Норвежцы Ved Buens Ende внесли немалый вклад в становление авангардного блэк-метала и современной диссонансной ветки стиля. На сегодняшний день музыка этой группы из Осло может показаться не особо специфической, но в середине 90-х подобное звучание очень даже выделялось из общей массы.
Со временем многие исполнители, черпавшие вдохновение из музыки оных норвежцев, превзошли в плане нестандартности вдохновителя. Влияние Ved Buens Ende распространилось на бесчисленное количество проектов, от Blut Aus Nord и Leviathan до Deathspell Omega и Den Saakaldte. Таким образом, Ved Buens Ende напрямую повлияли на зарождение диссонансного блэк-метала, хоть в рамках данного направления со времён прорыва Deathspell Omega принято играть в более напористой и хаотичной манере.
Предтечей группы является команда Manes, которая просуществовала всего около года, записав небольшое количество материала. Именно из нее вышел гитарист/вокалист Юсаф «Викотник» Парвес, который и был автором неспешных композиций, написанных в манере, которая станет в будущем основной фишкой Ved Buens Ende.
Вскоре к Парвесу примкнули вокалист/ударник Карл-Михаэль Эйде и басист Сколл. Так новая группа и появилась.
В 94-м Ved Buens Ende выпустили демо «Those Who Caress the Pale», которое привлекало самобытным, медленным и психоделическим звучанием, с обилием эфирного и глубокого, чистого вокала Эйде. Год спустя состоялся релиз «Written in Waters» ("Написанное на водах"), единственного их данный момент полноформатного альбома. Воспринимается он не как блэк, а как дум-метал с влиянием блэка и прогрессив-рока, что обусловлено медленностью и плавностью материала, создающими сюрреалистическую атмосферу.
Среди основных музыкальных влияний для участников Ved Buens Ende, помимо блэк-метала, следует назвать джаз и прогрессивный/психоделический рок. Группа словно попыталась пропустить эти стили через призму блэка. В результате «Written in Waters» отличается обилием размеренных диссонансных мелодий, создающих галлюциногенную атмосферу, не характерную для основных блэк-метал работ начала и середины 90-х. И благодаря этому «Written in Waters» стал настоящей прорывной работой для своего времени.
Агрессии на данном релизе не очень много, блэк применяется далеко не везде, а диссонансные мелодии электрогитар вводят в ступор. Своей кульминации блэк достигает на композиции «Den Saakaldte». Там присутствуют все основные компоненты: скриминг, плотные тремоло, бластбитовая ритм-секция. Вокала два, но чистый голос, исполненный в отрешённой манере, превалирует над скримингом.
Один из интереснейших отрезков описываемого творения - блэковый инструментал, сочетаемый с чистыми распевами на композиции «You, That May Wither». Ближе к завершению опуса помещена созерцательная «Autumn Leaves» с партиями женского вокала, а в качестве оутро подобран психоделический эмбиентный пассаж «To Swarm Deserted Away».
Как уже говорилось выше, с момента выхода «Written in Waters» Ved Buens Ende не выпускали ничего нового. С тех пор участники группы отмечаются во многих именитых формациях экстремальной и экспериментальной сцен Норвегии, от Dødheimsgard и Virus до Ulver и Arcturus.
Несмотря на то, что коллектив выступает и поныне, под вывеской Ved Buens Ende так и остался описанный в данной статье единственный, со временем ставший культовым, альбом.
Видео по теме:
Кто желает, может посмотреть концерт группы в Лондоне