Продолжаю рассказ о приобретённом в подарок чайном наборе из двух пирожковых, одной десертной тарелок и чайной пары. В первой рассказала историю десертной тарелки.
Содержание
- Маркировка
- Характеристика
- Сюжет
3.1 Храмы в сюжете
3.2 Гейши в сюжете - Литофания с гейшей - знак качества и подлинности
- Статьи из серии
- Использованная литература
1. Маркировка
На дне чашки и блюдца расположено красное подглазурные клеймо. Иероглифы, которые надо читать сверху вниз 日 本 читается как «Nippon», что означает: Япония.
Согласно мнению исследователя японского фарфора Яна-Эрика Нильссона из швейцарского Гётеборга (один из авторитетных сайтов для коллекционеров старинного китайского и японского фарфора) клеймо 日 本 - Nippon - Япония (с контуром и без контура) ставилось на большинство экспортируемых в США японских товаров примерно с 1890 года до начала 1922 года. С 1922 года вместо 日 本 стали использовать использоваться слово «Japan».
2. Характеристика чайной пары
Серия: Гейши.
Сюжет: бытовая сцена "Гейши у храма".
Рисунок: печать рисунка трафаретная с ручной надглазурной росписью. Рисунок выполнен на белом фоне и покрывает всю поверхность тарелки и чашки.
Размер чашки: диаметр 5,5 см, высота 8,5 см.
Размер блюдца: диаметр 13 см, высота 1,6 см.
Материал: костяной фарфор, "яичная скорлупа".
Нанесение рисунка: трафаретный с ручной надглазурной росписью. Из-за этого поверхность слегка шероховатая.
Литофания: отсутствует.
Время: период с 1890 по 1922 годы.
Если посмотреть на просвет, то стенки чашки просвечиваются. Можно рассмотреть фрагменты росписи и клеймо. Этот эффект достигается за счет того, что стенки очень тонкие.
3. Сюжет
На чайной паре бытовая сцена: две фигуры - взрослой гейши и ребёнка, они подошли к саду за которым видим несколько зданий храмов.
3.1 Храмы в сюжете
Ближе к гейшам находится синтоистский храм, поскольку состоит из тории (входных ворот) и нескольких невысоких зданий с наклонными крышами и характерными элементами на крышах.
За синтоистский храмом видна пагода - буддийский храм, состоящий из 4 видимых нам ярусов и высокого шпиля.
В Японии две основные религии: синтоизм и буддизм.
Поэтому на японском фарфоре можно встретить буддийские и синтоистские храмы - пагоды.
Синтоизм традиционная религия Японии. Буддизм - более новая религия и был период попыток вытеснения синтоизма. Реванш синтоизма состоялся в 1886 году, когда синтоизм был объявлен единственной и обязательной государственной религией японского государства. В 1947 году с принятием новой японской конституции синтоизм потерял этот статус.
Сейчас большинство японцев причисляет себя сразу к двум религиям - синтоизм и буддизм. Это явление называют религиозный синкретизм.
Синтоистский храм
Синтоистский храм легко отличить - он имеет входные ворота. Эти храмы располагались близко к горам. В литературе можно встретить упоминания исследователей, что первые храмы были переносными.
По сей день сохранилась традиция приходить в храм и благодарить за урожай.
Синтоистский храм состоит из трёх частей:
- Тории (входные ворота). Их легко определить по форме в виде буквы П. Первые упоминания о ториях относятся к X веку. Основа конструкции — два вертикальных столба, соединённых двумя горизонтальными перекладинами. Существуют два основных стиля: симмэй-тории имеют простые столбы и прямые перекладины; мёдзин-тории — столбы на каменном основании и двойную изогнутую верхнюю перекладину. Тории являются как символом синтоизма, так и Японии в целом.
- Хондэн (главное здание). Священнослужители посещают это здание для проведения специальных ритуалов. Оно представлено в виде небольшого здания на возвышении. Не все храмы имеют хондэн. Храмы, которые посвящены горному божеству, могут быть выполнены без хондена.
- Здание для молитвы. Место для молитвы прихожан.
Здания синтоистских храмов в Японии часто имеют архитектурный стиль "Нагарэ". Этот стиль отличает высокий шпиль, наклонная крыша, вертикальные столбы и горизонтальные балки.
Территория храма как правило имеет красиво оформленные сады и каменные лестницы.
Подробнее о синтоистских храмах и самых известных в статье.
Буддийский храм - пагода
Буддийские храмы имеют в основном кровлю сложной геометрической формы с наклоном и высоким шпилем.
Пагода - это многоярусная башня-храм. Ярусов может быть 2 и больше. Пятиярусная пагода отождествляет японское представление о мироздании. Первый ярус символизирует землю. Второй ярус – это вода. Третий – свет и солнце. Четвёртый – ветер. Пятый – небо. Все ярусы вместе – космос, мир.
3.2 Гейши в сюжете
Название Ге́йша (яп. 芸者) состоит из двух иероглифов: «искусство» и «человек», таким образом означая «человек искусства».
На чайной паре мы видим двух гейш - взрослую и ребёнка.
Это скорее всего старшая гейша и её ученица - девочка.
В сюжете на тарелке "Три гейши в саду глициний с чайными домиками на заднем плане" изображены три гейши разных возрастов. Можно предположить, что это старшая гейша, её "младшая сестра" и ученица. Две более молодые гейши в похожих кимоно.
О гейшах
Гейши владеют различными японскими искусствами, такими как классическая музыка, танцы и игры. Они являются знаковой частью японской культуры. Возникнув в 18 веке, традиция гейш процветала в Киото и Токио, где этих женщин почитали за их изящество, красоту и художественные таланты. К 1920-м годам гейши стали ещё и послами культуры, сохранив богатое наследие Японии.
Гейша выступает хозяйкой банкета, которые проводится сейчас в чайных домах, отелях японского типа и традиционных японских ресторанах. Такой банкет в традиционном стиле носит название о-дзасики (яп. お座敷?, дословно «комната с татами»). Гейша должна направлять беседу и способствовать весёлому времяпрепровождению своих гостей, но сохраняя при этом своё достоинство.
Важными профессиональными качествами гейши являются умение заинтересовать клиентов, позволяя им расслабиться, забыв о работе, а также навык хранить тайны клиентов.
Обучение гейш
Раньше будущие гейши в раннем возрасте поступали на обучение к опытным гейшам. С этого момента жизнь маленьких девочек, будущих гейш, проходила в домах гейш — окия (яп. 置屋). Часто их продавали бедные семьи.
Всё своё детство они вынуждены были работать сначала служанками, затем и ассистентками более старших гейш в доме, которые обучали этих девочек азам будущей профессии и в дальнейшем помогали получать образование.
В Японии подобная традиция имеет древние корни: ученик живёт в доме у своего учителя искусств, занимаясь сначала домашней работой, ассистируя ему и становясь в итоге мастером своего ремесла.
За время обучения девушка должна научиться играть на японской лютне — сямисэне, на флейте «фуэ» и на барабане «цудзуми». Овладеть традиционными видами пения и танца. В совершенстве овладеть искусством ведения чайной церемонии и составления цветочных композиций (икэбаной). Овладеть поэзией, каллиграфией, живописью. А также иметь широкие познания в самых разных областях наук, знать современные мировые новости.
Обучаясь, будущая гейша регистрируется в кэмбане. Благодаря этому складываются отношения с чайными домами.
Гейша учится всю свою профессиональную жизнь. Это требуется для того, чтобы поддерживать с клиентами разговоры на любые темы.
Нередко гейши имели так называемую "младшую сестру" и девочками-ученицами занимались в основном они.
Сейчас в Японии введено обязательное среднее образование, поэтому девочка не может стать ученицей гейши, пока не получит школьный аттестат в 15 лет. На некоторых территориях ученицами гейши разрешено становиться с 18 лет.
4. Литофания с гейшей - знак качества и подлинности
Фарфор с литофанией делали в Японии с 18 века. Во многих источниках говорится, что в 1950 году такую посуду перестали производить.
Литофания (с др.-греч. «lithоs» — камень, «рhаinеin» — освещать) — это искусство подсвечивания рельефных узоров, выполненных на полупрозрачном просвечивающемся материале, например тонком костяном фарфоре.
Такой рисунок виден только на просвет как слайд фотоплёнки. Изображение получается вроде чёрно-белой фотографии.
Литофания - это картина, рисунок, созданный путем изменения на пластинке материала. Если смотреть на часть изделия, где создана литофания, сквозь неё на свет, то нам кажется, что видим одноцветную картинку, представляющую собой надлежащую градацию светлых и теневых мест — градацию, которая получается от большей или меньшей толщины массы материала в различных частях пластинки. Из-за разной толщины фарфора свет проходит неравномерно. Более тонкие места подсвечены ярче, а толстые, соответственно, тусклее.
Метод был изобретён во Франции в XIX-м веке. При изготовлении литофании делается металлическая или фарфоровая (обожженная) форма, в которой изображение исполнено умеренно рельефно; по этой форме оттискивается пластинка, воспринимающая то же изображение, но уже в впалом виде, и затем она обжигается в муфеле. Все искусство художника, изготовляющего литофанию, состоит в умении во время изготовления формы тщательно соразмерить выпуклости на ней. Места, которые должны быть в оттиске с нее наиболее прозрачными, должны достаточно выпирать, а те, которые должны быть менее прозрачными или совершенно непрозрачными, — достаточно впалыми.
Мода на фарфоровые изделия с литофанией началась во время оккупации Японии американцами. Для солдат оккупационной армии чашечка с литофанией на донце в виде лица гейши была чем-то вроде фокуса, сюрприза. Каждый солдат старался увезти домой чайную или кофейную пару, а то и сервизы с гейшами в качестве подарков для своих жён - поэтому большинство литофаний сейчас сосредоточено в США. На некоторых изделиях этого периода стоит клеймо "Сделано в оккупированной Японии". Также много фарфора с гейшами производилось на экспорт в Европу. Из-за спроса японские фарфоровые мануфактуры наращивали производство таких товаров в сороковые годы XX века.
Скорее всего гейшами изображались жены художников. Всего существует более 30 видов изображаемых гейш. Одни более распространены, другие необычайно редки. Самая полная (из найденных) коллекцию гейш на сайте.
Все изображения гейш - литофаний автором сайта систематизированы по частоте встречаемости: чаще всего, не так часто, очень редкая, редкие парные, обнажённые, уникальная.
За обнажёнными гейшами и раньше и сейчас идёт настоящая охота, поэтому они самые дорогие.
На e-bay продаются чайные пары и сервизы в основном с такими чаще всего встречающимися гейшами (из того, что удалось найти).
Парные гейши. В описаниях найдены только два варианта.
Уникальная гейша - единственный экземпляр, который хранится у китайского правительства. Это "Outline Geisha" - гейша, изображенная контуром.