Найти тему
Историк-любитель

Танки России, часть 18. Лёгкий танк Т-70

Танк Т-70 сыграл важную роль в истории советского танкостроения и военной техники во время Второй мировой войны. Введение этого танка стало ответом на изменяющиеся требования войны и позволило Красной Армии успешно противостоять более современным танкам противника. В этой статье мы рассмотрим историю создания, конструктивные особенности и боевое применение Т-70, а также его влияние на исход войны.

Лёгкий танк Т-70 собственной персоной. Изображение в свободном доступе.
Лёгкий танк Т-70 собственной персоной. Изображение в свободном доступе.

История создания

В сентябре 1941 года РККА приняла на вооружение лёгкий танк Т-60, разработанный Н. А. Астровым. Серийное производство этого танка началось на нескольких заводах, включая Горьковский автомобильный завод (ГАЗ). Хотя ГАЗ до этого не занимался танкостроением, его мощности позволяли производить более мощные машины. Для организации производства на завод был направлен сам Астров, который сразу приступил к модернизации Т-60.

Схематический чертёж танка Т-70. Изображение в свободном доступе.
Схематический чертёж танка Т-70. Изображение в свободном доступе.

В октябре 1941 года Астров и конструкторское бюро ГАЗа начали проектировать улучшенную версию Т-60, с усиленным вооружением и более мощным двигателем. Новый танк, названный ГАЗ-70 (проект 0-70), был готов в феврале 1942 года и отправлен на испытания в Москву. Хотя танк не произвёл большого впечатления из-за слабого бронирования и одноместной башни, Астров пообещал устранить недостатки, усилив броню. 6 марта 1942 года Государственный комитет обороны принял новый танк на вооружение под индексом Т-70, а ГАЗу поручили начать его серийное производство. Вскоре к производству присоединились заводы № 37 и № 38. Т-70 оснастили сварной шестигранной башней, так как литая башня оказалась недостаточно прочной.

Конструкторы также работали над двухместной башней, но её установка утяжелила танк до 10,5—11,5 тонн, что привело к проблемам с надёжностью ходовой части. В итоге усилили детали танка и форсировали двигатель до 170 л.с. Испытания новой версии прошли успешно, но на вооружение её не приняли. Серийные Т-70 получили лишь усиленную ходовую часть и обозначение Т-70Б. Т-70 стал базой для разработки многих других машин, включая самоходно-артиллерийскую установку СУ-76, которая использовалась до конца войны, и первую советскую серийную зенитную самоходную установку ЗСУ-37.

Серийное производство

Производство лёгкого танка Т-70 включало не только ГАЗ, но и множество других предприятий Поволжского и Вятского регионов. Бронекорпуса для танка поставляли заводы в Выксе, Кулебаках и Саратове. Механические части, оптику, вооружение, электрику и контрольно-измерительные приборы обеспечивали предприятия Горького и других регионов СССР. В отличие от Т-60, новый танк требовал вдвое больше двигателей и более толстую, сложную в изготовлении броню. Изначально с производственными планами справлялся только ГАЗ, а завод № 38 в Кирове достиг нужного уровня только к июню 1942 года. Завод № 37 в Свердловске выпустил лишь 10 Т-70 и затем вернулся к производству Т-60 из-за трудностей.

Большинство Т-70 было выпущено на ГАЗе, но их количество могло быть больше, если бы не немецкие налёты на Горький перед Курской битвой. Целью этих налётов были промышленные предприятия и объекты инфраструктуры города, защищённые в основном зенитными батареями. ГАЗ и завод имени Ленина, участвующие в производстве Т-70, понесли значительные потери. ГАЗ потерял почти половину оборудования, и выпуск продукции сильно сократился, хотя производство Т-70 продолжалось непрерывно.После Курской битвы руководство решило, что РККА больше не нуждается в Т-70, и акцент сместился на производство САУ СУ-76М на его базе. В октябре 1943 года производство Т-70 было завершено, хотя танки ещё поступали в войска за счёт ранее созданных бронекорпусов.

Производственный процесс Т-70 улучшался, например, броня танка подвергалась поверхностной закалке, что увеличивало её снарядостойкость. Несмотря на распространённое мнение, модификация Т-70М не существовала, а модернизированный танк имел обозначение Т-70Б.

Всего было сдано 3142 Т-70 и 5089 Т-70Б.

Описание конструкции

Т-70 имел типичную для советских лёгких танков того времени компоновочную схему, состоящую из пяти отделений, расположенных от передней части к задней:

  • Трансмиссионное отделение
  • Отделение управления
  • Моторное отделение по правому борту середины корпуса
  • Боевое отделение по левому борту середины корпуса и в башне
  • Кормовое отделение, где размещались топливные баки и радиатор двигателя

К преимуществам компоновки Т-70 также можно отнести небольшую высоту и общую массу танка, достигнутые несмотря на использование длинного силового агрегата ГАЗ-203. Это улучшало динамические характеристики танка и устраняло необходимость в мощном специализированном двигателе. Экипаж танка состоял из двух человек — механика-водителя и командира.

Броневой корпус и башня

Броневой корпус танка Т-70 был сварен из катаных броневых плит толщиной 6, 10, 15, 25, 35 и 45 мм. В ранних версиях танка использовались гомогенные бронеплиты, а в более поздних моделях применялась поверхностная закалка, делая броню гетерогенной. Толщина брони оставалась неизменной на протяжении всего производства танка. Броневая защита была дифференцированной и противопульной. Лобовые и кормовые бронеплиты располагались под рациональными углами наклона, тогда как борта были вертикальными. Боковая часть корпуса состояла из двух бронеплит, соединённых сваркой. Для усиления этого соединения внутри корпуса устанавливалась вертикальная балка жёсткости, приклёпываемая к передней и задней бортовым частям. Некоторые бронеплиты корпуса (надмоторный и надрадиаторный листы) были съёмными для облегчения обслуживания и замены различных узлов и агрегатов.

Башня танка Т-70 с установленным вооружением. Фотография экспоната танкового музея в Кубинке. Находится в свободном доступе.
Башня танка Т-70 с установленным вооружением. Фотография экспоната танкового музея в Кубинке. Находится в свободном доступе.

Место механика-водителя находилось в передней части корпуса с небольшим смещением влево от центральной оси машины. Люк для посадки и высадки механика-водителя располагался на лобовой бронеплите и был снабжён механизмом для облегчения открывания. Однако наличие этого люка ослабляло стойкость верхней лобовой части к попаданиям снарядов. Днище танка было сварено из трёх броневых плит разной толщины, к которым для обеспечения жёсткости приваривались поперечные коробчатые балки с торсионами подвески. В передней части днища под сиденьем механика-водителя был аварийный люк-лаз. Корпус также имел несколько воздухопритоков, люков, крышек и технологических отверстий для вентиляции, слива топлива и масла, а также доступа к топливным бакам и другим узлам. Некоторые из этих отверстий были защищены броневыми крышками, заслонками и кожухами.

Восьмигранная сварная башня в форме усечённой пирамиды имела борта толщиной 35 мм, расположенные под углом 23° к вертикали для повышения стойкости. Сварные стыки граней башни дополнительно усиливались броневыми угольниками. Лобовая часть башни защищалась бронемаской толщиной 50 мм с амбразурами для установки пушки, пулемёта и прицела. Ось вращения башни не совпадала с продольной осью машины из-за установки мотора по правому борту. На крыше башни был откидной люк для посадки и высадки командира, с небольшим лючком для флажковой внешней сигнализации. Также в крышке люка устанавливался поворотный смотровой зеркальный прибор, что было новшеством для лёгких советских танков. Башня устанавливалась на шариковой опоре и фиксировалась захватами, чтобы предотвратить сваливание при сильном крене или опрокидывании танка.

Вооружение

Основным вооружением Т-70 была нарезная полуавтоматическая 45-мм танковая пушка образца 1932/38 годов (20-К). Орудие устанавливалось на цапфах справа от центра башни для удобства работы командира. Пушка 20-К имела ствол длиной 46 калибров, высота линии огня составляла 1540 мм. Дальность стрельбы прямой наводкой достигала 3600 м, а максимальная дальность — 4800 м. Вместе с пушкой был установлен 7,62-мм пулемёт ДТ-29, который мог сниматься и использоваться как пехотное оружие. Спаренная установка имела углы возвышения от -6 до +20° и круговой обстрел по горизонтали. Поворотный механизм башни зубчатого типа с ручным приводом находился слева от командира, а подъёмный механизм пушки — справа. Огонь из пушки и пулемёта велся с помощью ножных педалей: левая педаль для пулемёта, правая — для пушки.

Внутренняя часть вооружений Т-70. Изображение в свободном доступе.
Внутренняя часть вооружений Т-70. Изображение в свободном доступе.

Боекомплект пушки составлял 90 выстрелов унитарного заряжания (70 для Т-70Б). Для удобства работы командира 20 выстрелов располагались в специальном магазине, остальные — в укладке по бортам боевого отделения. При стрельбе бронебойными снарядами гильзы выбрасывались автоматически, но при использовании осколочных снарядов, из-за меньшей длины отката ствола, экстракция гильзы не происходила автоматически, и командиру приходилось открывать затвор вручную. Теоретическая скорострельность пушки составляла 7-12 выстрелов в минуту, но на практике, из-за отсутствия заряжающего и необходимости ручного открывания затвора при стрельбе осколочными снарядами, темп огня был значительно ниже и составлял 3-5 выстрелов в минуту.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Т-70 был оснащён силовым агрегатом ГАЗ-203, состоящим из двух спаренных шестицилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 с жидкостным охлаждением. Эти двигатели представляли собой дефорсированные версии автомобильного двигателя ГАЗ-11, мощность которого была уменьшена с 85 до 70 л.с. для повышения надёжности и увеличения ресурса. В результате максимальная суммарная мощность ГАЗ-203 достигала 140 л.с. при 3400 об/мин. Оба двигателя оснащались карбюраторами типа «М». Коленчатые валы двигателей соединялись муфтой с упругими втулками, а картер маховика переднего двигателя крепился к борту танка для предотвращения продольных колебаний. Системы зажигания, смазки и подачи топлива были отдельными для каждого двигателя. В системе охлаждения использовался общий водяной насос, но радиатор был двухсекционным, обслуживая каждый двигатель отдельно. Воздухоочиститель был масляно-инерционного типа.

Двигатель ГАЗ-203, он же "долговязый". Изображение в свободном доступе.
Двигатель ГАЗ-203, он же "долговязый". Изображение в свободном доступе.

Для эксплуатации в зимних условиях Т-70 оснащался предпусковым подогревателем двигателя. Цилиндрический котёл, установленный между бортом танка и двигателем, обеспечивал подогрев антифриза за счёт термосифонной циркуляции, разогреваемый наружной бензиновой паяльной лампой. Котёл подогревателя и водомасляный радиатор были частью системы охлаждения двигателя.

Запуск двигателя осуществлялся двумя параллельно соединёнными стартерами СТ-40 мощностью 1,3 л.с. В командирских танках с радиостанцией устанавливались более мощные стартеры СТ-06 мощностью 2 л.с. Также двигатель можно было завести вручную или при буксировке другим танком.

Два топливных бака общим объёмом 440 литров располагались в кормовом отделении. Запас топлива обеспечивал пробег до 360 км по шоссе, поздние модели имели запас хода 320 км, а у модификации Т-70Б с увеличенной массой до 10 тонн запас хода составлял 250 км. В качестве топлива использовался авиационный бензин марок КБ-70 или Б-70.

Танк Т-70 оснащался механической трансмиссией, в состав которой входили:

  • двухдисковый полуцентробежный главный фрикцион сухого трения «стали по феродо»;
  • четырёхступенчатая коробка передач (4 передачи вперёд и 1 назад), использованы детали от грузовика ЗИС-5;
  • карданный вал;
  • коническая главная передача;
  • два многодисковых бортовых фрикциона сухого трения «сталь по стали» и с ленточными тормозами с накладками из феродо;
  • два простых однорядных бортовых редуктора.

Все приводы управления трансмиссией — механические, механик-водитель управлял поворотом и торможением танка двумя рычагами по обе стороны своего рабочего места.

Ходовая часть Т-70 во многом повторяла конструкцию его предшественника, Т-60. Подвеска была индивидуальной торсионной без амортизаторов для каждого из пяти штампованных опорных катков малого диаметра (550 мм) с резиновыми бандажами на каждом борту. Ограничители хода балансиров подвески с резиновыми буферами, приваренные к бронекорпусу, смягчали удары. Для первого и третьего узлов подвески ограничителями служили поддерживающие катки. Ведущие колёса со съёмными зубчатыми венцами располагались спереди, а ленивцы с механизмом натяжения гусеницы находились сзади. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя малыми поддерживающими катками на каждом борту. Для предотвращения заклинивания гусеницы при движении с креном к корпусу танка приклёпывались отбойники. Гусеница состояла из 91 мелкозвенчатого трака шириной 260 мм.

Ходовая часть танка Т-70. Изображение в свободном доступе.
Ходовая часть танка Т-70. Изображение в свободном доступе.

В модификации Т-70Б ходовая часть была усилена. Ширина трака увеличилась до 300 мм, шаг трака до 111 мм, а количество траков в гусенице сократилось до 80. Для увеличенной ширины траков пришлось уширить опорные катки до 130 мм и усилить торсионы подвески, увеличив их диаметр с 34 до 36 мм. Дополнительно были усилены поддерживающие катки, тормозные ленты (ширина увеличена с 90 до 124 мм) и бортовые редукторы.

Средства связи и электрика

На линейных танках внутреннюю связь от командира к механику-водителю обеспечивали трёхцветное светосигнальное устройство и переговорное устройство ТПУ-2. Средства внешней связи на таких танках не предусматривались, кроме флажков. На командирских танках в башне устанавливались радиостанция 9Р или 12РТ и переговорное устройство ТПУ-2Ф. Танковое переговорное устройство ТПУ-2Ф обеспечивало связь между членами экипажа даже в сильно зашумленной обстановке и позволяло подключать шлемофонную гарнитуру (наушники и ларингофоны) к радиостанции для внешней связи.

Радиостанция 9Р включала передатчик, приёмник и умформеры для питания от бортовой электросети напряжением 12 В. Эта дуплексная ламповая коротковолновая радиостанция имела выходную мощность 20 Вт и работала на передачу в диапазоне частот от 4 до 5,625 МГц, а на приём — от 3,75 до 6 МГц. Различие диапазонов передатчика и приёмника объяснялось тем, что диапазон 4—5,625 МГц предназначался для связи «танк — танк», а расширенный диапазон приёмника — для связи «штаб — танк». На стоянке дальность связи в телефонном режиме достигала 15—25 км, в движении несколько снижалась. Телеграфный режим у радиостанции 9Р отсутствовал. Радиостанция 12РТ использовалась в случае нехватки 9Р и имела более широкий диапазон, а также телеграфный режим, который позволял увеличить дальность связи при передаче информации телеграфным ключом.

Электропроводка танка Т-70 была однопроводной, с использованием бронекорпуса машины в качестве второго провода. Источниками электроэнергии, работающими на напряжении 12 В (на ранних моделях — 6 В), служили генератор ГАЗ-27А с реле-регулятором РРА-44 или РРА-4574 мощностью 250 Вт и две последовательно соединённые аккумуляторные батареи 3-СТЭ-112 общей ёмкостью 112 А·ч.

С августа 1942 года на командирские танки устанавливали более мощные генераторы ГТ-500С или ДСФ-500Т мощностью 500 Вт с реле-регуляторами РРК-37-500Т или РРК-ГТ-500С. Линейные танки комплектовались унифицированным с Т-60 генератором Г-41 стандартной мощности с реле-регулятором РРА-364.

Электросистема обеспечивала работу следующих устройств:

  • Наружное и внутреннее освещение танка, включая подсветку прицельных шкал.
  • Наружный звуковой сигнал.
  • Средства связи: радиостанция и танковое переговорное устройство (или одностороннее трёхцветное светосигнальное устройство от командира к механику-водителю).
  • Электрика моторной группы: стартер СТ-40 или СТ-06, катушка зажигания, распределитель, свечи и другие элементы.

Серийные и опытные модификации танка Т-70

Лёгкий танк Т-70 был представлен в двух основных вариантах, которые не отличались вооружением, броней или двигателем, но имели значительные изменения в ходовой части.

  • Первый вариант, Т-70, был создан как лёгкий танк для поддержки пехоты, весил 9,2 тонны и имел боекомплект на 90 выстрелов.
  • Т-70Б, усовершенствованная модификация, отличалась расширенными гусеницами и опорными катками, а также усиленными торсионами подвески. Его боекомплект был сокращён до 70 выстрелов, а вес увеличился до 9,8 тонн.

Несовместимость и различия в конструкции между Т-70 и Т-70Б вызывали недовольство как среди личного состава, так и среди высшего командования, что усложняло обслуживание и ремонт этих машин.

Опытные работы на базе Т-70 включали разработку различных проектов, направленных на улучшение его боевых характеристик и функциональности. Эксперименты включали создание зенитных танков с установкой 37-мм пушки Ш-37 и 45-мм пушки ВТ-42, а также модификацию с двухместной башней для улучшения эргономики. Однако большинство этих проектов не перешли на серийное производство из-за изменения тактических требований и сложностей в адаптации новых технологий к серийным моделям танков.

Т-70 с 37-мм пушкой Ш-37 — проект КБ завода № 37 под руководством Н. А. Попова. Эта опытная машина была построена летом 1942 года и отличалась от серийного танка только устройством башни и основным вооружением. В качестве последнего предусматривалась 37-мм автоматическая пушка конструкции Б. Г. Шпитального с углами возвышения от −4 до +77°, оснащённая телескопическим прицелом для стрельбы по наземным целям и коллиматорным прицелом К-8Т для стрельбы по воздушным целям. Боекомплект орудия составлял 200 выстрелов в 10 магазинах, на походе оно стопорилось двумя стойками на лобовой бронеплите танка. Пулемёт не предусматривался, башня по сравнению со штатной была существенно расширена. Тем не менее, проведённые в декабре 1942 года испытания показали, что эргономика боевого отделения оказалась неудовлетворительной, а потому на вооружение РККА и в серийное производство данная машина не принималась.

Т-70 с 45-мм пушкой ВТ-42 — проект КБ ГАЗ и ОКБ № 172 1942—1943 гг. От базового варианта этот танк отличался только установкой новой более мощной 45-мм пушки ВТ-42 в штатной башне. Орудие ВТ-42 было разработано в ОКБ № 172 под руководством И. И. Иванова и по своей сути являлось танковым вариантом 45-мм противотанковой пушки обр. 1942 г. (М-42). От стандартной пушки 20-К ВТ-42 отличалась более длинным стволом (длина 68,6 калибра), конструкцией противооткатных устройств и горизонтальным расположением клинового затвора. В 1943 году было изготовлено два опытных образца Т-70 с пушкой ВТ-42, которые успешно выдержали испытания, но к моменту их завершения сам Т-70 был снят с производства. Поэтому было решено продолжить работы по установке пушки ВТ-42 в лёгкий танк Т-80.

Т-70 с двухместной башней — проект КБ ГАЗ под руководством Н. А. Астрова, вторая половина 1942 года. С целью улучшения эргономики и уменьшения функциональной нагрузки на командира «семидесятки» конструкция башни была переработана, чтобы разместить в ней заряжающего. Чтобы сохранить характеристики подвижности при возросшей массе, двигательная установка была форсирована. Суммарную мощность «спарки» ГАЗ-203Ф довели до 170 л. с. (125 кВт) при 3600 об/мин за счёт повышения степени сжатия и коэффициента наполнения цилиндров. Усовершенствованная «спарка» могла также устанавливаться на серийные Т-70. Опытный образец изготовили к 27 сентября 1942 года и завершили его испытания 2 октября. По их результатам конструкция была пересмотрена в сторону усиления узлов ходовой части, утолщения бортовой брони и увеличения максимального угла возвышения пушки до +65°, для чего пришлось заново изготовить башню. Получившийся прототип получил обозначение 0-80, был успешно испытан в декабре 1942 года и принят на вооружение РККА под названием Т-80. Двухместную башню рекомендовали и для оснащения Т-70, но этого так и не было сделано.

Т-70-З — проект зенитного танка КБ завода № 37 под руководством Н. А. Попова. От серийного Т-70 эта машина оснащалась переделанной башней, куда устанавливались два крупнокалиберных 12,7-мм пулемёта ДШК с углом возвышения до +85°. Вместе с аналогичным по назначению зенитным танком Т-90, Т-70-З участвовал в сравнительных испытаниях в декабре 1942 года, которые не выдержал из-за неуравновешенности качающейся части оружейной установки. Этот недостаток исключал ведение прицельного огня как по наземным, так и по воздушным целям.

Т-90 — проект зенитного танка КБ ГАЗ под руководством Н. А. Астрова, большую роль в создании машины сыграли инженеры Василевский и Маклаков. От серийного Т-70Б эта машина оснащалась переделанной башней, куда устанавливались два крупнокалиберных 12,7-мм пулемёта ДШК с углом возвышения до +85°. Предварительные испытания Т-90 прошёл с 12 по 18 ноября 1942 года, а с 5 по 12 декабря выдержал сравнительные испытания с танком Т-70-З. По сравнению с ним лучшая конструкция установки пулемётов позволила вести прицельный огонь по воздушным и наземным целям. Однако был отмечен и ряд недостатков — функциональная перегруженность командира машины, низкая скорость горизонтальной наводки и задержки пулемётов при стрельбе. При их устранении Т-90 рекомендовался к принятию на вооружение РККА, но впоследствии к этому классу машин сменились тактико-технические требования, и все работы по доводке Т-90 были прекращены.

Машины на базе Т-70

Удлинённая ходовая часть танка Т-70Б послужила базой для самоходно-артиллерийской установки непосредственной поддержки пехоты СУ-76, вооружённой широко распространённой и популярной в РККА 76-мм дивизионной пушкой ЗИС-3. Поскольку разместить габаритное боевое отделение на исходном варианте Т-70 оказалось невозможным по компоновочным соображениям, его базу удлинили с добавлением шестого опорного катка на борт. Для высвобождения места в корме машины также потребовалось перекомпоновать внутренние узлы и агрегаты (радиаторы, топливные баки).

САУ СУ-76М, построенная на базе Т-70. По ней статья будет отдельная. Изображение в свободном доступе.
САУ СУ-76М, построенная на базе Т-70. По ней статья будет отдельная. Изображение в свободном доступе.

После постройки нескольких опытных образцов, варьирующихся частными конструктивными решениями, в конце 1942 года САУ на базе танка Т-70Б была запущена в серийное производство под индексом СУ-76. В дальнейшем эта боевая машина стала совершенствоваться независимо — в начале 1943 года появилась модификация СУ-76М с устранёнными недостатками моторно-трансмиссионной группы, а в конце 1944 года — зенитная самоходная установка ЗСУ-37 на её базе. В их серийном выпуске 1944—1945 гг. широко использовались узлы и агрегаты Т-70Б, который к тому времени был уже снят с производства.

Оценка боевого применения и отзывы

Летом 1942 года лёгкий танк Т-70 впервые вступил в бой на Юго-Западном направлении. 4-й танковый корпус 21-й армии Юго-Западного фронта начал операции с 30 Т-70 из общего числа в 145 танков. Однако, после начала наступления немецких войск 28 июня, все эти танки были быстро потеряны, и к 7 июля их уже не осталось на поле боя. Эти потери подтвердили низкую боевую эффективность Т-70 против немецкой бронетехники, такой как PzKpfw III, PzKpfw IV и САУ StuG III. Танк также не обеспечивал достаточной защиты для поддержки пехоты, особенно на фоне угрозы от 75-мм противотанковых пушек Pak 40, которые могли поражать Т-70 с любой дистанции и ракурса.

Несмотря на это, Т-70 использовались в разведывательных ротах танковых бригад благодаря своим малым размерам и хорошей подвижности. Советские документы времён войны содержат примеры успешных действий Т-70, такие как выдержка из журнала боевых действий 150-й танковой бригады на Воронежском фронте в январе 1943 года.

Старший лейтенант Захарченко и механик-водитель старший сержант Кривко, отражая контратаки танков и израсходовав снаряды, со всей своей ротой Т-70 пошли на таран немецких танков. Захарченко сам лично протаранил 2 танка и взял в плен командира и начальника штаба 100-го танкового батальона особого назначения.

Та же бригада в ходе Льговской операции снова отличилась в январе 1943 года у населённого пункта Семёновский:

Капитан Дьяченко двумя Т-70 захватил 4 орудия и 32 пленных, а 8 человек орудийной прислуги уничтожил. Со своей стороны потерь не имел.

Во время Великой Отечественной Войны Т-70 играли значительную роль в боевых действиях, демонстрируя свою эффективность и уникальные тактические преимущества. Например, 28-я гвардейская танковая бригада 39-й армии использовала именованные Т-70, такие как «Варяг», «Тайфун», «Гранаты», «Рахматуллин» и другие. В ходе боев у деревни Понизовье 13—15 августа 1943 года бригада сумела уничтожить значительное количество противников и техники: до 300 человек, 6 противотанковых орудий, 4 ДЗОТа, 3 пулемёта, 1 самоходную артустановку и 2 автомобиля. Однако бригада понесла тяжёлые потери, включая 25 Т-34 и 8 Т-70.

В Курской битве лёгкие танки Т-70 составляли значительную часть советского танкового парка. Например, на 4 июля 1943 года на Центральном фронте из 1487 танков 369 были Т-70, что составляло около 22%. В схватке у Прохоровки 12 июля, где участвовали танковые корпуса и армии, Т-70 проявили себя наравне с другими типами танков, показав, что процент безвозвратных потерь у них был ниже, чем у более крупных и тяжёлых Т-34.

После окончания выпуска в октябре 1943 года Т-70 быстро исчезли из боевых частей, чаще всего используясь в учебных целях или как командирские машины. К концу войны их численность сильно сократилась, и на 1 января 1945 года на фронте осталось всего 272 Т-70. Однако лёгкие танки продолжали играть роль в последующих военных операциях и были оценены за выживаемость в городских условиях.

Хотя эксплуатация Т-70 была завершена в первые послевоенные годы, на 1 января 1946 года в РККА всё ещё числилось 1502 таких танка. Однако впоследствии большинство из них были отправлены на слом, чтобы использовать их детали для поддержки парка самоходной артиллерии СУ-76М.

Командир 1-го танкового корпуса генерал-майор М. Е. Катуков во время приёма у И. В. Сталина сказал следующее:

Лёгкий танк Т-70 имеет более солидную броневую защиту (имелось в виду по сравнению с Т-60), вооружён 45-мм пушкой, на нём установлены два автомобильных двигателя. Но он только начал поступать на вооружение и пока себя ничем особенным не проявил. Одна канитель с ними, товарищ Сталин.

Чуть ранее было письмо от командующего 5-й гвардейской танковой армией П. Ротмистрова Г. К. Жукову от 30 августа 1943 года, содержавшее следующие слова:

Танки Т-70 просто нельзя стало допускать к танковому бою, так как они более чем легко уничтожаются огнём немецких танков.

Но их точку зрения не разделяли остальные офицеры, например, генерал-лейтенант танковых войск С. Богданов в ГАБТУ от 25 сентября 1943 года сообщал следующее:

Танк Т-70 ввиду своей высокой подвижности как нельзя лучше соответствует задаче преследования отступающего противника… В отличие от Т-34 и КВ, танк указанного типа обладает малой шумностью (звук танка не превышает звука автомобиля) даже в движении на самых высоких оборотах, что вкупе с малыми размерами самого танка, позволяет подразделениям на Т-70 подбираться практически вплотную к противнику, не вызывая у него преждевременной паники…
Если немецкие артиллеристы могут вести огонь по танку Т-34 с расстояния 800—1200 м, то малые размеры Т-70 на местности снижают эту дистанцию до 500—600 м. Малый вес танка облегчает его транспортирование как к линии фронта, так и во время эвакуации подбитых танков в тыл. Танки Т-70 проще в освоении и управлении малоподготовленными водителями, подлежат ремонту в полевых условиях…Все имеющиеся случаи больших потерь подразделений танков Т-70 объясняются большей частью неграмотным применением, но не конструктивными недостатками самого танка. Считаю решение о прекращении производства танка Т-70 преждевременным. Выпуск танка следует сохранить, усилив его вооружение за счёт перехода к 45-мм пушке обр. 1942 года или полковой пушке обр. 1943 года.

Выше освещены основные аспекты, касающиеся лёгкого танка Т-70, однако существуют дополнительные важные моменты, заслуживающие внимания. Основная концепция Т-70 заключалась в создании высокотехнологичного и надёжного танка на базе массовых армейских автомобилей, усиленного вооружением и бронёй, способной справиться с противотанковыми артиллерийскими угрозами противника. Это позволило достичь высоких объёмов производства на неспециализированных заводах, сделав Т-70 лидером по надёжности среди танков выпуска 1942 года, таких как Т-34 и КВ-1.

Т-70 транспортирует десант. Фотография в свободном доступе.
Т-70 транспортирует десант. Фотография в свободном доступе.

Однако за этими достоинствами стояли некоторые недостатки, включая ограниченные возможности дальнейшего развития конструкции и перегруженность командирской позиции. Попытки усовершенствовать Т-70 в виде трёхместного варианта, принятого на вооружение как Т-80, столкнулись с проблемами недостаточной мощности силовой установки и её форсировки, что сказалось на надёжности танка и вызвало недовольство в военных кругах. Развитие немецкой танковой и противотанковой артиллерии также повлияло на эффективность Т-70. Появление на полях боя большого количества немецких танков и САУ с 50-мм и 75-мм пушками сделало Т-70 уязвимым даже для менее мощных орудий, что привело к высоким потерям в открытых танковых боях.

Несмотря на эти ограничения, Т-70 оставался боеспособным танком при правильном тактическом применении. Его малые размеры и маневренность делали его идеальным для операций в условиях лесистой и гористой местности, а также для задач разведки и дерзких рейдов в тыл противника. Примером успешного использования Т-70 была атака одного танка на опорный пункт противника, выполненная 55-й бригадой под командованием М. Соломина. В итоге, Т-70, несмотря на свои ограничения и недостатки, продемонстрировал свою эффективность в ряде тактических сценариев и оказался важным элементом в танковых войсках РККА в период Второй мировой войны.

Заключение

Лёгкий танк Т-70 имел целый ряд своих достоинств и недостатков, однако в целом он мог считаться вполне себе боеспособной машиной со своим, узким спектром задач. И если бы его применение было чуточку грамотнее, возможно, этот танк показал бы себя с лучших сторон. Но история сослагательных наклонений не терпит.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь, ставьте лайки - впереди ещё очень много интересного!