и она сохранилась на протяжении многих лет. Это было особое время. Мы были молоды и хотели играть, поэтому было здорово, что мы нашли людей с такими же взглядами. В деревне мы были первыми металлистами, поэтому были счастливы найти кого-то ещё".

90-е годы были тяжёлыми временами для метала в целом, но трэшу особенно досталось от гранжа и ню-метала, поскольку звукозаписывающие компании переключались на тех, кто приносил больше денег. Тем не менее, немецкий трэш выжил, поскольку его бескомпромиссный дух и мрачная эстетика были с энтузиазмом восприняты и адаптированы блэк- и дэт-метал сценами, к большому удивлению самих групп.

"Мне потребовалось много времени, чтобы осознать, насколько сильным было наше влияние", - признаётся Шмир. "Я помню, как мы познакомились с Obituary и другими дэт-метал группами, и они говорили: "Вы, ребята, оказали на нас огромное влияние!", а мы не верили! Мы знали, что мы известны, но не думали, что оказали влияние на новое поколение. В конце 90-х я уже ясно осознал это, потому что все твердили, что без Destruction, Sodom и Kreator не было бы ни дэт-, ни блэк-метала. Мы были в начале чего-то более брутального. Приятно видеть, как продолжается эволюция и люди признают нас первопроходцами".

Спустя годы немецкий трэш находится в добром здравии, его главные герои продолжают действовать, пользуясь новой популярностью у молодого поколения. В отличие от некоторых американских групп того же поколения, немцы никогда не теряли связи со своими корнями, и их уникальный подход к созданию жизнеутверждающей, сносящей крышу тяжёлой музыки остаётся одним из самых поразительных феноменов в истории метала. Честно говоря, никто не делает это лучше.

"Трэш-метал - это моя чёртова музыка", - заключает Шмир. "Я не хочу играть ничего другого. Я не буду играть джаз через десять лет, но и тот трэш, что мы играли 25 лет назад, мы тоже играть не будем. Мы развиваемся как музыканты, пишем хорошие песни, но в нас всё ещё живёт агрессия ранних лет. Мы никогда не утратим этот дух".