Найти в Дзене

Как красят космические корабли? Уникальные покрытия "Бурана".

Оглавление

Проект многоразовой космической системы "Энергия-Буран" стал вершиной советской космонавтики, результатом десятилетий работы космической отрасли целой страны. В то время как США и СССР соперничали в покорении космоса на равных, именно советские инженеры первыми осуществили автоматическую посадку многоразового корабля. Американцы смогли повторить этот успех только в 2000-х годах и то на меньших по масштабу аппаратах.

Несмотря на то, что кому-то может показаться, что эти полёты были нужны только лишь для международного престижа - это не так. Космическая отрасль толкала вперед всю промышленность. Разработанные инновации в будущем внедрялись и в другие отрасли, а позже и в быт простых граждан.

Например, тефлон, без которого сейчас не обходится ни одна антипригарная сковородка, изначально был той самой "космической" технологией. Он был крайне дорогим и использовался только для производства бомб и ракет, а также для покрытия кабелей и уплотнений в аэрокосмической сфере. В будущем, при расширении производства и исследований, доказавших его безопасность, тефлоновые сковородки захватили мир.

Здесь я не буду в очередной раз пересказывать историю взлёта и падения "Бурана" - такой информации в интернете и так много. В этой статье хотелось бы коснуться особенностей покрытий первого космического корабля, а также о том, как эти технологии повлияли на остальную промышленность. Поехали!

Первый космический корабль

"Буран" — советский многоразовый космический корабль, созданный как ответ на американский проект "Space Shuttle". Изначально планировалось, что ресурс корабля составит около 100 полётов.

-2

Уникальность "Бурана" была не только в том, что корабль должен был взлетать и полностью возвращаться обратно (в отличие от ракет, ступени которых сбрасывались по мере взлёта). Его особенностью была также система автоматического управления, которая позволяла кораблю совершить полет и приземление без участия человека.

-3
Самым напряженным для наблюдателей оказался момент, когда «Буран» при приближении к взлетно-посадочной полосе резко отклонился от заданного курса, повернув не в ту сторону. Действия бортового компьютера были настолько неожиданными, что сотрудники ЦУПа даже предлагали взорвать корабль, считая, что автоматика вышла из строя. Оказалось, что системы корабля среагировали на изменения ветра и скорректировали курс.

Тем не менее, одной из важнейших задач, вставших перед проектировщиками, были сама возможность корабля совершить выход в космос и вернуться целым. И это было весьма сложной задачей.

Чем покрывали "Буран"?

Одной из главных задач, вставших перед проектировщиками, стала разработка теплозащиты корабля. Он должен был пережить воздействие раскаленной плазмы при прохождении плотных слоев атмосферы, а также перепады температур в космосе.

Американский шаттл «Колумбия» потерпел катастрофу как раз из-за разрушения теплозащитного слоя. "Буран" с этой проблемой справился. Внешний вид теплозащитной плитки, которой был покрыт "Буран".
Американский шаттл «Колумбия» потерпел катастрофу как раз из-за разрушения теплозащитного слоя. "Буран" с этой проблемой справился. Внешний вид теплозащитной плитки, которой был покрыт "Буран".

Для защиты "Бурана" использовались теплозащитные плитки из кремнезема и углерода. Эти плитки покрывали корпус корабля и могли выдерживать температуры свыше 1,500 градусов Цельсия. Каждая плитка была уникальна и имела свой номер, что обеспечивало максимальную точность и эффективность защиты.

Дополнительно эти плитки красились в белый цвет. Выбор белого цвета не случаен — он отражает солнечные лучи, предотвращая перегрев оборудования на орбите. Это решение также используется в авиации.

-5

Важной задачей было обеспечение защиты от коррозии. Специалисты НПО "Энергия" совместно с научно-исследовательскими институтами разработали грунтовку ЭП-0214, которая надежно защищала алюминиевые сплавы и стали от коррозии. Эта грунтовка сохраняла эластичность в диапазоне температур от -253 до +200 градусов. Это было особенно важно для "Бурана", работающего на жидком водороде, ведь он существует только при температурах от −252,76 до −259,2 °C. Но такая технология может применяться и в других отраслях, где используется криогенная техника.

-6

Статическое электричество — еще одна проблема, с которой сталкиваются космические аппараты. Заряды статического электричества могут привести к пожару или взрыву, особенно при работе с жидким водородом. Антистатические терморегулирующие покрытия, разработанные для "Бурана", помогали снимать эти заряды. Эти покрытия также нашли применение на Земле, например, в вычислительных центрах и шахтах, где взрывозащищенность оборудования имеет критическое значение.

-7

Особое внимание уделялось тепловому режиму некоторых узлов и систем космического корабля. Для этого использовались покрытия АК-5260 и электроизоляционная эмаль ВАС-980 изумрудного цвета. Эти материалы обеспечивали теплоизоляцию и защищали от перегрева.

Таким образом, даже покраска такого футуристического проекта, как "Буран", была важнейшим фактором успеха в такой сложнейшей авантюре, как многоразовый космический корабль.

Забвение

К сожалению, развал СССР не позволил "Бурану" состояться как проекту. Стоимость одного вылета обходилась вдвое дороже запуска ракеты "Союз". В 1990 году программу приостановили, а 25 мая 1993 года Совет главных конструкторов при НПО «Энергия» им. академика С.П. Королева принял решение № 245-25/05-93, фактически закрывавшее программу.

Разные макеты, проекты и остатки кораблей "Буран" ждала самая разная судьба. Один из них сейчас в музее немецкого города Шпайер, другой - так и стоит разрушенный на космодроме. Еще есть макет, который стоит на "ВДНХ", но он не имеет ничего общего с настоящим "Бураном".
Разные макеты, проекты и остатки кораблей "Буран" ждала самая разная судьба. Один из них сейчас в музее немецкого города Шпайер, другой - так и стоит разрушенный на космодроме. Еще есть макет, который стоит на "ВДНХ", но он не имеет ничего общего с настоящим "Бураном".

"Буран" — это не просто космический корабль. Это символ инноваций и инженерного мастерства, который оставил значительный след в истории космонавтики. Тем не менее, технологии, разработанные при проектировании "Бурана", нашли свое применение в будущем. В том числе, в сфере покрытий.

Если вам интересно больше узнать о том, как красят современную технику в России - можете посмотреть одно из наших видео на Youtube. Мы компания, которая как раз занимается инжиниринговыми решениями в сфере промышленной покраски, поэтому часто делимся такой информацией:

Подписывайтесь на этот канал, а также обязательно оставляйте комментарии о том, какие еще технологии космической отрасли, известные вам, используются и сейчас в промышленности!