Продолжая тему производственного контроля, важно рассказать в рамках этой статьи, как осуществлять производственный контроль, как разработать программу производственного контроля, на какие моменты стоит обратить внимание при разработке программы и проведении контроля за условиями труда на рабочих местах.
Программа производственного контроля – это четкий план проводимых мероприятий, в котором содержится номенклатурный объем и перечень значимых факторов и показателей, в том числе измеряемых специализированными организациями.
Простыми словами программа ПК нужна для полноценного контроля работодателем за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на рабочих местах в процессе деятельности организации.
Каждая организация разрабатывает программу под себя в соответствии с СП 1.1.1058-01.
В конце статьи оставлю пример оформления программы производственного контроля, которую вы можете скачать и использовать как образец для своей организации.
Не смотря на то, что СП 1.1.1058-01 имеет ограниченный срок, согласно письму Роспотребнадзора от 17 февраля 2021 года N 09-2745-2021-40, где сказано, что связи со вступлением в силу постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.12.2020 N 40 "Об утверждении санитарных правил СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда" СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" применяются в части, не противоречащей СП 2.2.3670-20.
Срок действия ППК не ограничивается нормативными документами.
То есть разработав и утвердив программу производственного контроля, ее можно придерживаться долгие годы, до изменения в НПА.
Программа актуализируется только при изменениях в производственной цепочке, технологическом процессе, после проведения реконструкции, модернизации производства, технического перевооружения и капитального ремонта, проведения мероприятий по улучшению условий труда или, например, при внесении изменений в штатное расписание.
При составлении программы (плана) контроля организации и индивидуальные предприниматели должны руководствоваться следующими нормативными актами:
Есть предприятия, деятельность которых регулируется своими специфическими сводами законов и правил. Такие, например, как пищевая отрасль. К ним применяется еще Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
В отдельных случаях Программу нужно разработать еще до того, как деятельность начата.
Главным государственным санитарным врачом РФ 17.05.2021 утверждены Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда МР 2.3.0279-22, в которых содержатся рекомендуемые объемы и периодичность проведения мероприятий производственного контроля на предприятиях, в том числе содержится перечень показателей, и рекомендуемое содержание программы в части организации производственного контроля за условиями труда, которые можно использовать как пример для разработки программы производственного контроля.
Программа ПК должна содержать информационную запись, в которой указываются сведения об организации и объекте, на котором ведете деятельность, в том числе полное наименование, юридический и фактический адреса, номера контактных телефонов.
Какие разделы должны быть в программе производственного контроля
Далее разберем все пункты по порядку согласно СП 1.1.1058-01:
1. Санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды рабочих мест с учетом деятельности вашей организации.
В этом разделе необходимо отразить все НПА, которые относятся к деятельности организации и на основании которых и будет осуществляться производственный контроль.
2. Перечень должностных лиц, которые непосредственно будут осуществлять ПК.
Здесь на усмотрение работодателя, как распределить обязанности и ответственность за проведение тех или иных мероприятий производственного контроля.
Нормативно не установлено законодательством четкое определение ответственных лиц. Поэтому по решению работодателя с учетом должностной нагрузки и практической эффективности стоит разделить обязанности между ответственными лицами.
Перечень должностных лиц (работников) юридического лица или индивидуального предпринимателя, на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля помимо указания в Программе, целесообразно дополнительно закрепить приказом работодателя.
Понятно, что в очень маленькой организации этим будет заниматься сам директор или ИП. В крупных организациях с большим штатом эту обязанность можно возложить на эколога или специалиста по охране труда, специалистов административно-хозяйственных служб.
В нашей организации данная ответственность возлагалась на руководителей структурных подразделений, а за СОТом и экологом был контроль.
Вот примерный перечень обязанностей, который может быть для такого ответственного:
Если пришлось обратиться за услугой в стороннюю организацию, то ответственного все равно назначьте, дабы избежать бесконтрольного процесса.
Кто будет отвечать за весь процесс, решает работодатель, и как распределить обязанности среди ответственных лиц также он.
3. Перечислите в программе объекты контроля (рабочие места, границы СЗЗ) и факторы исследования (биологические, физические, химические), а также места, объекты, зоны, производственного контроля, укажите контрольные точки, где нужно будет сделать замеры, какие именно методы контроля необходимо применять и как часто необходимо проводить лабораторные исследования, отбирать пробы в течение года.
Этот раздел вызывает всегда много вопросов и затруднений. В предыдущей статье разобрали, как определить перечень факторов и объектов, которые представляют опасность.
Объем и периодичность измерений в рамках производственного контроля
В этом разделе необходимо установить объем и периодичность исследований и измерений.
Когда составите перечень факторов и объектов, которые будете контролировать, необходимо определиться с количеством контрольных точек, а также с периодичностью замеров на них.
Чтобы лучше сориентироваться по контрольным точкам, предлагаю заглянуть в проектную документацию, а если ее нет, то найти некий план помещений, тогда сможете составить на его основе свой план и на нем их расставить.
Далее информацию вносите в план ПК.
Чтобы установить объем и периодичность проведения измерений по производственному контролю за условиями труда на рабочих местах, учитывайте СП 2.2.3670–20. Но если там нет такой информации по неким факторам, то работодатель сам устанавливает их в программе с учетом результатов спецоценки и предыдущего производственного и государственного контроля.
Если указанные факторы идентифицированы на рабочих местах в ходе проведения специальной оценки условий труда и/или ранее проведенного производственного лабораторного контроля, а их фактические уровни не соответствуют установленным гигиеническим нормативам, а также после проведения реконструкции, модернизации производства, технического перевооружения и капитального ремонта, проведения мероприятий по улучшению условий труда.
Контроль параметров микроклимата должен осуществляться не реже 1 раза в год.
Приведу пример по воздуху рабочей зоны.
Согласно раздела п.4.2 ГОСТ 12.1.005-88 в зависимости от конкретных условий производства периодичность контроля может быть изменена по согласованию с органами государственного санитарного надзора.
Возникает резонный вопрос, что же делать с производственным контролем офисных рабочих мест, где, как правило, класс условий труда 2.0 или 1.0, факторы не идентифицируются и не оцениваются. Нет превышения гигиенических норм.
В таком случае микроклимат не реже 1 раза в год измеряется по требованиям п. 2.7 СП 2.2.3670–20. По освещению и рабочим местам производственный контроль рекомендуем установить в виде документарного и визуального контроля.
По нашему мнению, не стоит игнорировать проведение производственного контроля на офисных рабочих местах, хотя инструментальные исследования не требуется проводить, ввиду отсутствия превышения гигиенических нормативов. Но мы помним, что объектами производственного контроля являются все рабочие места персонала, не разделяя на офисные и производственные.
То есть в ППК не устанавливать требования проводить замеры и исследования при эксплуатации компьютеров, как делали раньше, а поставить необходимость контролировать, наличие на всю оргтехнику сертификатов и деклараций изготовителей, другие документы, подтверждающие качество и соответствие офисного оборудования санитарно-гигиеническим нормам.
4. Не забывайте отражать информацию о канцерогенных процессах, если такие в организации присутствуют. Программа ПК должна содержать информацию:
- о наличии факторов производственной среды и трудовых процессах, обладающих канцерогенными свойствами (перечень технологических процессов, при которых используются канцерогенные вещества (с указанием их наименования);
- количество лиц, непосредственно контактирующих с данными веществами и занятых на соответствующих технологических процессах (всего и отдельно женщин) с указанием профессий).
5. Указание данных о пройденных работниками медосмотров и профессиональной гигиенической подготовке и аттестации.
Этот раздел необходимо сформировать согласно с Приказом Минздрава № 29н и Приказом Минздрава РФ от 18.02.2022 N 90Н. В целом в каждой организации оформляются списки лиц, подлежащих прохождению медицинских осмотров, ими и необходимо руководствоваться.
6. Перечислите работы и услуги, которые выполняет организация, какая продукция выпускается, а также виды деятельности, подлежащие сан-эпид. оценке, сертификации или лицензированию.
Этот раздел носит описательный характер деятельности предприятия и описывает то, чем она занимается и на основании каких разрешительных документов.
7. Добавить мероприятия, которые необходимо проводить, чтобы соблюдать требования СанПиН.
8. Включите перечень форм учета и отчетности.
В список учетно-отчетных форм, связанных с проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий и производственного контроля, включают протоколы лабораторных исследований и испытаний, акты выполнения работ в рамках ППК специализированными организациями, личные медицинские книжки персонала, заключительные акты медосмотров и другие документы, подтверждающие безопасность деятельности для работников и окружающей среды.
Кроме того, в данный раздел можно включать договор на эксплуатацию, очистку и дезинфекцию системы вентиляции и кондиционирования воздуха, договор на проведение дезинсекции и дератизации, паспорта вентиляционных систем и протоколы их исследования.
9. Укажите, при каких аварийных ситуациях необходимо информировать органы местного самоуправления и РПН, население. Укажите действующие номера телефонов аварийных служб, органов местного самоуправления и территориальных служб РПН.
В СП 2.2.3670-20 требований не так много и так как действует еще и СП 1.1.1058-01, то в данном контексте лучше руководствоваться последним.
Довольно часто у специалистов возникают вопросы о необходимости включения в программу ППК контроля водоснабжения и качества питьевой воды. Так нужен ли контроль питьевой воды?
Все прозрачно и понятно с организациями, имеющими на балансе водяные скважины питьевого и технического назначения. Условиями лицензирования устанавливаются требования к периодичности и объема контроля качества воды.
Давайте разберемся по порядку, требуется ли контроль воды и в каком объеме у организаций, у которых заключен договор на холодное водоснабжение.
Действительно, как правило, договор холодного водоснабжения имеет единую форму и регулируется Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Существенными условиями договора холодного водоснабжения являются, в том числе качество холодной (питьевой и (или) технической) воды и порядок контроля качества питьевой воды (п. 21 гл.II Постановления N 644).
В договоре оговаривается то, что водоснабжающая организация обязана поставить до потребителя качественную воду и, соответственно, контролировать ее в рамках своего производственного контроля.
Таким образом, обязательного требования исследовать пробы питьевой воды, поставляемой ресурсоснабжающей организацией нет.
Но, не стоит забывать, что всегда есть акт разграничения, который и определяет границы сетей и эксплуатационной ответственности. Его можно посмотреть в приложении к договору.
Исходя из этого, можно сказать, что ресурсоснабжающая организация будет отвечать только за качество воды, поставляемой в границах балансовой принадлежности.
А за то, что принадлежит вашей организации, в данном случае водоснабжающая организация не отвечает, это ваша “головная боль”!
Поэтому при спорных вопросах контроль лучше проводить. Периодичность и количество проб можно определить самостоятельно с учетом финансовой нагрузки на организацию.
Качество воды, поступающей из крана потребителя, то есть вашей организации, контролировать необходимо работодателям самостоятельно и включать данное мероприятие в программу ПК, обозначив в ней контрольные точки для забора воды.
Таким образом, вы сможете контролировать изношенность трубопровода или еще какие-либо проблемы, увидев разные показатели в микробиологическом анализе воды.
Есть еще один нюанс, на который следует обратить внимание, – это водоподготовка.
Наличие собственной котельной, фильтров, различной водоподготовки, хлорирования и даже просто душевых водонагревателей будет рассматриваться надзорными органами, как изменение качества воды.
Из моей практики могу сказать, что при проверке Роспотребнадзора у нас это стало спорным моментом, врач РПН посчитал, что подогрев воды бойлером будет изменением качества воды и поддерживаемая бойлерами температура способствует развитию микроорганизмов и бактерий, и нам выписали штраф за отсутствие протоколов исследования горячей воды.
Сравнительно недавно введен СанПиН 2.1.3684-21, в котором п. 77 определяет, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства РФ от 6 января 2015 года N 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды».
Для того чтобы определиться с показателями, можно заглянуть в таблицу 3.5 СанПиН 2.1.3685-21, которая поможет вам сформировать перечень показателей, для которых следует провести исследования горячей воды.
Итак…
Организует проведение производственного контроля за условиями труда на рабочих местах специалист по охране труда, если в организации в штате есть эколог, то и его необходимо также привлечь.
Чтобы ответственность была не только на словах, предлагаю форму приказа о назначении ответственного за осуществление производственного контроля
После составления, оформления и утверждения ППК необходимо провести исследования и измерения, которые проводятся аккредитованной лабораторией.
Ответственные за процедуру разрабатывают график исследований и измерений и согласовывают дату проведения с лабораторией. Обязательной формы графика нет, его оформляют в произвольном виде.
Не нужно забывать о том, что производственный контроль необходимо проводить в период устойчивого режима работы оборудования. Любые нарушения технологического процесса либо неисправное состояние оборудования и средств коллективной защиты устраняют до начала проведения производственного контроля.
После замеров оформляются протоколы измерений параметров вредных и опасных производственных факторов. В них указывают заключение о соответствии условий труда на рабочих местах установленным санитарным нормам, а также ссылки на санитарные нормы, сведения о методиках измерений и средствах измерений, включая информацию о поверке.
Обратите внимание на сроки хранения протоколов, так как всегда есть по этому поводу вопросы.
Вообще, сроки хранения протоколов измерений в рамках производственного контроля за условиями труда на рабочих местах не установлены.
Считаю верным приравнять срок хранения протокола СОУТ к протоколу ПК.
Почему так?
На основании п. 407 приказа Росархива № 236 есть указание, что отчеты по проведению специальной оценки условий труда (СОУТ) и документы к ним (протоколы, решения, заключения, перечни рабочих мест, сведения, данные, сводные ведомости, декларации соответствия, карты специальной оценки условий труда на конкретные рабочие места, перечни мероприятий по улучшению условий и охраны труда) для рабочих мест с оптимальными и допустимыми условиями труда – 45 лет, с вредными и опасными условиями труда хранятся 50/75 лет.
Что делать после производственного контроля за условиями труда
Получили протоколы, а дальше-то, что с ними делать?
А дальше необходимо разработать перечень мероприятий, которые будут нацелены на улучшение условий труда, снижение рисков повреждения или ухудшения здоровья в части профессиональных, инфекционных и других заболеваний, связанных с условиями труда. В перечне укажите сроки выполнения мероприятий (п. 1.7 СП 2.2.3670–20).
Если на объекте производственного контроля выявили нарушения санитарных правил, устраните их (п. 5.1 СП 1.1.1058–01). Для этого примите предусмотренные законодательством меры, в том числе:
Кроме прочего, стоит упомянуть, что пп Е п 2.4 и п 3.7 СП 1.1.1058–01 делают акцент на ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля.
Форму отчета выполнения производственного контроля не регламентирует нормативная база.
Но есть также требования п 2.8. СП 1.1.1058-01, где сказано, что юридические лица и ИП представляют информацию о результатах производственного контроля по запросам органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
И вот для этой цели важно сформировать отчетность по выполнению производственного контроля, где будем использовать полученные протоколы исследований, а также иные документы, подтверждающие выполнение мероприятий по контролю за условиями труда.
В заключение добавлю, что программа производственного контроля – это очень насыщенный цифрами и показателями документ, в котором все должно быть четко указано, поэтому к нему нужно подходить скрупулезно и не торопясь, так как за ошибки придется заплатить.
И здесь важно решить, кто будет разрабатывать программу производственного контроля: специалист организации или эксперт по договору оказания услуг.
Но в любом случае программа производственного контроля должна быть, в противном случае возможен штраф за ее отсутствие.
Образец оформления и составления программы производственного контроля можно скачать по этой ссылке, адаптировать к своей организации и применять на практике.
Ну и второй момент – это ответственность за безопасность сотрудников, которые домой должны прийти живыми и здоровыми.
Жду ваших вопросов, ниже под статьей, если что-то осталось непонятным.
Друзья, большое спасибо тем из вас, кто дочитывает до конца, оставляет лайк и комментарий. Вы очень помогаете продвижению канала.
С уважением, практикующий эксперт по охране труда и руководитель учебного центра ООО "ЦОТ "Сфера безопасности", Воронцова Екатерина.