Найти тему

Три гейши в саду глициний с чайными домиками на заднем плане. Тарелка японского фарфора

Оглавление

История изучения японского фарфора началась банально. Решила приобрести в подарок чайный набор из двух пирожковых, одной десертной тарелок и чайной пары.

Привычка изучать историю вещей, привела к тому, что это разные по времени изготовления предметы. Объединяет их то, что произведены они или на мануфактуре Кутани, или в стиле Кутани.

Эта статья посвящена одной тарелке. Об остальных и о мануфактуре в других статьях.

Содержание

  1. Маркировка
  2. Особенности маркировки экспортного фарфора
  3. Особенности экспорта японского фарфора в США
  4. Характеристика тарелки
  5. Сюжет
  6. О Кутани
  7. Статьи из серии
  8. Использованная литература

1. Маркировка

На обратной стороне тарелки стоит красное подглазурное клеймо.

Первое на что нужно обратить внимание, это:

  • восходящее солнце
  • иероглиф 日, вернее его расположение справа

Если иероглиф 日 расположен справа, то это довоенное изделие. Если слева, то послевоенное.

Японское блюдо, изготовленное под знаком восхода солнца
Японское блюдо, изготовленное под знаком восхода солнца

Что же написано? На японском сайте, где продаётся винтаж, встретила такой описание: «Японское блюдо, изготовленное под знаком восхода солнца» (ссылка).

Период

На сайте представлены клейма разных периодов и перевод того, что написано на клеймах.

  • два горизонтальных иероглифа: 本 日 - Nippon, что означает Япония
  • два вертикальных иероглифа: 特 製 - Toku sei / «Japan Special Make» / «Специально сделано в Японии».

Всё вместе следует читать: "Япония, особое производство"

Автор пишет, что чудя по всему, эти знаки относятся к периоду «Ранней Сёва» - до 1945 года. Именно такое клеймо как на данной тарелке можно отнести к периоду 1930-е годы.

Сёва (яп. 昭和 — «Просвещённый мир») — девиз правления императора Хирохито в период с 25 декабря 1926 года по 7 января 1989 года.

2. Маркировка экспортного фарфора «Nippon»

До 1891 года товары либо вообще не маркировались, либо маркировались японскими иероглифами.

Примерно с 1891 года по 1921 год на клеймах товаров, предназначенных на экспорт, стали ставить слово 本 日 - «Nippon» означает «Япония».
Такая маркировка встречается на большинстве японских товаров.

В США 1891 году был принят Закон Мак-Кинли о тарифах, требующий, чтобы импортируемые в страну товары, маркировались на английском языке с указанием страны происхождения. Название «Nippon» было выбрано для товаров, поступающих из Японии.

Если товар предполагалось экспортировать в США, то с 1921 года в соответствии с официальным требованием к названию страны происхождения на клеймах стали указывать «Japan». Примерно после 1941 года - «Made in Japan». Изделия, помеченные JAPAN или MADE IN JAPAN, простым текстом без каких-либо фирменных знаков, в целом датируются периодом сразу после Второй мировой войны.

Однако если изделия экспортировались в Западную Европу, то и после 1921 года могли ставить на клейме надпись «Nippon».

Специалисты отмечают, что правила маркировки применялись не всегда. Иногда использовались бумажные этикетки и тому подобное.

Таким образом, хотя наличие штампа на задней стороне с надписью «Nippon» является полезным средством датировки, его отсутствие не является определяющим.

Фарфор с маркировкой «Nippon» были более востребованы, чем товары с маркировкой «Japan» или «Made in Japan» и стоили дороже.

3. Особенности экспорта японского фарфора в США

В 1924 году торговая марка, известная как «Цветок вишни», в форме пяти «М» была передана по субподряду компанией Nippon Toki Kasha (Noritake Company) независимым компаниям, производящим фарфор для экспорта на рынок США. Я собрал здесь ряд таких и похожих торговых марок, которые, вероятно, имеют отношение к торговой организации Noritake, рынку США и, возможно, датируются серединой 1920-х годов.

4. Характеристика тарелки

Серия: Гейши.
Сюжет: бытовая сцена "Гейши в саду глициний с чайными домиками на заднем плане".
Рисунок:
Печать рисунка трафаретная с ручной надглазурной росписью. Живописный пейзаж красиво подчеркнут контурным узором 22-каратного золота. Рисунок выполнен на белом фоне и покрывает всю поверхность тарелки.
Размер: диаметр 18,5 см, высота 1,6 см.
Материал: фарфор.
Нанесение рисунка: трафаретный с ручной надглазурной росписью. Из-за этого поверхность тарелки слегка шероховатая.
Возраст: тридцатые годы, XX век.

Тарелки в составе сервизов

Нашла такие тарелки на e-bay, Yahoo!Japan, на болгарском сайте.
На
Ярмарке мастеров встретила чайный сервиз с таким же клеймом и сюжетом.

На японском сайте Yahoo!Japan указано, что изготовлено между периодами Мэйдзи (1868-1912 годы) и Тайсё (1912-1926 годы).

5. Сюжет

На тарелке изображена бытовая сцена: три гейши в кимоно под цветущими глициниями в саду с чайными домиками на заднем плане.
В верхней трети тарелки видим кисти лиловых цветков глицинии.
Глициния китайская, или вистерия — деревянистая лиана, достигающая 20—25 метров в высоту. В естественных условиях она произрастает в горных лесах Китая и Японии на высоте 500—1800 м над уровнем моря.
Глициния - символ женственности.

6. О Кутани

Вероятно, тарелка произведена на мануфактуре Кутани. Этому будет посвящена отдельная статья. Приведу небольшую справочную информацию.

Гончарный центр в деревне Кутани (включена в состав города Яманака[англ.]) производил фарфор с XVII столетия.

Подробно о японской фарфоровой марке "Кутани" на сайте Gotheborg.com.

Отличительные особенности фарфора Кутани — эмалевая надглазурная роспись.

Основная палитра: рыже-красная, местами с позолотой, с черными, темно-синими, или серыми деталями.

Основные сюжеты: фигурки в пейзаже, гейши, деревья, цветы и птицы.

7. Статьи с этой серии

8. Использованная литература