Найти тему
ТыжИсторик

Кочевник – замшевые штаны

Автор: Александрийский библиотекарь

Всем привет! Пару лет назад сибирские археологи на Алтае копали могильник Курайка. Его оставило население тамошней булан-кобинской культуры, мы уже с ней знакомились, хоть и на другом памятнике. Ну, вы помните: героический воин, изрубленный саблями и лишившийся в бою головы. Которую в могиле заменил бараний череп. В нашем сегодняшнем случае в захоронении нашли только фрагменты наборного пояса – и больше ничего. Чуть позже мы еще поговорим про этот феномен. А рядом перекрытия могилы были деревянными. Зато там находились останки мужчины в весьма представительной одежде. Он тоже стоит отдельного упоминания.

Могильник Курайка
Могильник Курайка

Пока же расскажу, как появилась булан-кобинская культура. Дело в том, что кочевники Южной Сибири и ее окрестностей с конца 3-го века до нашей эры регулярно испытывали сильное влияние, точнее говоря, зависимость от мощных кочевых империй Центральной Азии: Хуннской, Сяньбийской и Жужанской. Участие в формировании полиэтничной булан-кобинской археологической культуры приняло и проникшее в этот регион новое население. Основным занятием булан-кобинцев было скотоводство в горных долинах – это же сказочный Горный Алтай! Подспорьем им были собирательство и охота. Однако нельзя сказать, что эти кочевники были дикарями: в их могильниках фиксируются следы развитой местной металлургии, деревообработки и косторезного дела.

От этой культуры до наших дней сохранились ритуальные мечта и даже наскальные изображения. Но главное – это погребальные комплексы. Одним из самых крупных числится могильник Курайка в Республике Алтай. Его открыли 30 лет назад и с тех пор изучили там более сотни объектов. Погребальный комплекс 3-4-го веков уже нашей эры занимает узкую террасу и состоит из двух блоков захоронений, удаленных друг от друга метров на 70. С чем связано такое двухчастное деление могильника – я не знаю. Большинство обнаруженных объектов представляют собой груды валунов, которые в науке именуются крепидами.

Крепида могильника курайка
Крепида могильника курайка

Разобрав эти весомые сооружения, археологи доходят до самих захоронений. Которые, кстати, удивляют разнообразием деталей. Может, для непосвященного они и не особенно важны, но для науки представляют интерес. Древние скотоводы хоронили своих усопших в деревянных рамах, срубах, колодах и в каменных ящиках. Вероятно, это отражает какие-то различия в представлениях населения о положенном ритуале – хронологические, социальные, этнические… В 2022 году, например, исследовался погребально-поминальный комплекс, где ученые обнаружили сразу четыре крепиды, заваленные единым поем камней и как бы пристроенные друг к другу. Внутри каждой ограды было по могиле. В одной находилось погребение женщины в колоде, в другой - останки мужчины в срубе из двух венцов. Еще в одном погребении лежали останки ребенка, захороненного в колоде. Исследователи полагают, что девочки, но почему они так решили – сказать сложно. Комплекс вещей я не видел, а по костям до определенного возраста пол подростка назвать невозможно. И последний раскопанный на том участке объект содержал два детских захоронения без каких-либо специальных конструкций, просто в яме. То есть, даже по этим могилам понятно, что процедура захоронения заметно отличалась. На другом конце могильника алтайские археологи копали объекты, которые, по их мнению, были ритуальными, ибо не содержали человеческих останков. Там были расчищены три каменных сооружения, в двух из которых не было вообще ничего.

Захоронения из могильника Курайка
Захоронения из могильника Курайка

Зато четвертый объект порадовал исследователей. Там обнаружили горизонтально уложенную каменную плиту. Под ней лежали еще две плиты, а уже под ними - плоские валуны, которые перекрывали вход в некий каменный ящик. А уже внутри него иголка с кощеевой смертью! на полуметровой глубине покоились железные детали наборного пояса. И больше ничего. Нынешние возможности археологии позволяют «в домашних условиях» лаборатории узнать больше, чем непосредственно в поле. Поэтому весь объект был вырезан монолитом и отправлен для внимательного разбора в помещении. Это, например, помогло понять по мельчайшим остаткам органики, что при захоронении пояс обмотали вокруг какого-то объекта. Ученые думают, что вокруг своеобразной куклы. Значит, смекнули исследователи, это был кенотаф. То есть, сам воин погиб где-то в далеком походе. А на родине герою воздвигли бюст соорудили мемориальное захоронение. И положили туда пояс.

Реконструкция  того самого пояса
Реконструкция того самого пояса

Это сейчас для нас ремень и ремень. Хочешь – черной тусклой кожи, хочешь – глянец любых оттенков, а хочешь – вообще текстиль. А в кочевых обществах пояс всегда был важным элементом костюма, который, например, подчеркивал статус своего хозяина. Такая традиция сохранилась с глубокой древности до позднего средневековья и даже перешла к соседним оседлым народам. Ну, а некая «кукла» в том булан-кобинском кенотафе, вероятно, должна была символизировать самого воителя.

В той же группе изучили еще одну крепиду, которая в своем заполнении на полутораметровой глубине скрывала деревянное перекрытие из нетолстых бревен. Они накрывали сруб высотой в два венца. При его расчистке археологи отметили какие-то деревянные детали, которые позволили им предположить, что над домовиной было еще одно перекрытие. И даже, вероятно, из ткани. Она, к сожалению, не сохранилась. Но и внутри могилы тоже было интересно. В ней вытянуто на спине был похоронен мужчина. Возле его головы в древности поставили деревянное блюдо - видимо, с заупокойной пищей. А в районе подбородка лежала бусина. Но не простая, а золотая изготовленная из раковины моллюска, который обитает в Индийском океане. Представьте сложность и протяженность тех торговых путей! И это без всяких грузовых авиалиний и трансокеанских контейнеровозов. Но и это не самое интересное. Почти две тысячи лет назад покойника для его последней перекочевки одели в рубаху из тончайшего китайского шелка и штаны из качественно выделанной замши светло-желтого цвета.

Погребение человека в китайских шелках и кожаных штанах
Погребение человека в китайских шелках и кожаных штанах

Этакий алтайский Рагнар Лодброк. Все это сохранилось в небольших фрагментах. А на ногах были мягкие кожаные сапоги неплохой сохранности. В отчете они названы чулками – видимо, вещь была не только дорогая, но и не предназначенная для повседневной носки. Такие вот сегодня тайны из-под камней.

А пока экспедиции продолжаются, читайте по теме!

И не забывайте про телеграм-канал.