Найти тему
PRACTICAL ELECTRONICS

Автоматическое ЗУ на двух тиристорах

Оглавление

Самостоятельное изготовление ЗУ и цена вопроса

Собрать зарядное устройство (ЗУ) для свинцово-кислотных автомобильных аккумуляторов (АКБ) не представляет особой сложности с точки зрения схемотехники. Даже при наличии в схеме установки (выбора) зарядного тока и автоматического отключения процесса при полном заряде АКБ, сложность схемы не превышает среднего уровня.

Но основной вопрос здесь в другом, а именно – цена на электронные комплектующие. Например, в схемах, использующих силовой сетевой трансформатор, именно его наличие и определяет целесообразность построения такой конструкции. Потому как, прежде чем специально покупать такой трансформатор, стоит задуматься, глядя на нынешние «конские» ценники.

В приведённой публикации показано простейшее автоматическое ЗУ на основе сетевого трансформатора и двух тиристорах. Один из них силовой – через него непосредственно осуществляется зарядка АКБ, а другой – служит для отключения заряженного АКБ.

Силовой сетевой трансформатор в схеме определяет зарядный ток. Здесь использован понижающий трансформатор с двумя вторичными обмотками по 15 В (отвод от середины). При наличии такого трансформатора, или хотя-бы железа для его изготовления можно изготовить простое и надёжное зарядное устройство, схема которого показана ниже.

Схема электрическая

Схема электрическая принципиальная автоматического ЗУ на двух тиристорах
Схема электрическая принципиальная автоматического ЗУ на двух тиристорах

Трансформатор, используемый в схеме, должен содержать две вторичных обмотки по 15 В (или одну на 30 В с отводом от середины). Его мощность и определяет зарядный ток для АКБ.

Выпрямитель собран на двух диодах – VD1 и VD2 без сглаживающего конденсатора (что важно). Работа без конденсатора как раз определяет весь принцип работы этого ЗУ и основана на свойствах тиристора.

Силовая зарядная цепь

Рассмотрим цепь на тиристоре VS1, через который и происходит непосредственно заряд АКБ. На аноде тиристора VS1 действует пульсирующее напряжение частотой 100 Гц по амплитуде до 20 В. Это положительные полуволны со вторичной обмотки трансформатора Т1.

Для перехода тиристора в открытое состояние включена цепочка R1VD4 между его анодом и управляющим электродом. Ток в этой цепи имеет достаточное значение (около 15 мА) для его открытия. При этом, когда тиристор находится в активном режиме работы, то горит светодиод VD4.

Между катодом тиристора и общим проводом, который соединён со средней точкой вторичной обмотки трансформатора Т1, подключается заряжаемая аккумуляторная батарея. Так происходит заряд аккумулятора.

Цепь автоматического отключения

Рассмотрим условия для закрытия тиристора и прекращения зарядки. Вариантов два: разорвать саму цепь заряда аккумулятора или снять управляющий ток.

При снятии управляющего тока тиристор всё равно останется в открытом состоянии (свойство тиристора), пока протекает достаточный ток (ток удержания) в цепи между его анодом и катодом. Но в этой схеме в цепи действует пульсирующее напряжение, и именно когда напряжение равно нулю происходит закрытие тиристора, потому как прекращается прохождение тока и тиристор больше не чего не удерживает. Этого бы не произошло при наличии сглаживающей ёмкости в выпрямителе т.к. напряжение всегда было бы отлично от нуля.

Теперь к цепи на VS2, которая служит для отключения АКБ (закрытию тиристора VS1) по завершению заряда. Принцип основан на разнице напряжений АКБ в разряженном и заряженном состоянии.

Напряжение работы стабилитрона VD3 (12 В) задаётся с помощью подстроечного резистора R2. Значение напряжения полного заряда АКБ должно соответствовать началу перехода VD3 в активное состояние, т.е. в состояние, когда через него будет протекать ток.

При этом создастся условие для открытия тиристора VS2. Об открытии тиристора VS2 будет сигнализировать светодиод VD5 зелёного цвета «завершение заряда». При этом ток в цепи управляющего электрода VS1 станет уже недостаточным для его открытия, и он закроется в момент нулевого напряжения.

Конструкция

Печатная плата для схемы автоматического ЗУ на двух тиристорах
Печатная плата для схемы автоматического ЗУ на двух тиристорах

Чертёж печатной платы показана на рисунке выше.

Настройка схемы сводится к установке порога срабатывания цепи тиристора VS2 подстроечным резистором R2. Делают это на полностью заряженном АКБ. Порог открытия определяется свечением светодиода VD5, в то время, когда VD4 наоборот гаснет.

Тиристор VS1 должен быть закреплён на теплоотводе. Светодиоды VD4 и VD5 любые на номинальный ток 10 мА красного и зеленого цвета соответственно.