Найти в Дзене

Как вернуть китайский автомобиль

За прошедшие три десятилетия «дружбы» с Западом наши автомобилисты, купившие немецких, японских, американских «железных коней» и столкнувшиеся с их браком, научились бороться с автопроизводителями. И боролись, порой, весьма успешно, отсуживая у нерадивых представителей именитых марок новые автомобили, уплаченные деньги, неустойки и штрафы. Уход известных брендов, рост цен и дефицит на российском авторынке поумерили желание защищать свои права в рамках законодательства о защите прав потребителей. Оно и понятно – вчера ты купил новое немецкое авто, а сегодня заменить его не на что. Поэтому, если «докризисная» машина ломается, большинство автомобилистов перестали претендовать на что-то большее, нежели ремонт по гарантии, который выполняют оставшиеся дилеры. Или даже ремонтируют еще гарантийную машину за свой счет. Но бурный рост продаж автомобилей китайских производителей, поставляемых как по официальным каналам, так и по параллельному импорту, возродил прежний запрос: как вернуть такой а

За прошедшие три десятилетия «дружбы» с Западом наши автомобилисты, купившие немецких, японских, американских «железных коней» и столкнувшиеся с их браком, научились бороться с автопроизводителями. И боролись, порой, весьма успешно, отсуживая у нерадивых представителей именитых марок новые автомобили, уплаченные деньги, неустойки и штрафы.

Уход известных брендов, рост цен и дефицит на российском авторынке поумерили желание защищать свои права в рамках законодательства о защите прав потребителей. Оно и понятно – вчера ты купил новое немецкое авто, а сегодня заменить его не на что. Поэтому, если «докризисная» машина ломается, большинство автомобилистов перестали претендовать на что-то большее, нежели ремонт по гарантии, который выполняют оставшиеся дилеры. Или даже ремонтируют еще гарантийную машину за свой счет.

Но бурный рост продаж автомобилей китайских производителей, поставляемых как по официальным каналам, так и по параллельному импорту, возродил прежний запрос: как вернуть такой автомобиль, если он оказался бракованным? Тем более, что китайцы умело пользуются ситуацией, сдирая с российских потребителей три шкуры за свои авто.

На самом деле, в законодательстве РФ о защите прав потребителей ничего не поменялось и права российских потребителей в отношении импортеров и дилеров китайского автопрома остались абсолютно теми же. В определенных ситуациях можно как заменить бракованное авто, так и вернуть деньги, а не сдавать его в гарантийный ремонт.

Вот эти ситуации:

Во-первых, если любой производственный недостаток автомобиля выявился в течение пятнадцати дней с даты его приобретения (получения в автосалоне). Недостаток не обязательно должен носить существенный характер, это может быть и неисправный экран мультимедийной системы или не работающий обогрев пассажирского сидения. Если вы разочарованы автомобилем, который начал ломаться сразу после покупки – действуйте. Главное - успеть направить претензию об отказе от исполнения договора купли-продажи и возврате уплаченной суммы либо замене автомобиля до истечения пятнадцати дней с даты покупки.

Во-вторых, основанием для таких требований может послужить существенный недостаток автомобиля, выявившийся после истечения указанного срока, но в пределах срока гарантии.

Например, неисправность проявляется вновь после ее устранения. Покупатель раз обратился с ней на станцию гарантийного обслуживания, а после гарантийного ремонта та же неисправность появилась вновь. Такой недостаток называется «существенным». К существенному относится и недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, если на ремонт необходимо время, превышающее сорок пять дней. Это максимальный срок, в течение которого дилер может проводить гарантийный ремонт. Отсутствие запасных частей – не оправдание.

Есть и такой критерий существенности, как несоразмерность расходов на устранение недостатка, когда расходы на устранение приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара. Существенным является и в принципе неустранимый недостаток, когда путем ремонта нельзя привести проданное авто в соответствие обязательным требованиям или условиям договора купли-продажи и использовать его по назначению.

Неоднократно возникающие в авто различные недостатки, каждый из которых приводит к невозможности его эксплуатации технически или по причине нарушения обязательных требований (неисправности, при которых запрещена эксплуатация согласно ПДД), также являются существенным недостатком автомобиля.

В-третьих, основанием для возврата или замены автомобиля является нарушение срока гарантийного ремонта. Например, автомобиль передан на станцию гарантийного обслуживания для устранения недостатка. Как правило, дилер при приеме в ремонт предложит подписать заказ-наряд с максимально возможным сроком ремонта – сорок пять дней. Но, если этот срок истечет, а машина не будет отремонтирована, потребитель вправе обратиться к продавцу или импортеру с соответствующими претензиями.

В четвертых, если автомобиль в течение каждого года гарантийного срока не мог использоваться из-за неоднократного устранения различных производственных недостатков более чем тридцать дней в совокупности. Допустим, в течение первого года гарантии сломался вариатор, машина стояла в ремонте пятнадцать дней. Через месяц отказал электромотор отопителя, еще десять дней ремонта. Еще через три месяца перестал открываться замок двери – машина стоит у дилера неделю – и вот, совокупный тридцатидневный срок превышен.

Правда, здесь есть нюанс в слове «каждого», связанный с тем, что гарантийный срок на автомобили составляет не год, а три или даже пять лет. Несмотря на то, что Верховный Суд РФ в некоторых постановлениях указывал, что достаточно превышения тридцатидневного срока хотя бы в одном году установленного гарантийного периода, судебная практика в данном вопросе противоречива. Но суды часто указывают на недопустимость злоупотребления правом, когда автовладелец на третий год эксплуатации вспоминает, что в первом году машина простояла в ремонте более месяца из-за разных поломок и решает ее вернуть. Поэтому подавать соответствующую претензию надо именно тогда, когда машина стоит свыше тридцати дней и еще не отремонтирована.

Конечно, в каждой ситуации, когда потребитель понимает, что автомобиль проблемный и задумывается о его возврате, есть своя специфика. Поэтому, оценивать шансы надо посоветовавшись с опытным юристом, который обязан предупредить и о таких рисках, как возмещение судебных издержек в случае проигрыша дела. А эти издержки, с учетом оплаты экспертизы и услуг представителей сторон могут достигать нескольких сотен тысяч рублей.

Отдельные нюансы есть и в ситуациях, когда новый китайский авто приобретается не у дилера, а в некой «серой» компании. Это машины, которые ввезены не по каналу изготовитель – импортер марки – официальный дилер, или те, которые вообще не поставляются в Россию официально. На эти автомобили «серый» дилер получает СКБТС, но при продаже потребителям возникают такие вопросы, как отсутствие русификации интерфейса мультимедийных систем или руководства (инструкции) по эксплуатации на русском языке, невозможность доступа к аккаунту дистанционного управления.

Порой, реализуя такую машину, продавец «забывает» предупредить об этом покупателя, а довольный покупкой россиянин поначалу не обращает на это внимания. Эти обстоятельства также могут послужить основанием для отказа от исполнения договора купли-продажи, поскольку Закон не освобождает продавца от обязанности оговорить недостатки, предоставить полную и достоверную информацию о товаре, включая инструкцию к товару на русском языке.

-2

Что касается гарантии от технических неисправностей, то даже если марка представлена в России, официальные дилеры откажутся от гарантийного ремонта, ссылаясь, что уполномочены проводить его только в отношении авто, поставленных в РФ дистрибьютером марки. Гарантийный срок на такие авто может предоставить только сама компания – продавец, но она должна иметь возможность и выполнить гарантийные обязательства, располагая своим (или уполномоченным) сервисным центром. Проблемы кроются в том, что часто такие «серые» компании своих сервисных центров не имеют, предоставляя «номинальную» гарантию, а при предъявлении серьезных претензий в суде – прекращают деятельность в целях неисполнения судебного решения.

Если же гарантийный срок вообще продавцом не дан, то по Закону потребитель вправе предъявлять свои требования в течение двух лет, только на него ложится обязанность доказать производственный характер поломки.

Теоретически, в определенных ситуациях можно подать в российский суд иск непосредственно на китайского изготовителя, но здесь всегда много вопросов, в том числе, возможность исполнения решения. Необходимо хотя бы наличие имущества иностранной компании на территории РФ, иначе механизм принуждения не сработает.

В остальном, правила замены или возврата «серого» китайского автомобиля продавцу те же: любая поломка из-за брака в первые пятнадцать дней, обнаружение существенного недостатка в течение гарантийного срока (или двух лет при его отсутствии), нарушение срока гарантийного ремонта или простой в нем более тридцати дней в течение года гарантии из-за различных поломок.