С мельницами много легенд связано – и черти в них живут, и мельник – старый маг детей похищает, и много чего еще. Верить в подобное в нашем современном, насквозь электронном веке довольно странно, тем более что еще ни одна камера никакой паранормальщины не сняла. Я так думала. До тех событий.
Благодарю за материальную поддержку героев, оставшихся неизвестными, и Медведеву, которая хотела что-то про мельницы.
В деревне я вообще-то не живу, но с самого детства по привычке на лето стабильно приезжаю – бабуле помочь, от города отдохнуть, с друзьями повидаться. Деревня – она ведь особенная, там жизнь по-другому течет, спокойнее, размереннее. Кажется даже, что никакие тревоги и депрессии просто не способны в сердце пробиться, пока яблони в цвету, а малышня босоногая за ягодой охотится по соседским участкам.
А еще деревня стабильнее города. Как в хорошем смысле – традициями, ритуалами, помощью, так и в плохом. Например, верой во всякое паранормальное.
Как сейчас помню, в детстве набегаемся, соберемся вокруг бабушек на травке, мы в куклы играем – они байки травят, поучительные. Мол, в лесу, что на окраине деревни, леший живет, и всех, кто к нему без спроса и пригляда сунется, к себе забирает. А в реке, в самой середине, русалки самых смелых, рискнувших по лиману вплавь свои силы попробовать, на дно утаскивают. У нас даже малышня понимала, к чему подобные беседы, но слушали мы их охотно.
Были и байки про ребят постарше. Там мораль серьезнее выводилась, что верными надо быть, сильными, семью поддерживать. Тоже слушалось, хоть и с меньшим энтузиазмом. Как-то нас не сильно интересовало, кого Бог или Дьявол за походы к чужой жене наказал и чьи рога по итогу длиннее оказались.
Но некоторые истории в канву воспитания никак не вписывались. Например, про мельницу.
Мельница у нас была особенная – водяная. Обычно-то везде ветряные ставили, они и сами больше, и пользы больше приносят. А у нас вот водяную смастерили, благо, речка в наших краях позволяла. Течение в том месте, за мостиком, сильное, брызги от воды ледяные, до стука зубов промораживают, и колесо крутится быстро-быстро. Мы в детстве с мостика за ней наблюдать очень любили, что-то такое нам виделось в этом вечном движении колеса.
А бабушкам почему-то не нравилось, что мы на мельницу ходим. Ну, мы так считали, что не нравилось. Потому что в байках вечерних часто про мельницу нам рассказывали, но истории эти… Другими были. Непохожими на остальные.
Говорили бабушки, что на мельнице нечисть живет, что огоньками зовется. Опасные то огоньки – кто в темноте их увидит и поверит, что это свет от домов, тот непременно утопнет. Речка в том месте быстрая, опасная, вроде и мелкая, что дно видно, а каменистая. С мостика свалишься - и по камням протащит прямо к колесу мельничному. Кричи – не кричи, не поможет никто.
Говорили, что огоньки те – духи злые, что на мельнице живут. Днем они колесо крутят, а по ночам жертв ищут. Если буйный да пьяный, или с недугом каким, или без сил совсем – лучше мельницу стороной обходить после наступления сумерек. Огонькам тем того и надо, что путников с дороги сбивать. Кружатся они, завлекают, разум у человека отнимают до потери себя. Спастись можно только случайно, если повезет, и на другого кого огоньки переключатся.
Страшная выходила сказка, без морали, как обычно. В детстве мы жутко боялись этих огоньков, и впервые на собственной детской памяти предпочитали на мельницу после захода солнца действительно не ходить. Вот лешего мы не боялись, специально даже гостинцы ему на опушку носили, и русалок ловить пытались, а с огоньками ни-ни. Страшно.
Тем более, что люди и правда порой тонули в том месте, по невнимательности ли, или по другой какой причине. Но свой урожай в пару человек за год огоньки получали регулярно.
Потом мы выросли, и огоньки из бабкиных сказок в наших головах превратились в типичную деревенскую страшилку. Самое любопытное, что, став старше, мы тем мостиком, что около мельницы пользовались регулярно и днем, и ночью. И никаких огоньков не видели, хотя нет-нет, да и подкалывали друг друга, что, мол, смотри – огоньки утащат.
Даже для утопленников оправдание нашлось: мостик шаткий, бревенчатый, без перил, речка быстрая, опасная… Если кому, не зная местности, в темноте в голову придет там путь срезать, никаких огоньков ему не понадобится, чтобы утонуть, особенно пьяному или больному.
Один только случай мне никак покоя не дает. Я правда уверена, что не огоньки тому причиной были, но…
В общем, я тогда беременная была, как говорится, на сносях, когда вот-вот, последние недели до роддома. Жила в деревне – как раз лето было, самый сезон - гуляла, молоко парное пила и медом липовым заедала. Ну, и на реку ходила, как без этого. По летней жаре ноги помочить – самое оно, и отеки сходят, и жить как-то веселее. За малыша не боялась: у нас цивилизация рядом, в любой момент скорую можно вызвать, плюс соседи присматривали, муж, хоть и в городе работал, а вечерами как штык дома, за мной следил-ухаживал.
Никаких особых проблем до этого периода мне моя беременность не доставляла, никаких странных причуд, ничего такого. А тут вдруг как перемкнуло – хочу всю ночь сидеть на лавочке и воздухом дышать. Мне тогда казалось, что этот вот ночной воздух – самое вкусное, что есть в мире. Ну, все не гудрон жевать, как одна из моих подруг мечтала, и не мел прямо из горы облизывать, как другая. Сижу, дышу, никого не трогаю.
А в один момент как-то скучно сидеть стало. Думаю, «Кого высиживаю? Пойду хоть пройдусь, ноги разомну…» и пошла, никого не предупредив.
Шагаю, воздух нюхаю, надышаться не могу, ноги сами к старой мельнице привели. К тому времени не работала уже мельница, развалилась почти, а колесо знай себе крутится. Так я на мостике и застыла, то на колесо глядя, то на лунные блики по барашкам волн в воде.
Приглядываюсь и вижу… странное. Огоньки какие-то. Мелкие такие, как светлячки. Вокруг колеса крутятся, лихо так, вжик-вжик… Почему-то истории бабкины из головы сами вылетели, вообще все из нее, дурной, вылетело, и страха не было. Только казалось важным смотреть на те огоньки не отрываясь, как будто важное что-то там происходило.
А проказники эти, как назло, прятаться начали за колесом. Вроде подплывут ближе, только их разглядеть успеваю, а они рраз и за колесо спрячутся. Верите, я даже подумать ни о чем толком не успевала, только одно знала – надо понять, что это и куда оно прячется, разглядеть как можно лучше. Как зачарованная была. Уже и ногу над краем мостика занесла…
А тут сосед-выпивоха, неизвестно откуда взявшийся, как заорет «Дура! Куда лезешь!», и с меня весь дурман разом сошел. Тогда и страх навалился, дошло, что я чуть было не сотворила! В последний момент меня сосед спас – сама, своими ногами дурными, чуть до беды дело не довела!
Ну, сосед меня в охапку и потащил подальше, домой, к мужу. Потом рассказал: «Лежу», говорит, «под кустом, речку слушаю, а тут эта дурища идет. Ну, думаю, кто его знает, какие у баб беременных причуды, наверно, надо ей по ночам шастать. Отвернулся уже, а она на мостик наш шагает. Постояла, постояла, а потом с такой блаженной улыбочкой вниз сигать навострилась. Ну, тут я уже не выдержал и заорал».
Долго мы его потом благодарили, за спасение сразу двух жизней. А сосед отмахивался, «Что я, огоньков тех хитрых не знаю? Манят они, манят, воли лишают, да токма старого Петровича такими фокусами не проймешь. Старый Петрович в жизни и хуже видал».
Такие вот огоньки… А я и не знаю. С одной стороны, своими глазами видела, а с другой… Мне лично кажется, что я просто не в себе была из-за беременности. В таком состоянии что угодно может привидеться – и блики на воде с огоньками мистическими перепутаешь. Или нет… Не знаю. Но на старую мельницу я больше не хожу, и дочке своей запрещаю, сказку бабкину про огоньки рассказываю.
Отблагодарить автора и поддержать канал: 2202 2032 1606 5799, сбербанк. Игра по словам проходит на Бусти: https://boosty.to/cheschnight