История изучения японского фарфора началась банально. Решила приобрести в подарок чайный набор из двух пирожковых, одной десертной тарелок и чайной пары.
Привычка изучать историю вещей, привела к тому, что это разные по времени изготовления предметы. Объединяет их то, что произведены они или на мануфактуре Кутани, или в стиле Кутани.
Эта статья посвящена одной тарелке. Об остальных и о мануфактуре в других статьях.
Содержание
- Маркировка
- Особенности маркировки экспортного фарфора
- Особенности экспорта японского фарфора в США
- Характеристика тарелки
- Сюжет
- О Кутани
- Статьи из серии
- Использованная литература
1. Маркировка
На обратной стороне тарелки стоит красное подглазурное клеймо.
Первое на что нужно обратить внимание, это:
- восходящее солнце
- иероглиф 日, вернее его расположение справа
Если иероглиф 日 расположен справа, то это довоенное изделие. Если слева, то послевоенное.
Что же написано? На японском сайте, где продаётся винтаж, встретила такой описание: «Японское блюдо, изготовленное под знаком восхода солнца» (ссылка).
Период
На сайте представлены клейма разных периодов и перевод того, что написано на клеймах.
- два горизонтальных иероглифа: 本 日 - Nippon, что означает Япония
- два вертикальных иероглифа: 特 製 - Toku sei / «Japan Special Make» / «Специально сделано в Японии».
Всё вместе следует читать: "Япония, особое производство"
Автор пишет, что чудя по всему, эти знаки относятся к периоду «Ранней Сёва» - до 1945 года. Именно такое клеймо как на данной тарелке можно отнести к периоду 1930-е годы.
Сёва (яп. 昭和 — «Просвещённый мир») — девиз правления императора Хирохито в период с 25 декабря 1926 года по 7 января 1989 года.
2. Маркировка экспортного фарфора «Nippon»
До 1891 года товары либо вообще не маркировались, либо маркировались японскими иероглифами.
Примерно с 1891 года по 1921 год на клеймах товаров, предназначенных на экспорт, стали ставить слово 本 日 - «Nippon» означает «Япония».
Такая маркировка встречается на большинстве японских товаров.
В США 1891 году был принят Закон Мак-Кинли о тарифах, требующий, чтобы импортируемые в страну товары, маркировались на английском языке с указанием страны происхождения. Название «Nippon» было выбрано для товаров, поступающих из Японии.
Если товар предполагалось экспортировать в США, то с 1921 года в соответствии с официальным требованием к названию страны происхождения на клеймах стали указывать «Japan». Примерно после 1941 года - «Made in Japan». Изделия, помеченные JAPAN или MADE IN JAPAN, простым текстом без каких-либо фирменных знаков, в целом датируются периодом сразу после Второй мировой войны.
Однако если изделия экспортировались в Западную Европу, то и после 1921 года могли ставить на клейме надпись «Nippon».
Специалисты отмечают, что правила маркировки применялись не всегда. Иногда использовались бумажные этикетки и тому подобное.
Таким образом, хотя наличие штампа на задней стороне с надписью «Nippon» является полезным средством датировки, его отсутствие не является определяющим.
Фарфор с маркировкой «Nippon» были более востребованы, чем товары с маркировкой «Japan» или «Made in Japan» и стоили дороже.
3. Особенности экспорта японского фарфора в США
В 1924 году торговая марка, известная как «Цветок вишни», в форме пяти «М» была передана по субподряду компанией Nippon Toki Kasha (Noritake Company) независимым компаниям, производящим фарфор для экспорта на рынок США. Я собрал здесь ряд таких и похожих торговых марок, которые, вероятно, имеют отношение к торговой организации Noritake, рынку США и, возможно, датируются серединой 1920-х годов.
4. Характеристика тарелки
Серия: Гейши.
Сюжет: бытовая сцена "Гейши в саду глициний с чайными домиками на заднем плане".
Рисунок: Печать рисунка трафаретная с ручной надглазурной росписью. Живописный пейзаж красиво подчеркнут контурным узором 22-каратного золота. Рисунок выполнен на белом фоне и покрывает всю поверхность тарелки.
Размер: диаметр 18,5 см, высота 1,6 см.
Материал: фарфор.
Нанесение рисунка: трафаретный с ручной надглазурной росписью. Из-за этого поверхность тарелки слегка шероховатая.
Возраст: тридцатые годы, XX век.
Тарелки в составе сервизов
Нашла такие тарелки на e-bay, Yahoo!Japan, на болгарском сайте.
На Ярмарке мастеров встретила чайный сервиз с таким же клеймом и сюжетом.
На японском сайте Yahoo!Japan указано, что изготовлено между периодами Мэйдзи (1868-1912 годы) и Тайсё (1912-1926 годы).
5. Сюжет
На тарелке изображена бытовая сцена: три гейши в кимоно под цветущими глициниями в саду с чайными домиками на заднем плане.
В верхней трети тарелки видим кисти лиловых цветков глицинии.
Глициния китайская, или вистерия — деревянистая лиана, достигающая 20—25 метров в высоту. В естественных условиях она произрастает в горных лесах Китая и Японии на высоте 500—1800 м над уровнем моря.
Глициния - символ женственности.
6. О Кутани
Вероятно, тарелка произведена на мануфактуре Кутани. Этому будет посвящена отдельная статья. Приведу небольшую справочную информацию.
Гончарный центр в деревне Кутани (включена в состав города Яманака[англ.]) производил фарфор с XVII столетия.
Подробно о японской фарфоровой марке "Кутани" на сайте Gotheborg.com.
Отличительные особенности фарфора Кутани — эмалевая надглазурная роспись.
Основная палитра: рыже-красная, местами с позолотой, с черными, темно-синими, или серыми деталями.
Основные сюжеты: фигурки в пейзаже, гейши, деревья, цветы и птицы.