Автор: Александрийский библиотекарь
Всем привет!
Медальон с ликом Спасителя, конский скелет, золотая гривна, дорогое оружие, украшения и обыкновенный серп – все в одной могиле. Есть в средневековой археологии восточноевропейской степи загадочное захоронение, которое до сих пор вызывает споры. Началась эта история в конце позапрошлого века, в 1894 году. Некий житель деревни Таганча Каневской волости под Киевом как-то по утру решил, что древний курган очень мешает ему пахать. Что делать? Правильно, срыть его ко всем свиньям – и дело с концом. И когда насыпь была практически снесена, крестьянин наткнулся на деревянный ящик, кости коня и битую керамику. По простоте душевной копатель решил, что в ящике клад. Ну, в каком-то смысле, так и оказалось. Правда, клад для науки.
А так-то внутри лежал скелет. На шее была золотая гривна, в руках скипетр. Рядом были сабля в посеребренных ножнах, шлем, кольчуга, серебряные пуговицы и сломанная серебряная застежка, золоченный медальон с изображением Христа и серебряная чаша, а также серебряные бляхи от щита, золотые бляхи от налучья, медный кистень и вещи из железа: стремена, удила, упомянутый в начале серп.
Поняв, что таить такую находку нет никакого смысла, крестьянин сообщил местным властям, а те позвали археологов. Как раз российская наука о древностях переживала подъем. Но тут ученые мужи были поставлены в тупик. Лик Христа явно указывал на то, что воин был крещен. Причем, драгоценные вещи были сделаны в Византии, а находившийся тут же церковный сосуд из серебра с позолотой имел чеканку, которая вообще характерна для Лотарингии 11-12-го веков. При этом скелет коня в могиле буквально кричал, что перед нами кочевник, да еще и язычник. В общем, было о чем подумать. Первым подал голос киевский археолог Иосиф Адамович Хойновский: это, дескать, князь полян, похороненный в 8-м или первой половине 9-го века. Потом артефакты разглядывала польская археолог Сарновская (имени не знаю). По ее мнению, это были останки киевского князя Ярополка Святославича, умершего в конце 10-го столетия. Впрочем, Сарновская как-то забыла, что еще в 1044 году кости Ярополка выкопал его племянник, Ярослав Мудрый. Он крестил покойного дядю – и это позволило перезахоронить его в Десятинной церкви рядом с братом и отцом, князем Владимиром. Но мы отвлеклись. Измерения черепа из кургана показали, что принадлежит он европеоиду, да еще скандинавского типа. Так решили, оценив долихоцефалию - удлиненность головы. Рюрикович и есть! Больше того, в строении черепа увидели некие «признаки средиземноморского типа». Стало быть, тем более Рюрикович – с примесью крови ромейских василевсов! Но вот обряд захоронения… Не лезли явные языческие признаки в идею, что это русский князь. Тогда выдвинули новую версию: это половец или кипчак. Скандинавский череп со средиземноморскими признаками в эту концепцию не помещался, поэтому его проигнорировали. Зато изучили шарообразную булаву на очень длинной рукояти. Такие скипетры были известны по богатым золотоордынским погребениям. Значит, воин был половецким ханом на службе у Орды и жил в 13-14-м веках.
Кстати, в этот раз за скобками оставили еще и щит. Половцы ими не пользовались, поэтому чего про него много думать. Вычеркиваем из описания, да и все. Христианский медальон в этом раскладе становился всего лишь трофеем. Историк оружия и военного дела Всеволод Викторович Арендт полагал, что загадочный покойник из Таганчи – скандинав, викинг. Дескать, и кольчуга про то же. Впрочем, она была свернута при укладывании в могилу, и точно определить, какой мастер ее делал, невозможно. Во второй половине прошлого века захоронением заинтересовалась одна из крупнейших специалистов по средневековым кочевникам, Светлана Александровна Плетнева. Но и у нее все вышло сложно. Она предположила, что погребенный был кошевым, то есть, предводителем отряда бродников. Это были такие вольные люди, жившие по Дону и промышлявшие всяким, не всегда законным. Только вот среди них вряд ли были половцы. А ведь исследователи практически не сомневаются, что курган насыпали именно эти кочевники. Тогда Светлана Александровна выдвинула другую идею. Вспомнив про череп, она все-таки посчитала покойного русским князем. Булава-скипетр, по мнению Плетневой, как символ власти, только подтверждала гипотезу. Исследовательница даже рискнула назвать имя захороненного - Ростислав Рюрикович. Впрочем, прямых доказательств этого нет, поэтому от сомнений коллег Плетнева прикрылась предположением, что могила могла принадлежать не только Ростиславу, но и
такому же лихому князю, взявшему на себя трудные обязанности «промежуточного вассала» киевского князя в его взаимоотношениях с черноклобуцкими аристократами и воинами.
Как раз в 1190-е годы Ростислав Рюрикович поселился в городке Торческе и стал князем «черных клобуков», осевших на землю кочевников на русской службе. Эта версия уже была куда более гладкой и хоть как-то учитывала все особенности захоронения. Матерью Ростислава была половчанка, дочь хана Беглюка.
Поэтому для «черных клобуков» он был своим. Смесь же христианского и языческого погребального обряда Плетнева объяснила тем, что до самого 13-го века на окраинах Древней Руси действовали языческие святилища. Стало быть, такое двоеверие покойника не должно удивлять, решила археолог.
Датировать захоронение помог шлем. Он долго ждал своего часа – расчистить его для исследования удалось только полвека назад. На шлеме видны золотые линии, розетки в кольцах и даже остатки арабских букв. Правда, прочитать их невозможно из-за ветхости надписи. Ученые считают, что подобная форма шлема была популярна в золотоордынский период. То есть, не раньше середины 13-го века. К шлему был приложен кольчужный капюшон. У Чингизидов он получил признание после похода в Западную Европу. Вероятно, шлем сделали по монгольскому заказу мусульманские мастера из Ирана, Восточной Анатолии или Сирии.
Что захоронение относится к эпохе Золотой Орды, говорит еще сабля: ее хвостовик с двумя отверстиями для крепления черена имеет характерный для того времени бортик. Ножны были обложены серебряным листом. И не имели приспособлений для подвески - еще одна загадка Таганчи. Считается, что эти ножны были специально сделаны для погребения. Возможно, взамен потерянных или поломанных.
В общем, сейчас в ходу такая версия. Под курганом в Таганче похоронен никакой не Рюрикович - а куда денем длинный череп? - а половецкий хан Ульдамур. В письменных памятниках он перестал упоминаться после 1280 года. Так это или нет, сие науке точно неизвестно. Но захоронение остается одним из самых ярких и богатых для кочевников средневековой Восточной Европы. Пожалуй, наравне с Чингульским курганом в Запорожской области, где раскопали роскошную могилу половецкого хана второй половины 13-го века.
Буду рад любой копеечке на развитие археологии :) 2200 2402 9853 4419
Читать по теме: Древнерусское Семилукское городище
Не забывайте про телеграм-канал!