Найти в Дзене

Остров, окружённый смертью

В отделении к Марии старались относиться бережно, не навязывать общение, помогать, если ей что-то потребуется. Все знали, что она пыталась покончить собой, поэтому муж и привёз её в клинику. И до сих пор её состояние вызывало беспокойство несмотря на то, что она уже не отказывалась от еды и могла перекинуться парой слов с соседками по палате. При взгляде на неё возникало какое-то напряжение, тревожное ожидание, что вот-вот что-то случится. И однажды это что-то случилось.

Мария наконец решила выйти в общий холл, погулять по коридорам отделения, чем невероятно обрадовала всех неравнодушных, которые увидели в этом признак улучшения её состояния. Но уже через пять минут из коридора раздались крики и плач, послышался звук падающего тела. Мария сидела на полу у стены и, закрыв лицо руками, монотонно стучала по ней головой. Медицинский персонал вернул её в палату, где она, уткнувшись в подушку, продолжала всхлипывать: «Я не хочу…», «Так не должно быть…», «Я должна уйти…». Подавленные её видом постояльцы никак не могли понять, что могло произойти за пять минут в коридоре, да и как вообще такая красивая, цветущая женщина может не хотеть жить. Вскоре, слегка успокоившись, Мария сама все объяснила.

Прогуливаясь по коридору, она ненароком заглянула в открытую дверь соседней палаты и стала невольным свидетелем сцены, как санитары перекладывают пожилую пациенту с кресла на кровать. Неожиданно та повернулась и взглянула прямо на Марию. Та в ужасе отшатнулась от двери. «На меня словно взглянула сама смерть! Старость – это ужасно! Я не хочу дожить до такого возраста! Это отвратительно! Позорно, унизительно!» Последние слова были произнесены с нескрываемой злостью и отвращением. Оказалось, что и к попытке суицида её подтолкнули длительные, как она сказала, страдания, в связи с переездом к ней пожилой матери после инсульта. «Смотреть на нее невыносимо! Каждый взгляд на неё словно прибавлял мне морщин и недугов!»

В поведении Марии проявлялись признаки так называемой геронтофобии – тревожного расстройства, при котором человек испытывает иррациональный страх наступления собственной старости. Достаточно порой одного взгляда на фото или кадр с изображением старика, чтобы у страдающего этим расстройством возникла паническая атака или другие психоэмоциональные проблемы. Страх заставляет их не только избегать любого взаимодействия с пожилыми людьми, но и предпринимать постоянные, порой титанические, усилия для поддержания себя не просто в отличном физическом состоянии, а «в форме молодого человека». Такие люди, как правило, чрезмерно увлекаются омолаживающими процедурами, в том числе идут на операции по пластике лица и тела. Все средства хороши – лишь бы оттянуть, а ещё лучше, исключить наступление старости.

Причина геронтофобии может скрываться в семейной обстановке, где с пренебрежением или с жесткостью относились к старшему поколению, что заставило бояться старости как периода беспомощности, бесправности, бедности и страдания. Другая возможная причина – в эмоциональном потрясении, пережитом при болезни или смерти пожилого человека, наблюдением за его жизнью, особенно если она была наполнена физическими или психологическими страданиями. Подобное восприятие закрепляется также негативной информацией в СМИ, где часто можно увидеть сюжеты о том, какие финансовые трудности испытывают старики, особенно одинокие.

Мария пережила подобное потрясение в детстве, когда к ним переехала жить её любимая бабушка. Точнее, доживать, как говорила мать Марии, так как уже тогда её сковал неизлечимый недуг. Он же и унес её из жизни на глазах маленькой внучки, когда та пыталась её спасти, находясь одна дома. Но это было невозможно. Так впервые Мария столкнулась с уходом близкого человека, и пожирающим чувством вины. На вопрос, почему умерла её любимая бабушка, Марии отвечали просто: «Она состарилась». «Старость – это остров, окружённый смертью» – добавляла мать, цитируя слова известного автора. Тогда Мария решила не стареть: «Я не дам затянуть себя на этот остров!»

Она очень старалась: вела здоровый образ жизни, регулярно посещала врачей и косметологов, устраняла любые признаки старения. Правда, не всегда удавалось избегать пожилых людей, но Мария делала всё, чтобы их «не замечать». Продолжалось это до тех пор, пока старость в самом ужасающем виде не пришла в её дом. Мать, всегда такая «молодая» и активная (по крайней мере, именно так ее воспринимала Мария, отказываясь адекватно воспринимать реальность), оказалась беспомощной после приступа инсульта. Она вошла в дом Марии совершенно беззащитной. «От неё веяло безысходностью. Словно я оказалась на этом острове, окружённом смертью».

-2

Мария не смогла справиться с эмоциями и пыталась «бежать» с этого острова, выпив, к счастью, не фатальную дозу таблеток. Да и возможно ли с него убежать? Надо ли? Да и остров ли это? Возможно ли воспринимать старость как естественное течение жизни, как период, наполненный своими радостями? Чтобы ответить на эти вопросы, Марии предстоит вернуться в детство и в сопровождении специалиста пережить потерю бабушки, научиться принимать себя и окружающих такими, какие они есть, находить причины чувствовать себя счастливой в любом возрасте и положении, каким бы трудным оно не казалось.

_________________________________

Онлайн-консультация с опытным психотерапевтом в клинике Корсаков доступна каждому.